Комитета науки министерства образования и науки Республики Казахстан
наукакз

В Алматы состоялись одновременно Международный форум философов и политологов, а также II Казахстанский философский конгресс. Оба мероприятия посвящены 25-летию независимости Республики Казахстан.

В Алматы состоялись одновременно Международный форум философов и политологов, а также II Казахстанский философский конгресс. Оба мероприятия посвящены 25-летию независимости Республики Казахстан.

Участники этих форумов ответили нам на следующие вопросы:

1. Форум философов и политологов проходил практически одновременно с Казахстанским конгрессом философов республики - для чего понадобилось такое «совмещение»?

2. Могли бы вы назвать основные проблемы, которые предстоит решить философии в XXI веке?

3. Сегодня самая главная угроза для цивилизации - радикальный ислам. Нельзя без боли в сердце смотреть, как перед телекамерами эти нелюди отсекают головы своим пленникам. Существует ли философское осмысление этой угрозы?

4. Философия - это, скажем так, наука не для слишком молодых людей. Есть ли шанс на её омоложение? Появляются ли новые имена в философии?

Зарема ШАУКЕНОВА, директор Института философии, политологии и религиоведения, член-корреспондент Национальной академии, доктор социологических наук, профессор (Казахстан):

1. Кто-то даже по этому поводу пошутил: «Может, вам было бы просто скучно без политологов?» Конечно же, нет. Философы - люди более чем самодостаточные, хотя бы потому, что именно философия - первоисточник многих гуманитарных наук. В частности, политологии. При этом со всеми она находится в тесном единстве. Мне кажется, что наиболее интересные открытия будут совершаться на стыке философии, политологии, социологии и других гуманитарных наук. Так почему мы решили провести эти мероприятия в одно время? Они оба посвящены важной для нас дате - 25-летию независимости Республики Казахстан. Мы собрались вместе, чтобы подвести итоги, сверить часы и наметить планы на будущее. За три года, что прошли со времени проведения первого в истории Казахстанского философского конгресса, мы достигли многих намеченных нами целей. Главная: создание не разрозненного, а консолидированного профессионального сообщества.

2. Одна из основных проблем - это всеми силами стараться, чтобы общественная философия не стала сплошным прагматичным материализмом. Альберт Эйнштейн, чьи открытия изменили мир, призывал нас следовать простому правилу. Надо стараться быть не человеком успеха, но человеком смысла. Ведь философия - это среда. Именно в ней берут начало наука и культура. А они, в свою очередь, важны для здорового морально-нравственного климата в любой стране. Мне нравится ещё одна мысль - Антона Павловича Чехова: «Надо, чтобы за дверью каждого счастливого человека стоял бы кто-то с молоточком и постоянно напоминал стуком, что есть несчастные». Философия - и есть тот «молоточек», который (иногда даже не столько стуком, а одним резонансом) призывает мир чувствовать, реагировать, думать, решать самые разные проблемы общества и отвечать на вызовы времени.

3. Директор Института философии Российской академии наук, член-корреспондент РАН Андрей Смирнов на нашем пленарном заседании в Алматы выступил с глубоким докладом «Ислам и культура». Участники были абсолютно единодушны в том, что словосочетание «исламский терроризм» в принципе неверно. Отрезать голову, вы правы, нормальный человек не может. На самом деле существуют реальные, отчаянные, в буквальном смысле, головорезы со стопроцентной съехавшей «башней». В чём задача учёных? Здесь я полностью солидарна с послом Казахстана в России профессором Маратом Тажиным, который с трибуны размышлял о роли религии в борьбе с терроризмом. Эту проблему нельзя помещать в узкий контекст и понимать буквально. Все религии, так же как и отдельно взятые учёные, философы, политологи, религиоведы, таинственным образом возьмут и выработают механизм борьбы с террором. Чрезвычайно важным было бы посмотреть на эту проблему с разных ракурсов. Наше «оружие» - знания, слово. А это значит, мы не должны отказываться от диалога с колеблющимися. Спорить, доказывать, убеждать.

4. Четыре года назад мы решились на эксперимент: приняли сразу 10 выпускников философского факультета Казахского национального университета имени аль-Фараби к себе на работу. Часть из них обучались на тот момент в докторантуре, другим мы дали возможность поступить в целевую докторантуру. А когда в 2014 году по инициативе Министерства образования и науки на базе «Ғылым ордасы» был открыт Центр подготовки научных кадров, магистрантов и докторантов PhD по совместным программам научно-исследовательского института Комитета по науке Министерства образования и науки Республики Казахстан и Казахского национального университета имени аль-Фараби, мы смогли принять на обучение в магистратуру и докторантуру института ещё 19 человек. Не буду скрывать: не сразу всё получилось. Не все мои коллеги, научные сотрудники института были в восторге от такого «шефства». Ведь у них свои научные темы, собственная работа. Но терпение и такт, с которым старшее поколение взялось за эту работу - с одной стороны, старание и желание наших молодых специалистов - с другой, уже приносят свои плоды. Молодые учёные всё чаще публикуются в газетах и журналах, всё увереннее выступают на международных и республиканских конференциях.

Лука Мария СКАРАНТИНО, генеральный секретарь Международной федерации философских обществ, доктор философии (Италия):

1. Мы наблюдаем довольно любопытное явление: представители различных гуманитарных дисциплин собираются на общих диалоговых площадках, исследуют общие проблемы. Как я к этому отношусь? Позитивно. Голос учёных в этом случае становится более ясным и чётким. Река становится полноводной, если в неё впадают другие реки. Союз политологов, социологов, религиоведов становится крепче год от года - на философской основе. Моё участие в алматинской встрече я рассматриваю именно с этой позиции.

2. Это глобальный вопрос. Тем не менее я бы отметил два направления. Философия сегодня должна глубоко изучить межкультурное мышление и проблемы коммуникаций в обществе. Что касается первого направления, то я бы выделил прежде всего чувство ответственности. Люди должны руководствоваться именно этим принципом, общаясь с представителями других ареалов. Мы должны осваивать культуры других народов, понимая при этом: все они равноправны, одинаково ценны для планеты. Запад должен усваивать другие стили мышления, заимствовать всё лучшее, что есть в них. Здесь не должно быть каких-то искусственных ограничений. Северная Африка, Индия, Китай и, конечно, Центральная Азия могут быть одинаково полезны для нас, европейцев. Второе направление имеет отношение к демократии. И я выскажу, быть может, парадоксальную мысль. Сегодня истина не занимает надлежащего места в социальном дискурсе. У каждого своя истина. Давайте осмыслим феномен Трампа. Консенсус достигается путём эмоциальной информации. Если граждане вовлечены в эти процессы, то они несут полную ответственность за конечный результат, за будущее страны. Я полагаю, что философы мира должны объяснить выборы президента США в 2016 году с научной точки зрения - для пользы будущих поколений.

3. Можно ли бороться с терроризмом, с радикальным фундаментализмом с помощью науки? Таких идей много, но все они неэффективны. На самом деле именно философия должна помочь людям проникнуться идеями толерантности. Она призвана объединить народы, культуры, пронизать традиции и обычаи идеями взаимного уважения и понимания. Философия должна вбирать в себя разные точки зрения, и в этом её огромная просветительская задача. Что касается ислама, то, конечно, в Европе сейчас эта религия вызывает дискуссии, порой весьма ожесточённые. Одни люди предлагают выселить представителей этой религии за пределы Европы. Но, как вы понимаете, это нереально. Другие считают, что самым правильным выходом будет ассимиляция мусульманской культуры с культурой христианской Европы. То есть ты можешь жить рядом со мной при условии, что ты должен стать таким, как я. Это тоже плохо работает. Я вижу выход в интеграции. Это двусторонний процесс. Ты прикладываешь усилия, чтобы понимать меня, а я прикладываю такие же усилия, чтобы понимать тебя. Я говорил не раз и повторю сейчас: мы не закроемся от остального мира. Не следует превращать Европу или свою страну в крепость. Не думаю, что так мы станем лучше.

4. Успехи философии в Европе огромны, поэтому тяга к этой науке велика. К сожалению, надо признать, университетской профессуре порой не хватает креативности. Новые идеи воспринимаются с большим трудом. И тем не менее молодые люди охотно идут в науку. Возможно, рассчитывают что-то изменить в этой сфере. Приток молодых сил - благотворный процесс. И я в этом смысле не испытываю никакого беспокойства. Для примера могу привести Миланский университет, в котором я преподаю философию. На мои занятия приходят 20-25 студентов. Они задают интересные, острые вопросы. Мы вместе ищем ответы на них. И я понимаю, что наша наука не стоит на месте.

Анатолий ЛАЗАРЕВИЧ, директор Института философии Национальной академии наук (Беларусь):

1. Любое явление лучше рассматривать в полном объёме, с разных точек зрения. Поэтому объединение усилий учёных разных гуманитарных наук - и логично, и продуктивно. К тому же есть здесь и чисто прагматические соображения. Не всегда есть возможность лишний раз отправиться в командировку за тысячи километров. Тут и фактор времени - ведь у каждого учёного много своих собственных дел. Да и финансовые проблемы стоят порой довольно остро. Так что два мероприятия одномоментно - это полезная штука с любой стороны. Более того, направленность философского знания на выявление сущности вещей обязывает и другие науки «держать ухо востро».

2. Философия отвечает на главный вопрос: как человек может и должен, во-первых, состояться именно как человек и, во-вторых, насколько он способен реализоваться в определённом цивилизационном пространстве, чтобы, комфортно пребывая в нём, предложить созданную им культуру в качестве предпочтительной для будущих поколений.

3. Для Беларуси проблема терроризма, исламского экстремизма неактуальна. Наше государство - толерантное. Все конфессии мирно уживаются друг с другом, ведут между собой заинтересованный цивилизованный диалог. Большая часть населения исповедует православие, много католиков. Мусульмане - небольшая часть населения. Причём вполне законопослушная. Так что белорусское государство и общество никаких проблем с нашими мусульманами не имеет. Тем не менее я считаю, что межрелигиозный диалог должен управляться и направляться государством.

4. Ещё лет тридцать назад конкурс на философских факультетах, в аспирантурах по философии, если мне не изменяет память, был весьма жёстким - 3-4 и более человека на место. Сегодня конкурса фактически нет. Сложно подобрать кандидатов для учёбы в аспирантуре. Нельзя сказать, что философии как-то особенно «не повезло». Молодёжь охотнее идёт в коммерцию. Юноши и девушки мечтают попасть в структуры государственной власти и управления. Это общая тенденция. Но я думаю, что со временем ситуация изменится. Роль науки и инновационных технологий возрастает, и в перспективе это повлияет на предпочтения молодёжи.


Записал
Юрий КИРИНИЦИЯНОВ

http://aif-kaz.kz/node/1436