Комитета науки министерства образования и науки Республики Казахстан
наукакз
18 июня 2021
Как нам обустроить отношения с Россией?


MzlM1vNQ


Автор: Айдар Амребаев

В современной международной повестке дня тема взаимоотношений с Россией занимает особое место, и это связано с уникальной ролью этой великой страны в мировой истории и современных международных отношениях.

Казахстан взаимодействует с Россией в разнообразных форматах и позиционирует себя как союзник по ЕАЭС, участник ОДКБ и других организаций с участием двух стран. Однако в последнее время мы нередко сталкиваемся с ситуацией, когда Россия, предлагая свои международные инициативы, не согласовывает их со своими партнерами, хотя протокол обязывает ее к этому, что приводит к определенному дискомфорту и непониманию в двусторонних отношениях.

В этой связи вспоминается случай, когда в мае 2015 года после «крымской авантюры», нуждаясь в международной поддержке, Кремль единолично, без согласования с партнерами по ЕАЭС, подписал от имени этой организации Соглашение с Китаем «О сопряжении Экономического пояса Шелкового пути с ЕАЭС». Впоследствии руководители других стран – членов организации были вынуждены затем, уже «задним числом», присоединиться к данному договору.
Подобная же ситуация повторяется и сегодня, когда заместитель министра иностранных дел России г-н Панкин недавно выступил от имени ЕАЭС с неоднозначным заявлением о том, что в наших странах «прорабатывается вопрос о согласованных санкциях России в отношении ЕС», что, как заявил МИД Казахстана совершенно не соответствует действительности. «Казахстан никаких переговоров о «консолидированных санкциях» стран ЕАЭС в ответ на санкции других государств не ведет» и вообще выступает против наделения органов евразийской интеграции несвойственными функциями и против политизации объединения.
По-мнению некоторых экспертов, подобные заявления российской стороны уже в который раз демонстрируют намерения Кремля использовать любой постсоветский формат отношений, в данном случае ЕАЭС, в качестве инструмента для решения своих геополитических задач, в частности, в стратегической конкуренции с Западом. При этом совершенно игнорируются мнения и национальные интересы стран-партнеров по евразийской интеграции, будто они не обладают достаточной субъектностью и суверенностью, оставаясь в статусе «младших братьев» России, а то и ее «окраинами», наделенными так называемыми «подарками» в виде территорий.
Всем известен этот сюжет от Владимира Путина, который вызвал достаточно тревожные отклики на постсоветском пространстве. Данные шаги российских политиков ставят «друзей Москвы» в «неловкое положение», а то и напрямую подвергают страны-партнеры риску попасть «под аналогичные международные санкции». В любом случае подобные действия представляют собой очевидную угрозу национальной безопасности нашей и других стран союзников. Именно этим объясняется нежелание некоторых постсоветских стран иметь «хоть какие-то дела» с таким «непредсказуемым и невежливым» партнером…
К сожалению, такое поведение в отношении своих «немногочисленных друзей» со стороны России становится нормой. Руководство этой страны все еще живет в формате «обиженной сверхдержавы» с уязвленным самолюбием, не готовое к равноправному диалогу со своими партнерами и союзниками. И это самым серьезным образом мешает ей стать действительно цивилизованной и притягательной для сотрудничества страной, которая придерживается норм международного права, уважает суверенитет и территориальную целостность государств соседей, особенности их национальной идентичности и т. д.
В этом плане Россия ведет себя в своем «ближнем окружении» как «слон в посудной лавке», то там, то здесь разрушая даже самые «крепкие узы», ущемляя интересы стран-соседей, уязвляя национальные чувства их народов, подвергая сомнению состоятельность их государственности. Такая недружественная, а по большому счету, безответственная и неадекватная политика руководства современной России становится основанием для «раскручивания» настроений русофобии, что, в конечном итоге, думается, не в ее собственных интересах.
И в этой связи стоит ли удивляться настороженному отношению к любым внешнеполитическим инициативам и даже заявлениям отдельных политиков России. Надо сказать, что «накопленные», таким образом, «настороженности» могут привести к определенным концептуальным изменениям во внешнеполитических доктринах стран-партнеров России и выбору ими более надежных векторов внешней ориентации.
Нельзя строить стабильную стратегию внешней политики и национальной безопасности на страхе и постоянной оглядке на то, «что еще выкинет Россия». Она становится весьма «токсичным» актором во внешней политике. Это очень серьезная озабоченность, которая сегодня присутствует не только у ближайших союзников России, но и у всего международного сообщества. К примеру, после недавней встречи с Владимиром Путиным, американский президент Джо Байден заявил, что «мир ждет от России предсказуемости и адекватности».

В этой связи я полагаю, что возникает реальная потребность в том, чтобы если не пересмотреть, то хотя бы провести своеобразный аудит отношений с Россией, проанализировать качество взаимодействия наших стран и определить для себя значение этой великой страны, с которой нас связывает весьма длительный исторический период совместного существования. Но «срок давности» общего проживания на территории Большой Евразии не может являться единственным аргументом «почему мы должны быть вместе», как в семье, в которой «охладели» отношения между супругами…

С нашей точки зрения необходимо честно и откровенно «поговорить» с нашими партнерами о всех «чувствительных зонах» двусторонних отношений и на прагматичной основе, в соответствии с существующей нормативно-правовой базой международных соглашений, принять своеобразную дорожную карту рационализации и оптимизации отношений.

К таким, «чувствительным» темам, с точки зрения Казахстана, можно отнести следующие:
Во-первых, вопрос о том, признают ли стороны беспрекословно и в полном объеме состоявшийся государственный суверенитет наших стран после распада Советского Союза? Казалось бы, при всей очевидности ответа на этот вопрос, есть у казахской стороны определенные сомнения в том, что российская сторона на деле признает национальный суверенитет Казахстана. Как известно, это сомнение подтверждается неоднократными заявлениями политиков самого разного уровня, и, в-первую очередь устами самого президента России.
Как Казахстан должен интерпретировать эти месседжи о несостоятельности нашей государственности, как не прямую угрозу своей независимости, как нежелание российской стороны признать де-факто наш суверенитет в качестве равноправного субъекта международных отношений? Возможны ли доверительные отношения, если одна из сторон не признает другую в качестве равноценной?

Во-вторых, вопросы, связанные с «наследием СССР» как милитаризованной страны-изгоя. Ни для кого не секрет, что Советский Союз представлял собой страну, жившую в условиях международной изоляции за «железным занавесом». И Казахстан, являясь «стратегическим мягким подбрюшьем России», являлся своеобразным испытательным полигоном и стратегической базой обороноспособности СССР.
На нашей территории производились ядерные испытания, добывался уран, производились запуски космических и других стратегических ракет большой и средней дальности, что составляло основу ее обороноспособности. Эта военно-стратегическая основа отношений наших стран сохраняется и сегодня.

Россия полностью или частично контролирует эту сферу обслуживания и обеспечения собственной безопасности на нашей территории, зачастую игнорируя безопасность нашей страны. Пример использования «грязных технологий», гептилового топлива при запусках ракет, только один из примеров экологического ущерба нашей стране.
Несовершенна и правовая база обеспечения национальной безопасности Казахстана. К сожалению формат предоставления международных гарантий безопасности и территориальной целостности нашей страны после отказа Казахстана от ядерного оружия, как показал пример Украины, не может нас удовлетворять.
Необходимо принятие открытого для широкого международного участия нового нормативно-правового акта как между Россией и Казахстаном, так и с участием стран ядерного клуба, предоставляющего, обеспеченные реальными механизмами, гарантии безопасности нашей стране и ограничивающие навязывание Казахстану каких-либо обязательств «из прошлого» или какие-либо кулуарные договоренности.

В-третьих, вопросы, связанные с экономикой отношений. Экономики Казахстана и России являются на сегодняшний день сырьевыми. Мы – государства-конкуренты на международных рынках. Это касается стратегической сферы атомной промышленности, топливно-энергетического сектора, широкого спектра добычи других природных ископаемых, также и Россия, и Казахстан являются крупными поставщиками зерна на мировой рынок. Завязаны наши страны и транспортно-логистически.
В частности, для Казахстана важное значение имеет свободный и эффективно функционирующий транспортный коридор через Россию. К сожалению на сегодняшний день он представляет собой «инструмент давления» на нашу страну, а не источником экономического развития. Красноречивыми примерами являются необъективные тарифы и квоты за прокачку нефти и газа по трубопроводам через территорию России, сложная «тарифная сетка» для железнодорожного транспорта, а также фактическое «блокирование» этой страной автомобильного коридора «Западная Европа – Западный Китай».

Предметом нашей серьезной озабоченности является вопрос эффективности нашего участия в ЕАЭС. Оно преследовало стратегическую цель для нашей страны по выходу на достаточно емкий рынок России, прежде всего, а также обретение 4 свобод: свободного перемещения труда, капитала, товаров и услуг. На сегодняшний день данные «свободы», как мы знаем, не реализованы в полном объеме.
Мы наблюдаем отрицательный торговый оборот со странами ЕАЭС. Кроме того, ЕАЭС превращается в «закрытый клуб» стран с изоляционной от мировой экономики моделью развития, что в корне не отвечает национальным интересам нашей страны.
Таким образом, с нашей точки зрения, необходим пересмотр отношения Казахстана к этой организации либо в плане выхода из нее, или дальнейшей ее трансформации в соответствии с вышеуказанными стратегическими целями.

Четвертая группа вопросов связана с гуманитарными аспектами взаимодействия между народами России и Казахстана. Для нас предметом большого внимания являются вопросы толерантности жителей многонационального Казахстана и особое значение русскоязычного населения для обеспечения мира и стабильности в стране. Однако на сегодняшний день тема «русского языка и русскоязычного населения» является достаточно чувствительной, становясь предметом недобросовестных спекуляций.

Ни для кого не секрет, что со стороны российского руководства достаточно активно «педалируется» вопрос о судьбе соотечественников, стимулирование идей сепаратизма и двойной лояльности среди русского и русскоязычного населения нашей страны, неприятия национальных программ развития Казахстана (например, перевод казахского языка на латиницу) и его связей на альтернативных гуманитарных направлениях.

Эти идеи достаточно активно продвигаются в информационном пространстве страны, львиную долю которого занимают российские информационные ресурсы. Не отрицая значения русскоязычного культурного контента для нашей страны, все же полагаю важным, чтобы он развивался в контексте национальной идеологии Казахстана и целей консолидации общества, качественного развития национального социального капитала.

Существует серьезная проблема «утечки мозгов» из страны в связи с целенаправленной политикой России в этом направлении. Думается, «гуманитарная корзина» отношений должна быть предметом серьезного обсуждения на межведомственном уровне двух стран.

И это только некоторые из проблем, требующих внимания со стороны наших стран, если мы стремимся наладить доверительные отношения.
Безусловно, Казахстан и Россия – особые партнеры, прошедшие через «огонь, воду и медные трубы» взаимодействия, однако, сегодня стоит откровенно признать наличие взаимных претензий и скрытых фобий, которые делают отношения неискренними.
Выйти из этого состояния возможно, если мы по-настоящему хотим равноценных, доверительных отношений между нашими народами и странами, которые не раз в истории демонстрировали взаимную поддержку и «подставляли плечо друг другу». Это особенно важно в наши непростые времена «новой нормальности» в политике и международной нестабильности…

https://inbusiness.kz/ru/author_news/kak-nam-obustroit-otnosheniya-s-rossiej
22 июля 2021Айдар Амребаев: Соседствовать с Китаем, как в их поговорке, – «идти между каплями дождя»
21 июля 2021Нравственное измерение Курбан айт.
21 июля 2021И Казахстан, и Азербайджан являются нефтяными державами - МНЕНИЕ
21 июля 2021ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО! Институт философии, политологии и религиоведения Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан 08 сентября 2021 года, в 10 часов, проводит республиканский круглый стол на тему: «Культура и ценности современного мира» в рамках научной программы «Исследование культуры и ценностей общества в контексте стратегии устойчивого развития Казахстана» по ПЦФ.
19 июля 2021«Афганский узел» и Казахстан: «уроки», вызовы и решения.
8 июля 2021Политический аналитик высказался об «эпохальном» форуме политических партий в Пекине и роли Елбасы.