Самоуправление по-казахстански, или Почему существование Кенесов противоречит Конституции

09.06.2023

Самоуправление по-казахстански, или Почему существование Кенесов противоречит Конституции

Самоуправление по-казахстански, или Почему существование Кенесов противоречит Конституции

 

Почему в Казахстане никак не работает местное самоуправление и что в нём стоит исправить, разбиралась Orda.kz

 

Местное самоуправление (МСУ) – один из краеугольных камней развитого, успешного, демократического общества и государства. Но в Казахстане оно никак не может встать на ноги и обрести субъектность. Среди главных причин исследователи называют финансовую зависимость органов МСУ от акимов, стремящихся контролировать любые процессы на своей территории. В итоге маслихаты превратились в де-факто придатки акиматов.

Недавно Министерство национальной экономики представило и выложило для обсуждения на сайте Открытые НПА Концепцию развития местного самоуправления в Республике Казахстан до 2030 года.

В документе утверждается следующее:

«Принятие проекта не повлечет отрицательных социально-экономических и/или правовых последствий. Реализация Концепции позволит усилить роль граждан в управлении государством. Органы местного самоуправления получат самостоятельность и возможность быстрее и эффективнее решать вопросы, с которыми сталкиваются жители в повседневной жизни. Со второго полугодия 2021 по 2025 годы будут переизбраны 2345 акимов городов районного значения, сёл, посёлков, сельских округов. Функционирование во всех сельских округах представительного органа Кеңес. Охват маслихатов всех уровней проведением онлайн-трансляций заседаний. С 2024 года путем прямых выборов будут переизбраны акимы районов в областях, городах и городах областного значения. К 2030 году у каждого местного сообщества должен быть доступ интернет-порталу местного самоуправления».

Но данная инициатива МНЭ вызвала споры в Мажилисе и была встречена с большим скепсисом в казахстанском экспертном сообществе. В связи с этим в Алматы прошёл «круглый стол» на тему «Местное самоуправление в Казахстане: особенности и перспективы реформирования».

Важность дефиниции (определения)

Директор Центра политических исследований Института философии, политологии и религиоведения Комитета науки Министерства науки и высшего образования РК Айдар Амребаев в самом начале отметил, что, прежде всего, нужно разобраться с содержательным понятием «местного самоуправления», что оно в себя включает. А затем перейти к тому, в каких формах оно возможно в Казахстане, и какую роль оно играет в политической модернизации страны.

Директор Центра актуальных исследований «Альтернатива», политолог Андрей Чеботарёв напомнил, что в РК уже несколько раз предпринимались попытки издать специальный закон о местном самоуправлении, но в итоге все законопроекты были отозваны.

В 2001 году был принят закон «О местном государственном управлении и самоуправлении в РК», в котором не было полной ясности, чем должно заниматься МСУ.

Непреодолимая зависимость

По словам Андрея Чеботарёва, сейчас в роли низового МСУ выступают ОСИ в городах, не обладающие политической субъектностью, и народные сходы в сельской местности, которые чаще всего контролируются местными акимами. И есть опасение, что новоучреждённые кенесы окажутся точно в такой же зависимости от акимов, как и народные сходы или маслихаты.

Что касается ОСИ, то правительство категорически не хочет признавать их в качестве МСУ. Хотя ОСИ – это очень удобная форма, где большинство людей знают друг друга лично, это базовая форма самоорганизации граждан. И поэтому ОСИ стоило бы признать, если не в качестве органа, то хотя бы в качестве формы МСУ.

«Но несмотря на всё это, именно сейчас, когда и страна и весь мир находятся в фазе бурной трансформации, у Казахстана есть шанс не просто принять очередной новый закон, но на практике начать строить работающую систему МСУ».

Без денег никуда

Президент Центра социальных и политических исследований «Стратегия» Гульмира Илеуова обратила внимание на ментальную составляющую проблемы развития МСУ.

«В Казахстане до сих пор граждане, и прежде всего чиновники, не отличают госуправление от местного самоуправления. У нас и назначенные и выбранные акимы называются одинаково и воспринимаются населением одинаково – как государственные чиновники, которые принимают все решения и распоряжаются местными ресурсами».

Исполнительный директор общественного фонда «Zertteu Research Institute» Шолпан Айтенова сказала, что МСУ в Казахстане никогда не заработает, пока не будут решены вопросы с их финансовой независимостью от исполнительной власти и не будет определён их круг задач.

Создание Кенесов противоречит Конституции

Член Ассамблеи народа Казахстана, лидер движения «Қазақстан біздің шаңырағымыз» Акбопе Абылкасымова заявила, что законопроект МНЭ, в частности идея кенесов как представительных органов, противоречит Конституции РК. В ней чётко прописано, что местное государственное управление осуществляется представительными и исполнительными органами. И представительным органом является маслихат.

«Я не вижу смысла городить слишком много разных органов. У нас и так их избыток. Но люди о них не знают и не разбираются, как всё устроено. Например, в Алматы есть так называемые Комитеты местного самоуправления (КМС). Но кто о них знает? Я за всё время общественной деятельности в Алматы встречалась только с одним человеком из КМС. Это был активный парень из Алгабаса. Реально парень работал, и, как я поняла, получал зарплату в акимате. В остальных районах я их не видела».

Если брать южную столицу, то, по словам лидера «Қазақстан біздің шаңырағымыз», для действительной независимости маслихатов от акимов и более эффективной работы нужно увеличить количество членов городского маслихата (при чём одномандатников). И вводить районные маслихаты, которые будут контролировать работу районных акимов и расходование местных бюджетов.

В больших городах нужны маслихаты районного значения. Так, в маслихате Алматы 42 человека. Из них только трое получают заработную плату и занимаются только общественной деятельностью. Все остальные совмещают депутатское бремя со своей основной работой.

«В маслихате Алматы всего 42 человека. И они должны контролировать 2-миллионный город, проверять качество реализации многочисленных программ и проектов. При этом из этих 42 человек только трое имеют возможность полностью отдаться общественной деятельности. Все остальные совмещают её со своей основной работой. Разве могут они эффективно справляться со своими обязанностями?».

 

Безвольные, но властолюбивые бюрократы

Член Общественной палаты при Мажилисе Ерлан Смайлов заявил, что глава государства задаёт правильные месседжи по развитию местного самоуправления, но у казахстанской политической элиты и бюрократии нет воли на развитие МСУ. И инициативы президента тормозятся на центральном и на региональном, муниципальном уровнях.

А на местах чаще всего акимы решают, кто пройдёт в маслихат или общественный совет, а кто нет, исходя из того, кто им будет удобен и лоялен.

Теперь по МСУ есть законопроект, но нет чёткой стратегии его развития. Непонятно, как будет соблюдаться баланс интересов между маслихатами и выбранными акимами. Ситуация ещё больше осложнится, если будут созданы ещё и кенесы. Поэтому Ерлан Смайлов против кенесов.

«Вообще развитие МСУ абсолютно необходимо рассматривать в увязке с бюджетами. Чтобы МСУ обладали достаточными ресурсами для решения местных задач и были независимы от акимов и других госорганов».

Он также заметил, что 42 депутата маслихата – это очень мало на такой огромный и сложный город как Алматы, с годовым бюджетом 1 трлн 200 млрд тенге. Поэтому в каждом районе города должен быть свой собственный маслихат, который бы занимался улучшением жизни людей на этой территории.

При этом в Алматинской области живёт столько же людей, как в Алматы, но там 300 депутатов в маслихатах разного уровня.

Учитывая специфику

Так как в разных регионах разные проблемы, разные ресурсы, своя специфика, то им всем не подойдёт одинаковая структура МСУ. Поэтому есть смысл попробовать несколько разных моделей и протестировать их в нескольких муниципалитетах в качестве пилотных проектов, чтобы посмотреть, как что работает, и стоит ли распространять этот опыт на всю страну и оформлять законодательно, заключил Ерлан Смайлов.

Уже по завершении встречи большинство спикеров сошлось на том, что развитие МСУ в Казахстане тормозится как авторитаризмом и закрытостью чиновников, так и пассивностью и безответственностью самих граждан. Без достаточных финансовых запасов оно не заработает, МНЭ некомпетентно в вопросах МСУ, кенесы не нужны, а разным районам и муниципалитетам подойдут разные формы самоорганизации. А самое главное: МСУ – это не самоцель, а инструмент для улучшения жизни людей.

А Айдар Амребаев добавил, что превращение МСУ в работающий инструмент нужно не только простым гражданам. Теперь это условие выживание казахстанской политической элиты. Потому что если она так же продолжит отгораживаться от народа непреодолимой стеной бюрократии и назначаемых сверху депутатов, то январские события могут повториться и народная волна снесёт все обветшавшие политические конструкции.

 

Данил Утюпин

 

https://orda.kz/samoupravlenie-po-kazahstanski-ili-pochemu-sushhestvovanie-kenesov-protivorechit-konstituczii/