СМИ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ «ЧЕТВЕРТАЯ ВЛАСТЬ»

24.01.2023



СМИ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ «ЧЕТВЕРТАЯ ВЛАСТЬ»

Газета «Казахстанская правда» № 15 ( 29892) 

АЙДАР АМРЕБАЕВ, ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИТИК

Особенностью современного этапа развития человечества является то, что мы живем в информационном обществе со множеством взаимосвязанных, параллельных, а иногда противоречащих друг другу информационных потоков и их интерпретаций.

Коммуникационная среда не только развивает общественные отношения, но иногда тормозит и затрудняет их развитие. Идеологические контенты порой в большей степени определяют человеческое поведение, чем самостоятельное критическое мышление отдельного человека. Гибридные информационные войны стали приметой нашего времени. Средства массовой информации находятся на передовой этой войны и являются достаточно эффективным инструментарием манипулирования сознанием людей.

Разработка новых правил деятельности массмедиа отвечает национальным интересам страны и задаче сохранения автономности и свободы мышления отдельного человека и общества, их независимости от разного рода фейков, подстрекательства, навязывания намеренных деструктивных поведенческих стереотипов людям, а также оправдания недобросовестной деятельности госорганов, игнорирования ими известного принципа о том, что массмедиа стоят на страже свободы человека, являясь своего рода «сторожевыми псами демократии».

Провозглашенная Главой государства цель построения Справедливого Казахстана предполагает формирование новых, авторитетных, свободных и ответственных средств массовой информации, которые наряду с «сильным Президентом, влиятельным Парламентом и подотчетным Правительством» станут на деле «четвертой властью», выражающей как широкий спектр свободно дискутируемого общественного мнения, так и совокупные национальные интересы страны, задачи сохранения стабильности и безопасности государства и его граждан.

Ситуация быстрой обработки и передачи больших массивов данных (Big Data) электронными средствами и посредством информационных технологий создают «новую нормальность» виртуального некритического восприятия реальности и поведения людей. При этом электронные СМИ стремительно и бесцеремонно врываются в повседневную жизнь людей, навязывая свои ценности и смыслы без каких-либо ограничений и правил. В этом плане традиционные печатные и визуальные (например, полноформатные содержательные телепередачи на ТВ) средства массовой информации значительно уступают актуальным твиттерным сообщениям, ярким TikTok- и информативным авторским Telegram-каналам. Думается, необходимо взвешенное и точечное отношение общества и государства к складывающейся ситуации динамичного изменения общественной информационной среды.

Вопрос обеспечения информационного суверенитета оказывается уже вопросом вчерашнего дня, поскольку государство уже на практике сталкивается с вмешательством во внутренние дела страны, попытками фактически менять вектор государственной политики в той или иной сфере. Без должной информационной защиты, формирования и отстаивания собственной, активной информационно-аналитической повестки дня в глобальном информационном пространстве страна находится под угрозой утраты своего государственного суверенитета и собственной национальной идентичности.

Особую актуальность в нынешних условиях обретают вопросы не только скорости передачи информационных сообщений, но, главным образом, объективного их содержания, профессионального и граждански ответственного их объяснения. Современные массмедиа должны становиться более аналитичными в условиях повсеместного увлечения PR-продвижением и рекламой, обеспечивающих коммерческий успех того или иного СМИ. Критерии достоверности и объективности должны ставиться во главу угла трансляции и интерпретации событий. Это отвечает задаче гармонизации взглядов и интересов людей, открытого диалога общества и государства, о чем говорится с высоких трибун.

Полагаем, что ненавязчивая, мягкая и в то же время эффективная поддержка со стороны государства новых общественных информационных платформ, каналов и ресурсов, авторских программ, широкое вовлечение в информационное освещение событий экспертов в различных областях, непрепятствование со стороны госорганов актуальным журналистским расследованиям, институциональное развитие конкуренции в среде массмедиа, недопущение монополии, регламентации и односторонней идеологизации информационного контента отвечает задаче обеспечения силы и состоятельности информационной политики государства.

Данное требование должно быть реализовано в новом законе «О массмедиа», который сегодня обсуждается на различных общественных площадках. Данный законопроект должен существенно продвинуть страну в сфере обеспечения государством свободы слова, неукоснительного соблюдения прав и ограничений этого права, согласно статье 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также соблюдение норм Конституции Республики Казахстан, в частности статьи 39, в которой четко обозначены права и свободы человека.

Особую актуальность эти нормы обретают сегодня в казахстанском сегменте Интернета. Необходимо законодательно закрепить гармоничный баланс свободы слова, плюрализма мнений и требований национальной безопасности. В самых развитых странах современного мира наблюдается тенденция обеспечения приоритета ценностей безопасности и стабильности развития государства, своеобраз¬ный «государственный эгоизм» в сфере информационного обеспечения.

Сегодня глобальное информационное пространство является средой с высокой долей риска деструктивных последствий для тех, кто потребляет тот или иной информационный контент. И здесь есть две крайние стратегии участия государства в этом. Первая заключается в контроле со стороны государства информационного пространства страны, недопущении или фильтрации внешних информационных потоков, их коррекции с точки зрения государственных интересов и господствующей идеологической матрицы. Вторая – в либерализации информационного поля, открытии его для свободной конкуренции.

Вторая стратегия – это перспектива с непредсказуемым итогом. Риск первого подхода заключается в излишней идеологизации потребления информации и игнорировании свободы слова граждан, что характерно для авторитарных государств. Однако есть возможность преодолеть эти риски при установлении строгого соблюдения правового режима деятельности всех инфосубъектов – от производителей, ретрансляторов до потребителей информации. Именно эту цель, с нашей точки зрения, преследует новый законопроект «О массмедиа». Поддержка отечественного информационно-аналитического контента также отвечает задаче преодоления доминирования зарубежных потоков на нашем информационном поле.

Реформирование законодательства в сфере массмедиа должно обеспечить прежде всего высокий социальный и правовой статус журналистов, особенно по части правовых и социальных гарантий, открытого доступа к информации и свободной ее интерпретации, обязанности государственных органов способствовать беспрепятственной деятельности журналистов в целях предоставления обществу объективной информации.

Относительно механизмов финансирования государственной информационной политики следует сказать, что государство вправе выделить область государственных интересов для поддержки деятельности госорганов, информационного освещения их работы и подотчетности перед обществом, но не более. Следует деликатно считаться с широким спектром общественной заинтересованности в полной и беспристрастной информации, неаффилированных с государством или отдельными бизнес-интересами, интерпретациями. В этих целях необходима организация действительно общественных массмедиа и выделение особой статьи государственного бюджета на их содержание. Для управления этими средствами необходим совет по управлению, состоящий из самих представителей массмедиа, ассоциаций журналистов, правозащитников, медиаэкспертов, авторитетных общественных деятелей. Гарантирование работы массмедиа должно осуществляться на основе открытого конкурса и зая¬вок со стороны самих средств массовой информации.

Основной идеологемой и критерием оценки эффективности СМИ должно стать гармоничное развитие как отдельной личности, так и общества в целом, заинтересованное партнерское взаимодействие гражданского общества и власти в интересах укрепления государственности и социальной стабильности. Ведь СМИ являются органичной частью гражданского общества и инструментом артикуляции и репрезентации актуальных общественных интересов.

Целью Справедливого Казахстана в информационном пространстве является, с моей точки зрения, полнокровное соблюдение прав граждан на свободу слова, формирование состоятельных и эффективных национальных медиаресурсов, объективно освещающих события и выражающих стратегические национальные интересы страны.

https://kazpravda.kz/n/smi-kak-effektivnaya-chetvertaya-vlast/