ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МАССОВОГО СОЗНАНИЯ КАЗАХСТАНЦЕВ: ОПЫТ ЭЛЕКТОРАЛЬНЫХ КОМПАНИЙ

31.01.2023



ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МАССОВОГО СОЗНАНИЯ КАЗАХСТАНЦЕВ: ОПЫТ ЭЛЕКТОРАЛЬНЫХ КОМПАНИЙ

Курганская В.Д., Доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник ИФПР КН МНВО РК

Казахстан вступает в чрезвычайно важный электоральный цикл, итоги которого станут определяющими для развития страны уже в ближайшие годы. Лозунгом избирательной компании 2023 г. для всех без исключения слоев населения должен стать следующий: «Честные выборы – справедливый Казахстан». Честной должна быть не только власть, которая обязана обеспечить прозрачность процедуры выборов и пресекать давление на избирателей, нарушения в ходе подсчета голосов, подкуп голосов избирателей. Честными должны быть кандидаты в депутаты, не допускающие использования нечестных методов в предвыборной гонке. Иначе говоря, ответственность за судьбу страны должны взять на себя все электоральные группы.

Мониторинг социально-политической сферы общества позволяет определять те приоритеты, которые смогут мобилизовать граждан на участие в выборах.

Современное развитие казахстанского общества показывает, что в нем пока преобладает обращение к макроэкономическим показателям. Конкретный, реальный человек при таком подходе «выпадает» из теоретических построений и просчитанных моделей социальных, экономических и политических преобразований общества. Поэтому наш большой опыт участия как социологов в избирательных компаниях показывает, что борьба с бедностью, социальная защита, сокращение безработицы – проблемы, которые решения которых ждут от одной электоральной компании к другой от депутатов их избиратели практически во всех регионах РК независимо от их социально-демографических характеристик.

Ряд опросов, проведенных социологическими службами, институтами и рабочими группами, свидетельствуют о том, что основания социально-политической стратификации казахстанского общества претерпели существенную трансформацию. На первое место заступает региональная специфика. Необходимо глубоко изучить специфические проблемы региона, и именно на их разрешении основывать свою предвыборную программу.

Эффективная предвыборная программа кандидата в депутаты должна представлять избирателям четкую, ясную, изложенную простым, понятным языком программу социально-экономического развития региона и пути ее реализации. В силу этого основной мотивацией участия в выборах являются надежды на разрешение острых социально-экономических проблем региона теми депутатами, которые, по мнению избирателей, обладают достаточными ресурсами и вместе с тем относительно независимы от давления различного рода олигархических лобби (лидеры общественных движений).

Для решения этих вопросов на региональном уровне усилия представительной власти должны быть направлены, в первую очередь, на создание новых рабочих мест, использование в иностранных компаниях местной квалифицированной рабочей силы, повышение заработной платы и социальную защиту наиболее уязвимых слоев населения. Наиболее эффективными остаются стратегии, связанные с обязательствами решения конкретных животрепещущих проблем: снабжение населения газом, горячей и холодной водой, топливом, ремонт дорог, жилищное строительство и т.д. Депутат, который сможет предложить конкретную программу в этих сферах, будет обеспечен безусловной поддержкой избирателей.

Ответственность, справедливость, способность понимать и отстаивать интересы и потребности людей, компетентность и образованность, неподкупность – те качества, которые должны быть, по мнению респондентов, присущи политическим лидерам. Негативно воспринимаются респондентами необразованность, некомпетентность, продажность, корыстолюбие, взяточничество.

Как свидетельствуют ответы респондентов, борьба с коррумпированностью чиновничьего аппарата становится одним из наиболее актуальных и универсальных по своей значимости политических лозунгов. В настоящее время иерархия социально-политических ценностей населения центрируется на нормативно-идеальных моделях правового государства с сильной центральной властью, способной неукоснительно следовать духу и букве законов, где нет места коррупции и мздоимству.

В предвыборных программах следует всячески избегать дискредитировавших себя в глазах населения некоторых лозунгов либерализма и неолиберализма. Это означает, что действенные, убедительные предвыборные программы должны быть ориентированы: на многоукладность экономики, а не на сугубо рыночные либо реставрационные экономические модели; на мультикультурализм (интеркультурализм), а не на этнократические идеи; на мировоззренческий плюрализм, а не на «единственно верное учение»; на веротерпимость, толерантность, а не на жесткий атеизм, либо заигрывания с религиозными конфессиями. Наши исследования показывают, что люди хотят видеть в своих избранниках не политических виртуозов, а честных и ответственных за свою гражданскую позицию людей.

Газета «Шелковый Путь Сегодня» от 28.01.2023 / № 3 (188)

https://docviewer.yandex.kz/view/0/?*=%2FhpqiA6ZtDXWgzud6G%2FBtTx%2Fnat7InVybCI6InlhLWRpc2stcHVibGljOi8vWkxUK1UrVmdqTmlvUkRpbzFIUkZqZ0trMTNXUW1DYWRLZmtvMThCbmhjUS9adzhSN2t1QllmZThlRW1TK1haRHEvSjZicG1SeU9Kb25UM1ZvWG5EYWc9PSIsInRpdGxlIjoi0JLRi9C%2F0YPRgdC6IDMtMjAyMy5wZGYiLCJub2lmcmFtZSI6ZmFsc2UsInVpZCI6IjAiLCJ0cyI6MTY3NTE0MzQwOTA5MiwieXUiOiI5MTk5NjgyNDExNjQ2Mzg0MjM1In0%3D