Комитета науки министерства образования и науки Республики Казахстан
наукакз

Зарема ШАУКЕНОВА, директор Института философии, политологии и религиоведения, доктор социологических наук, подводит итоги встречи учёных. И размышляет о будущем социологии.

А как на самом деле?
– Зарема Каукеновна, вам, конечно же, известно такое выражение «Есть ложь. Есть большая ложь. А есть статистика». Понятно, что статистические данные наш народ, мягко говоря, не слишком жалует и не доверяет им. А что же тогда социология, которую без статистики представить невозможно? Сталкивались ли вы со скептическим отношением к этой науке?

– Знаете, из всех общественных наук социология, как мне кажется, самая современная, интересная и динамично развивающаяся. В сегодняшнем мире люди сталкиваются с самыми разными мнениями, порой полярными. С чем сравнить социологию? Можно с «фанерой» (как в эстраде, когда вместо живого звука поют под фонограмму). Так бывает, когда недобросовестные сотрудники социологических служб и эксперты заранее подтасовывают цифры для получения «нужного» результата. Но спрос на такие, с позволения сказать, исследования невелик. Помню, на заре моей трудовой деятельности директор Карметком-бината сказал мне, молодой выпускнице Ленинградского государственного университета, буквально следующее: «Красивую картинку я и без вас нарисую. Вы же мне скажите, что на самом деле происходит». Часто социологию сравнивают с зеркалом. Дескать, она выдаёт то, что есть. Поэтому – не взыщите. С одной стороны, вроде как верно. Но в этом определении есть какая-то самоустранён-ность, равнодушие к своей профессии. Мне всё же ближе сравнение со скульптором. От того, как задашь вопрос, как потом проинтерпретируешь ответ, зависит многое. Так что для меня социология – это инструмент, с которым трудится мастер-профессионал. Например, у скульптора это руки и быстрый ум, резец и молоточек.

Когда мы итожим…
– Перейдём непосредственно к итогам вашего масштабного мероприятия. Потрачены немалые средства. Учёные отложили все свои дела, чтобы прийти и приехать на эту встречу. А результаты?

– Многие мои коллеги – преподаватели в прошлом и настоящем. И мы не можем избавиться от привычки выставлять оценки по пятибалльной системе. Так вот, когда всё закончилось, и мы прощались, многие участники встречи подходили ко мне, говорили, что два пятых конгресса и молодёжный форум, всё прошло на пятёрку. Не скрою, это было приятно. Если же говорить конкретно, подтверждено бесспорное региональное лидерство Казахстана в социологии. Об этом говорили практически все выступающие. Признание коллег – это, пожалуй, самый важный итог двух дней в апреле. Недавно я получила письмо из Баку. Его написал Руфат Гулиев, председатель Ассоциации социологов Азербайджана. Он пишет, что до сих пор находится под впечатлением от «замечательно проведённого мероприятия». И поддерживает идею турецких коллег о проведении межстранового социологического исследования «Ценности населения в тюркоязычных странах: истоки, состояние и тенденции развития». Это означает, что встреча в Алматы дала толчок для новых мыслей и свежих идей. К слову, с апреля 2014 года и до следующего конгресса Казахстан будет председательствовать в Союзе социологов тюркского мира. Президентом этой организации на конгрессе был единогласно избран президент Ассоциации социологов Казахстана Марат Тажин. Страна – председатель Союза социологов тюркского мира меняется раз в два-три года. Это, кстати, было предложением казахстанской делегации, принятом в Уфе на четвертом конгрессе социологов тюркоязычных стран.

До этого в организации постоянно председательствовали социологи Турции. Это не просто почётная миссия, но и большая ответственность. Второй, не менее важный итог. Мы убедились в том, что поступаем совершенно справедливо, и это соответствует главной цели Ассоциации социологов Казахстана, консолидируя профессиональное сообщество. Потому что наша профессия – штучная. Нас в республике не так много. Но внутри любого профессионального научного сообщества конкуренция достаточно высокая. Учёные, которые занимаются фундаментальными исследованиями, свысока относятся к тем, кто ведёт прикладную работу. В свою очередь, «прикладники» отвечают им взаимной неприязнью: «оторвались от жизни», «устарели», «ваши работы никому не нужны» – таков неполный перечень их претензий.

Двенадцать лет назад мы создали Ассоциацию социологов Казахстана, которая объединила всех социологов страны. Мы постарались прекратить все бесполезные споры. И у нас, я думаю, получилось главное – наше социологическое сообщество – это союз уважающих себя и других коллег. Споры ведутся вокруг научных, методологических проблем. Никаких личных «разборок»! Надеюсь, что и впредь Ассоциация казахстанских социологов будет той скрепой, которая поможет развивать нашу науку в конструктивном, цивилизованном русле. Мне запомнилось выступление Гульмиры Иле-уовой, которая возглавляет общественный фонд «Центр социальных и политических исследований «Стратегия». Он хорошо известен не только в Казахстане, но и в научном сообществе СНГ. Гульмира Илеуова также являлась сопредседателем программного комитета состоявшихся конгрессов. Так вот, она сказала следующее: «Конгрессы социологов дают мне осознание того, что кроме всех других видов идентичности, профессиональная идентичность очень важна». Очень точная мысль! Наши социологи соотносят свои научные интересы, свою гражданскую позицию со своим профессиональным сообществом. Это сообщество его оценивает, признаёт, по-товарищески критикует. И эта оценка коллег по цеху дорогого стоит. Есть ещё одна немаловажная деталь. Наша Ассоциация выдвигает кандидатов на знаки отличия Министерства образования и науки – это нагрудные знаки «За вклад в развитие науки Республики Казахстан», «Почётный работник образования Республики Казахстан» и медаль имени Ыбырая Алтынсарина. На конгрессе такие почётные награды были вручены 19 активным членам Ассоциации социологов Казахстана со всех регионов нашей страны. А это уже не только профессиональное, но и государственное признание.

– Надо отметить, что Министерство образования и науки совершенно справедливо раздвигает свои узкопрофессиональные рамки и таким образом влияет на общество.

– И здесь мне хочется сказать «спасибо» и Министерству культуры, которое берёт на себя часть организационных хлопот и финансовых затрат. Оно делает это в рамках поддержки неправительственных организаций. А наша ассоциация – одна из таких организаций. Таким образом, двенадцать лет были прожиты не зря. Как известно, казахи делят человеческую жизнь на двенадцатилетия – «мушель жас». Детство, юность, пора взросления. Вот и наша Ассоциация повзрослела, стала заметным явлением в жизни страны.


Власть и народ. Диалог возможен
– Социология наиболее понятна для простых людей. О чём толкуют «граждане учёные», философы или физики, всегда вызывало уважение с примесью подозрения. Какие «дивиденды» вы извлекаете из близости к народу?

– А почему социология понятна для населения? Её расцвет пришёлся на процессы, взбудоражившие одну шестую часть суши. «Демократизация», «гласность», «перестройка» – помните, с каким воодушевлением мы произносили эти слова. Социология стала свежей струёй в Советском Союзе ещё и потому, что власть стала интересоваться мнением общества. Чего не было – ни при Ленине-Сталине, ни при Хрущёве-Брежневе. В СССР общественное мнение в изучении особо и не нуждалось. Подавляющая часть населения всегда знала, когда голосовать «за», а когда «против». Скажем, против агрессии США во Вьетнаме или за свободу Анжелы Дэвис. Даже песни были соответствующие: «Солнечному миру – да, да, да, ядерному взрыву – нет, нет, нет». Поэтому можно сказать, что автор перестройки Михаил Горбачёв объективно способствовал становлению социологии. А для казахстанской социологии важными оказались общественно-политические процессы, которые происходили в республике в конце восьмидесятых, начале девяностых годов. И в конце концов привели к появлению на карте нового государства – Республики Казахстан. Изучать общественное мнение сегодня – это насущная необходимость. Власть должна знать, какие решения ей принимать. Что продвигать, в чём притормозить, а где сдать назад.

– Вы упомянули о своих первых шагах в профессии. Они совпали с перестройкой. Да, всё было прекрасно. Виктор Цой пел: «Перемен требуют наши сердца». Ему вторил Олег Газманов: «Полем, полем, полем свежий ветер пролетел». И все мы с готовностью подпевали. Все понимали, о каком ветре он говорит. Зато теперь знаем, чем закончились эти «метереологические» изыски. Огромную страну развалили – без шума и пыли. Ни один коммунист не вступился за СССР, если не считать пресловутый ГКЧП. Не получим ли мы в итоге большие проблемы и в Казахстане, если будем честно публиковать всё, о чём думает население?

– Мне кажется, это слишком большое упрощение. Ну не социология же, в конце концов, привела к распаду страны! Это всё равно, что в болезни обвинять градусник. Это совпадение, не более чем. Перемены в СССР вызревали параллельно с развитием социологии, но для распада страны опросов населения явно недостаточно. Наша наука дала возможность наблюдать процессы, которые происходили в стране. А в том, что руководители, те же Горбачёв и Ельцин, не сделали правильных выводов, не предприняли нужных мер, чтобы сохранить страну, в этом – уж извините – социологи не виноваты. Да, социологию порой упрекают в том, что она изучает некую «среднюю температуру по больнице», когда всё, в общем-то, хорошо и все проблемы приглажены. Но ведь по-настоящему серьёзные и квалифицированные специалисты изучают и разброс этих «температур». Я имею в виду – учитывают крайние, полярные точки зрения.

– Итак, получены результаты. При их обработке зависит ли окончательный результат от поведения учёного? От его социальной принадлежности и партийной позиции? Скажем, один симпатизирует рыночным реформам. А другой – твердокаменный коммунист…
– Нет, сам процесс получения информации достаточно объективен. Другое дело – интерпретация. Но это проблема из категории вечных. Стакан наполовину пуст или наполовину полон, каждый решает сам. В то же время для получения объективной информации важным является умение оставлять вопросы. Ведь не зря говорят: каков вопрос, таков и ответ. Но и в этом случае сумма ответов – категория достаточно объективная. К тому же надо учитывать, что исследования в нашей стране проводят десятки социологических служб. Ответы на похожие вопросы не могут отличаться кардинально. Сегодня как профессиональное сообщество, так и заказчики исследований, достаточно быстро видят, когда что-то неладно…


Заложили прочный фундамент
– Почему встреча учёных, в «Ғылым ордасы» произошла в апреле 2014 года?

– Как я уже сказала, Ассоциация социологов Казахстана была создана в 2002 году. Инициатором выступила кафедра социологии Казахского национального университета имени Аль-Фараби. Она была первой в стране и долгое время единственной. Здесь был заложен прочный научный фундамент. Сосредоточены значительные творческие силы. Эту идею поддержал первый в Казахстане доктор социологических наук Марат Тажин, нынешний Чрезвычайный и Полномочный Посол Казахстана в России. В 2002 году он был избран президентом Ассоциации и остаётся им и поныне. Ассоциация объединяет около ста докторов и кандидатов социологических наук. В последнее время к нам добавилась молодая поросль, которая защищалась уже в новых условиях – порядка двадцати докторов PhD. В этом году мы совместили свой форум с проведением V Конгресса социологов тюр-коязычных стран (кстати, казахстанские социологи второй раз организовывают данный форум – в 2008 году мы провели в Алматы II Конгресс социологов тюркоязычных стран).

Почему мы собрались в апреле 2014 года? Дело в том, что на первом конгрессе социологов было принято решение проводить такую представительную встречу раз в три года. И своё решение мы выполняем неукоснительно. Один раз, в 2005 году, конгресс состоялся в Астане. Все остальные – в Алматы. В городе, который по праву считается научным центром республики. Впервые конгресс состоялся на базе нашего института, так как мы по поручению Министерства образования и науки нашей страны являемся координаторами программы «Ценности и идеалы независимого Казахстана» в рамках тематического плана иссле-дова-ний по научному сопровождению Стратегии «Казахстан-2050». Эта работа ведётся по инициативе Администрации Президента Республики Казахстан. В этой программе в 2013–2016 годах нами реализуются 12 исследовательских проектов, предусматривающих проведение масштабных социологических опросов.

– Сегодня вся пресса Казахстана – как проправительственная, так и оппозиционная – обсуждает вступление в Евразийский экономический союз. А вы решили напомнить, что наша страна – часть тюркоязычнного мира?

– Не просто напомнить, но и в очередной раз привлечь внимание к тому, какие интересные процессы здесь происходят. К нам приедут более сорока делегатов – из Турции, Узбекистана, Азербайджана и Кыргызстана. Российская Федерация будет представлена не только Москвой, но и Уфой и Казанью. Тюркоязычный мир – это важный вектор внешней политики Казахстана наряду с евразийским направлением. Мы никогда не забудем, что Турция была первой страной, которая признала независимость Казахстана. С тех пор между двумя государствами сохраняются добрососедские отношения.

Важна и языковая ментальность. Разумеется, казахстанские социологи всё это учитывают, развивая контакты с турецкими коллегами.

Мы называем кафедру социологии КазНУ имени Аль-Фараби старейшей в Казахстане. Ей чуть больше двадцати лет. А кафедра социологии Стамбульского университета, крупнейшего вуза в Евразии, в сентябре этого года отметит столетний юбилей. Понятно, что нам есть чему поучиться у турецких друзей. В сентябре делегация казахстанских социологов отправится в Стамбул. Добрые научные, творческие, да и просто человеческие связи у нас сложились с учёными Кыргызстана, Узбекистана, Азербайджана. Эксперты этих постсоветских государств входят в диссертационные советы наших вузов, да и казахстанские социологи в этом смысле всегда востребованы. Мы настроены на самую тесную интеграцию. И она у нас получается. В частности, наши доктора наук готовят научные кадры для Кыргызстана. Поэтому соседняя страна направила к нам весьма представительную делегацию. Наша Ассоциация входит в Союз социологов тюркоязычных стран. Все это даёт нам возможность лишний раз прикоснуться к культуре, науке, традициям этих государств. Отмечу, что сильна социологическая наука в тюркоязычных автономиях России, в Башкортостане и в Татарстане.

– Раз уж мы вспомнили о Татарстане. Меня интересует, насколько наука способна объяснить или даже предотвратить угрозы, которые предъявляет современный мир. Не так давно вся Россия обсуждала взрывы православных церквей в этой республике. К чести местных правоохранительных структур Татарстана, действовали они жёстко и бескомпромиссно. Понятно, что террористы хотели взорвать не только храмы, но и межнациональное согласие и межконфессиональный мир. Теперь слово за социологами. Что думает по этому поводу население? Пытаются ли учёные разобраться в наиболее насущных вопросах общества? Тем более что вопрос взаимоотношений двух религий – ислама и православия – для Казахстана тоже не второстепенен…

– Я бы поставила вопрос шире. Прошло более двух десятков лет, как распался Союз. И всё это время продолжаются поиски идентичности. В СССР всё было просто. Мы ощущали себя частью общности под названием советский народ. Человек не задумывался: а кто он? Понятно: пионер. Комсомолец. Член КПСС. Всё это замечательно укладывалось в понятие «простой советский человек». Гражданская идентичность превалировала. Национальная и религиозная были спрятаны где-то глубоко. Теперь же они вышли на первый план. Присоединяются к ним семейные ценности. Люди стали интересоваться: к какому роду-племени принадлежишь ты сам и твоя семья. Эти тенденции, безусловно, отслеживала социология практически во всех республиках бывшего СССР. И предупреждали власти предер жащие о некоторых, скажем так, «сбоях» в общественном сознании. Сужу об этом по встречам на предыдущих конгрессах. По докладам, с которыми на них выступали учёные. И не всегда и не везде власть прислушивалась к их предостережениям. И мы видели примеры, как в отдельных случаях это заканчивается печально. Два президента соседней страны не по своей воле покинули свою страну и горячо любимый ими народ, что сопровождалось разгулом революционных страстей. Мы наблюдали «разлом» и в Грузии, а теперь в Украине.


Ждать ли в Казахстане своего майдана?
– В прессе и на кухнях обывателей обсуждается сейчас животрепещущий вопрос: а может ли случиться майдан в Казахстане?

– Не думаю. Слишком много в нашей стране людей, которые отождествляют себя только с Казахстаном. Да, проблемы есть. Есть и разное понимание каких-то ценностей, например, между казахами и русскими. Но они не фатальны, не носят цивилиза-ционного раскола, как между западом и юго-востоком Украины. Сегодня до 85 процентов населения Казахстана (а у нас опросы, связанные с вопросами идентичности, регулярно проводят разные социологические службы) считает, что паспорт гражданина республики – решающее условие жизни и судьбы. Но не всегда социологи задают простые вопросы и получают благожелательные ответы. Вот прошла девальвация. Как она отразилась на протестных настроениях? Как они изменились после известной речи президента на заседании правительства? Что думает народ по поводу действия тех или иных банков? Какие меры надо предпринять, чтобы сбить волну недовольства? Ну и так далее. То есть социология не решает проблемы. Это не её задача. Но она – важное звено в отношениях народа и власти. Учёные могут и должны подсказать, какие меры надо предпринять. Чего ждёт население от руководства района, области и страны.

– Фактически социолог – это своеобразный «станционный смотритель», который идёт навстречу поезду с тревожным сигнальным фонарём, если вдруг лопнул рельс…
– Можно сказать и так…

– Договор о создании Евразийского экономического союза во многом определит дальнейшее развитие казахстанской экономики. А чем ответили учёные? Есть ли у вас контакты, к примеру, с российскими социологами?

– Они и не прерывались. На конгресс приехал Игорь Задорин, президент крупной социологической компании «Циркон». В свое время он вместе с Валерием Фёдоровым, генеральным директором Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), кстати, почётным академиком академии социологии Казахстана, приложил руку к созданию международного странового проекта «Евразийский монитор». На одну и ту же тему исследования проводят в разных странах. Сначала в проекте участовали только Беларусь и Россия. Позже присоединилась Украина – практически одновременно с Казахстаном. А теперь в проекте принимают участие 13 постсоветских государств. Замеры делаются два раза в год. Республику Казахстан в этом проекте представляет общественный фонд «Центр социальных и политических исследований «Стратегия». С координаторами «Евразийского монитора» мы обсудили важную тему: как соотносятся национальные интересы каждой страны с целями и задачами интеграции. Надо отметить, что вообще-то тема интеграции уже присутствовала в наших исследованиях. Но в таком контексте мы её обсуждали впервые.

– Скажите, а как относится население трёх стран к идее интеграции? Мы ведь и здесь выбрали «особый путь» – это словосочетание сегодня весьма популярно в России. В Европе народ каждой страны решал: быть ему в ЕС или нет? Объявляли референдум. И вот идея набрала 50 процентов голосов плюс один голос. И всё! Сторонники интеграции пьют шампанское и пишут заявление в Брюссель. Ну а нет – так нет. У нас же три президента выпили по чашке кофе или чего покрепче и обо всём договорились. А теперь населению остаётся только аплодировать мудрости своих лидеров…

– Вы, по-моему, упрощаете. Ведь у президентов были основания встретиться, как вы говорите, за чашкой кофе. И не раз. К договору об учреждении ЕАЭС лидеры Казахстана, Беларуси и России шли долгих двадцать лет. Рост интеграционных настроений – это не просто внутренние ощущения экспертов, но и объективные данные «полевых» исследований. Мы все быстро разбежались по суверенным квартирам. Но экономику не обманешь. «Сначала экономика, потом политика» – этот постулат Нурсултана Назарбаева завоёвывает себе всё больше сторонников в странах СНГ. Хотя при этом некоторые политики патриотического направления считают: интеграция опасна, она принесёт политическое «поглощение» и даже «закабаление». Однако социологи утверждают: на большую часть населения националистические «страшилки» не действуют.

– Тем не менее наши политики и экономисты недорабатывают…

– Согласна с вами. Любые идеи сами собой массами не овладевают. Для этого нужны как минимум объективные условия и люди, которые эти идеи продвигают. Опираясь – что важно – на данные, которые представляет социологическая наука.


Здравствуй, племя! Младое, но знакомое
– Когда вы впервые пришли в этот кабинет, должность ваша называлась директор Института философии и политологии. Затем добавилось важное уточнение, и теперь полное название Институт философии, политологии и религиоведения. Не кажется ли вам, что не хватает слова «социологии»? Не пора ли вывести вашу науку на уровень академического института?
– Название будет, прямо скажем, неподъёмное. Но дело, конечно, не только в этом. Я уверена: Казахстану нужен Институт социологии, поскольку за 20 лет наша наука сделала настоящий марш-бросок. В том числе и в силу своего прикладного значения. Сегодня в Казахстане более ста различных структур, которые занимаются этими исследованиями. Настало время анализировать, систематизировать и направлять эту работу. Сегодня социологические исследования отданы в частные руки. В рыночную эпоху этот факт не вызывает возражений. Могу сказать, что молодые специалисты здесь проходят хорошую школу. И при этом неплохо зарабатывают. Всё это так. Но и государственный пригляд должен быть. Государство должно знать, кто и какими исследованиями занимается – хотя бы в интересах собственной безопасности. Государство заинтересовано в том, чтобы получать информацию не только из правительственных источников, но и из независимых организаций. Спасибо главе государства: в этом направлении делается немало.

Поддержка неправительственного сектора повлекла за собой создание целого ряда структур, занимающихся социологическими исследованиями при этом имеющими статус НПО. По программе «Болашак» юноши и девушки из Казахстана получили хорошее социологическое образование за рубежом. Если государство решит, что следует объединить усилия казахстанских социологов не только в рамках общественной организации как Ассоциация казахстанских социологов, но и в стенах государственного научно-исследовательского института, мы посчитали бы за честь, если бы нам доверили оказаться у истоков создания такого института в нашей стране. Как руководитель я придерживаюсь принципа разумной постепенности. В нашем институте уже есть два докторанта PhD, которые будут защищаться по социологии. В этом году руководство Министерства образования и науки инициировало очень серьёзный проект интеграции науки и образования. Наши НИИ получат возможность готовить собственные научные кадры магистрантов и докторантов совместно с университетами. Сейчас мы со всех сторон прорабатываем этот проект с Казахским национальным университетом имени Аль-Фараби. Уже в этом году наш институт начнёт подготовку философов-магистрантов, а также докторантов по специальностям «религиоведение» и «исламо-ведение». А вот на будущий год запланируем подготовку социологов. Не меняя названия института, создадим отдел социологии. И начнём его развивать. Ведь два года назад мы стали институтом религиоведения, в том числе и потому, что у нас был сильный отдел философии религии.

– Институт философии, политологии и религиоведения выпускает два научных журнала, в которых в качестве членов редакционного совета представлены учёные самых разных стран. Через них можно выйти на руководителей вузов и научных центров, куда можно отправить на стажировку будущих учёных. Вот вам и много-векторность в политике – через социологию…
– Безусловно, думаем и об этом. Именно поэтому Ассоциация социологов Казахстана в 2009 году учредила международный журнал социологов тюркоязычных стран «Әлеуметтану-Sociology». Он выходит два раза в год. И теперь каждая страна-председатель будет отвечать за сбор статей и редакционную работу по его выпуску.

– И снова вернёмся к конгрессу. Сколько докладов было представлено участникам?
– Двадцать основных. С ними выступили авторитетные учёные, исследователи. Работали диалоговые площадки, где каждый участник имел возможность изложить свою точку зрения на современную науку, поделиться наболевшим. Научные статьи всех участников включены в три сборника материалов – конгресса социологов Казахстана, конгресса социологов тюркоязычных стран и форума молодых социологов. Эти документы, безусловно, будут востребованы, особенно в течение трёх лет, до очередного конгресса. Они доступны на сайтах АСК и нашего института.

– Давайте прокомментируем основные выступления…
– Прежде всего отмечу, что практически все доклады отражали реальную жизнь, отвечали на запросы общества. Одной комплиментарности, которая порой присуща таким мероприятиям, удалось избежать. Кыргызы поведали о межэтнических противоречиях в своей стране. Турецкие коллеги поделились своей проблемой. Молодёжь Турции сегодня – «горючий материал» для антиправительственных выступлений, угроза для стабильности страны. Как всегда, интересным и полемичным был доклад Жана Тощенко, члена-корреспондента Российской академии наук, главного редактора журнала «Социс». Это весьма престижное издание, которому в этом году исполняется 40 лет. Опубликоваться в нём крайне сложно. Журнал занимает одно из ведущих мест по индексу цитируемости. Жан Терентьевич рассказал о новых тенденциях в мировой социологии. С приветственным словом от Международной социологической Ассоциации (МСА) выступила член исполнительного комитета МСА Дилек Синдоглу. Ассоциация социологов Казахстана стала членом МСА в 2003 году. Наша цель войти в исполком данной организации, а в дальнейшем стать организатором международных форумов, проводимых МСА. Немалый интерес вызвал доклад профессора Пала Тамаша, который почти 20 лет возглавлял Институт социологии Венгерской академии наук. В последние годы он активно участвует в подготовке докторантов социологов в ЕНУ имени Льва Гумилёва.


Учёный школой силён
– К вопросу о наставниках и учениках. Любой учёный силён своей школой. Вспомним Платона и Сократа. А что происходит в казахстанской социологической науке?

– Основателем казахстанской социологической школы, безусловно, является профессор Матипулла Аженов – декан философского факультета, основатель и заведующий кафедрой социологии КазНУ имени Аль-Фараби. Он был учителем Марата Та-жина, подготовил 10 докторов и 30 кандидатов социологических наук. Матипулла Са-лахатдинович три года назад ушёл из жизни, но дело его живёт. Сегодня есть и школа профессора Биекенова. Кенес Умбетжанович десять лет заведовал кафедрой социологии в КазНУ, в прошлом году отметил свой 80-летний юбилей, но остаётся в строю. Он также подготовил более 30 докторов и кандидатов социологических наук, был научным консультантом моей докторской диссертации.

Их ученики сами стали наставниками для казахстанских социологов. Так, более 20 кандидатов и докторов социологии подготовила ученица Ма-типуллы Аженова профессор Канапия Габдуллина. Сегодня кафедрой социологии и социальной работы в КазНУ имени Аль-Фараби руководит также ученица профессора Аженова – Гульмира Абдирайымова, много лет возглавлявшая совет молодых учёных при Фонде Первого Президента. В то же время в Евразийском национальном университете имени Льва Гумилёва мы видим становление и укрепление кафедры социологии, отвечающей современным требованиям. Её возглавляет доктор социологических наук Айгуль За-бирова. Именно они патронируют созданный на предыдущем национальном конгрессе Форум молодых социологов Казахстана. Мы проводим его уже во второй раз и спустя три года видим определённые результаты, и они нас радуют. Сегодня можно говорить о существовании нескольких научных центров в Казахстане, по-хорошему конкурирующих между собой, продолжающих традиции своих учителей и в то же время создающих основы новых направлений, школ. И этим фактом нам, казахстанским социологам, можно гордиться.

– Раз уж мы заговорили о молодых. Мне кажется весьма спорной мысль – разделять науку по возрастному принципу. Она или есть, или её нет. Скажем, неважно, кто автор интересной работы: седобородый старец или «юноша пылкий со взглядом горячим». Попробуйте меня разубедить…

– У молодых учёных масса своих проблем, и я полагаю, что форумы молодых социологов чрезвычайно важны. Форум молодых социологов проводится второй раз. Первый раз он состоялся три года назад также в рамках национального социологического конгресса. Отмечу, что уже во второй раз мы видим, что рабочий язык Форума молодых казахстанских социологов – государственный. Причем без всяких усилий, просто это наша реальность. На конгрессе был и такой момент: госпожа Дилек Синдоглу, выступала с приветствием на английском языке. На слайдах шёл синхронный перевод. Потом она отложила бумаги и начала импровизировать – и тоже, разумеется, на английском. Переводчики замешкались. И вот тут по реакции зала я поняла, что большей части моих молодых коллег перевода не требуется. Приведу и слова Игоря Задорина, которые он оставил на своей страничке в Фейсбуке. Он сообщает, что второй раз в своей жизни он провёл два замечательных дня в Алматы на удивительной площадке – конгрессе социологов тюркоязычных стран, где учёные из Казахстана, Кыргызстана, Азербайджана, Узбекистана, а также Турции, Венгрии и Германии свободно говорили между собой на русском языке. Отрадно, что русским языком в совершенстве владеет и новое поколение учёных Казахстана. На фоне трагических событий на Украине видно, что Казахстан проводил и проводит взвешенную языковую политику, которая сближает, а не разобщает представителей разных этносов, проживающих в нашей стране. Эта тенденция обнадёживает. Она продолжает линию главы нашего государства на активное реальное трёхъязычие.

Сегодня в республике готовят социологов в нескольких вузах. Ведущими являются Казахский национальный университет имени Аль-Фараби (Алматы) и Евразийский национальный университет имени Льва Гумилёва (Астана). Наш конгресс показал, что наряду со старой алматинской школой резко прибавила в науке школа новая, столичная. И как признание укрепления социологической школы в Астане на конгрессе было принято провести VI Конгресс социологов Казахстана в 2018 году (на этот раз через четыре года, в связи с проведением в Казахстане Всемирной выставки ЭКСПО-2017). Мероприятие пройдёт в Астане на базе кафедры социологии Евразийского национального университета имени Льва Гумилёва.


Республика Казахстан
29 мая 2014 года

http://www.gazeta-vesmir.info/newspaper/?p=1636