Экспертное обсуждение ежегодного Послания Президента РК
«Политические реформы и национальная стратегия:
ключевые аспекты ежегодного Послания
Президента РК К.К. Токаева народу Казахстана»
4 сентября 2024 года Центр политических исследований Института философии, политологии и религиоведения КН МНВО РК провел экспертную дискуссию по обсуждению ежегодного Послания Президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Кемелевича Токаева народу Казахстана на тему: «Политические реформы и национальная стратегия: ключевые аспекты ежегодного Послания Президента РК К.К.Токаева народу Казахстана».
В мероприятии приняли участие ведущие специалисты Института, включая экономистов, политологов, философов, социологов, которые поделились своими экспертными оценками относительно ключевых аспектов Послания Главы государства. Отдельно участники дискуссии подняли тему строительства АЭС и предстоящего референдума, планируемого 6 октября с.г.
В своем вступительном слове Генеральный директор Института Серик Сейдуманов отметил, что нынешнее Послание Главы государства охватывает несколько ключевых направлений и является концептуальным документом. В частности, особое внимание заслуживают предлагаемые меры по таким направлениям как улучшение социального обеспечения, развитие инфраструктуры, включая модернизацию энергетического сектора и развитие атомной энергетики, повышение эффективности государственного управления, улучшения системы социальной поддержки и утверждения принципов законности и порядка.
Обсуждая предстоящий референдум по вопросу строительства АЭС, о котором в своем Послании объявил Президент Казахстана К.К. Токаев, участники мероприятия поделились своими оценками.
Модератор экспертной дискуссии, директор Центра политических исследований ИФПР Айдар Амребаев отметил, что вопрос энергетической безопасности и эффективности для Казахстана, как крупнейшей экономики Центральной Азии объемом в 221 миллиардов долларов США, становится все более важным. В нынешнем Послании Президент выразил особую озабоченность ситуацией в мировой экономике, которая характеризуется достаточно острой фазой технологической конкуренции государств. И это требует от наших управленцев в различных секторах национальной экономики умение выявлять и реализовывать новый потенциал развития, так называемые новые «точки роста». А.Амребаев продолжил, что в качестве примеров Глава государства привел 17 проектов в области промышленного развития с высоким технологическим переделом. Уже в работе пилотный проект по строительству города Алатау, основанного на инновационных технологиях близ г.Алматы. Успех данного проекта можно будет масштабировать в отношении многих моногородов Казахстана, которые должны получить «новое дыхание» с точки зрения диверсификации их экономического профиля. Предусматривается строительство Национального Центра искусственного интеллекта в Астане. Большое внимание Президент уделил сфере энергетики и рациональному использованию водных ресурсов на основе цифровых технологий. Знаковым решением Главы государства стало его мнение о предстоящем 6 октября Референдуме по строительству АЭС в Казахстане, на котором будет принято консолидированное и согласованное решение по данному важному и чувствительному вопросу, как показывают развернувшиеся в стране дебаты.
Главный научный сотрудник Юрий Булуктаев, комментируя Послание Президента, отметил, что документ посвящен перспективам политического и социально-экономического развития Казахстана на предстоящий период. Особое внимание Глава государства уделил вопросу повышения эффективности государственного управления. В частности, спикер привел слова Президента: «Следует кардинально повысить эффективность государственного управления. С момента выдвижения мной концепции «слышащего государства» прошло чуть более пяти лет. За этот срок удалось изменить культуру взаимодействия между обществом и властными структурами. Появилось достаточное количество действенных механизмов выражения мнений и различных диалоговых площадок. Нормой стало прямое общение государственных служащих с гражданами».
Как отметил Президент, можно сказать, что данная концепция сформировала новую модель поведения госслужащих – проактивную и открытую, а значит, более ответственную и эффективную.
Ведущий научный сотрудник Мухтарбек Шайкемелев обратил внимание на то, что в контексте задач Послания Президента РК народу Казахстана – 2024 по сохранению и упрочению единства и сплоченности народа Казахстана, крайне важным ее аспектом остается межгрупповое и межэтническое единство населения страны. В пятом разделе Послания «Закон и порядок», Президент отметил необходимость продолжения целенаправленной реформы судебной системы с тем, чтобы и далее укреплять общенациональное согласие, партнерство власти и общества, следуя концепции «слышащего государства». Президент в своей речи отметил серьезную озабоченность проявлениями целенаправленных провокаций, посягающих на единство и безопасность общества, призвав граждан и государственные органы жестко реагировать на любые публичные провокации и противозаконные действия. Как отметил Глава государства К.-Ж.К. Токаев: «Там, где начинаются целенаправленные провокации, не может быть и речи о свободе слова и плюрализме мнений. Это посягательство на стабильность и безопасность общества, попытка расшатывания устоев государства». Поэтому так важно «обеспечить верховенство права и качество отправления правосудия».
По мнению ведущего научного сотрудника Дины Ешпановой в своем Послании Президент Казахстана особое внимание уделил положению человека труда. Президент отмечает, что люди, добившиеся успеха честным трудом, всегда уважаемы. Честный труд – это принцип ответственного гражданина. Ценность трудолюбия и профессионализма в нашем обществе должны быть на первом месте.
Основой основ жизнедеятельности любого общества являются трудовые отношения, а потому они находятся в зоне повышенного внимания государства. При любой форме государственного устройства они составляют важнейшую область государственного управления. Рыночные преобразования общества актуализировали необходимость создания новой системы социально-экономического развития и соответствующих ей трудовых отношений.
Ведущий научный сотрудник Института Аскар Шоманов отметил, что сам концепт «Справедливого Казахстана» предусматривает продолжение политической модернизации в нашей стране. В данном случае речь идет о том, что неотъемлемой частью государственного управления должен стать обязательный учет мнений граждан через различные открытые и легитимные механизмы диалога между властью и обществом. Одним из таких механизмов является утверждение подлинной альтернативности выборов в нашей стране. Каждый казахстанец должен иметь возможность совершать реальный гражданский выбор для опосредованного участия в делах государства путем участия в формировании государственных институтов. Это касается не только центральных органов власти, но и развития и поощрения выборности на местном уровне. Думается, что в перспективе такая практика позволит поэтапно перейти к прямой выборности в регионах. В своем обращении Глава государства также в очередной раз провозгласил тезис о том, что политическая модернизация должна идти «рука об руку» с укоренением в обществе идеологии закона и порядка. Это является одним из базовых условий в деле дальнейшего построения «Справедливого Казахстана». Ведь только четкое следование букве закона способно обеспечить подлинное верховенство права и гарантировать соблюдение прав всех казахстанцев.
Спикер остановился на вопросе необходимости развития технологического потенциала Казахстана в контексте сооружения атомной электростанции. По его мнению, строительство АЭС может способствовать развитию смежных отраслей, таких как производство ядерного топлива, обработка радиоактивных материалов, а также разработка и внедрение новых технологий утилизации радиоактивных отходов. Третьим аспектом технологического эффекта станет повышение квалификации и компетентности местных специалистов. Наконец, развитие ядерной энергетики может способствовать улучшению инфраструктуры и технологического потенциала страны в целом.
Главный научный сотрудник Института Вячеслав Додонов подчеркнул, что развитие атомной энергетики является одним из важнейших шагов для достижения целей по снижению выбросов в атмосферу. Эксперт заявил, что атомная энергетика представляет собой экологически более чистую технологию производства энергии по сравнению с солнечной энергетикой и сопоставима с ветровой энергетикой. Так, средние выбросы парниковых газов в процессе жизненного цикла АЭС составляют 28 г/кВтч, что сравнимо только с ветровой и гидроэнергетикой (26 г/кВтч), в то время как солнечная энергия производит выбросы в размере 85 г/кВтч. При этом выбросы газовой энергетики составляют 500 г/кВтч, а угольной – 900 г/кВтч.
В ходе дискуссии эксперты также обратили внимание на международный опыт при возведении атомных электростанций. Так, по мнению старшего научного сотрудника Института Рустема Мустафина, в настоящее время ядерная энергия обеспечивает около 10% мирового электропотребления, вырабатываемого примерно 436 энергетическими реакторами. При этом, ядерная энергия обеспечивает около четверти низкоуглеродной электроэнергии в мире. Более 50 стран используют ядерную энергию около 220 исследовательских реакторов. Помимо исследований, эти реакторы используются для производства медицинских и промышленных изотопов, а также для обучения. С учетом сказанного, эксперт резюмировал, что ядерная энергетика рассматривается в качестве многообещающей альтернативы традиционным источникам энергии, в том числе, благодаря наличию потенциала улучшения экологии и климата.
В целом, эксперты сошлись во мнении, что атомная энергетика представляет собой один из наиболее перспективных источников энергии, обеспечивающих стабильное производство электроэнергии при минимальном вреде для окружающей среды. Строительство атомных электростанций может значительно уменьшить зависимость от импорта энергоносителей и обеспечить нашей стране энергетическую независимость.