Строительство Нового Казахстана как социального государства

29.11.2022

Строительство Нового Казахстана как социального государства

Строительство Нового Казахстана как социального государства

Курганская В.Д., доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения КН МНВО РК

Убедительная победа К.К. Токаева на президентских выборах продемонстрировала солидарность казахстанцев в стремлении строить Новый Казахстан на принципах социальной справедливости. Политической формой государственного устройства, базирующегося на этих принципах, является социальное государство.

Кем или чем должно управляться общество – людьми или законом? Должно ли это управление основываться на этических нормах и моральных кодексах поведения, или оно должно базироваться на чисто правовых нормах? Что важнее – строгий формализм правовых законов или ценности гуманизма, взаимопомощи, альтруизма, человеческой доброты и сострадания? Поставленный таким образом вопрос не может быть разрешён, поскольку ложна заложенная в его основание взаимоисключающая дизъюнкция моральных и правовых норм. На самом деле достойный уровень жизни – это не только моральное понятие, но и право человека. Вопреки подходу адептов юридического позитивизма, любая законодательная система не может обойтись без использования правотворческими институтами критериев справедливости, нравственности, гуманистических ценностей и духовных устоев общественного порядка.

Социальное государство – это не противоположность, а качественно новый этап, более высокий уровень развития и функционирования правового государства. Поэтому социальное государство может быть создано только на основе правового государства, что одновременно означает и преодоление ограничения рамок правового равноправия, которое легитимирует социально-экономическое неравенство. Реализация принципов социального государства осуществляется путём включения в конституцию и правовые кодексы положений, определяющих социальные обязанности государства по отношению к правам отдельных лиц и различных социальных групп. Социальные права в таком случае больше не просто юридические, а морально-правовые конструкции.

 Социальную ответственность государства не следует понимать как государственную опеку над обществом. Кроме того, социальная политика не ограничивается механизмом справедливого распределения национального богатства и не направлена исключительно на всестороннюю помощь социально незащищенной части населения. Социальное государство предполагает появление качественно иного рода системы политического управления и политической власти, которая контролируется гражданским обществом. Социальное государство – форма единения социума, направленная на преодоление взаимоотчуждения человека, общества и государства, на обновление и укрепление духовно-нравственных основ социального целого, на создание и применение технологий, обеспечивающих выстраивание гармоничной системы социальных взаимосвязей.

Прагматической основой новой социальной политики Казахстана должна стать реализация бесспорного положения о том, что принятие политического курса на создание социального государства является не только нравственно оправданным и политически целесообразным, но и экономически обоснованным. Приоритет развития социальной сферы, науки, культуры и образования ведёт в итоге к увеличению конкурентоспособности и повышению эффективности национальной экономики. Ставя на первый план проблему использования и качественного роста человеческих ресурсов, социальное государство позволяет соединить преимущества рыночной системы хозяйствования и механизмов государственного регулирования в интересах человеческого саморазвития. Социальное государство как политический институт воплощает и реализует фундаментальный принцип развития человека в его целостности на основе гармоничного сосуществования труда и капитала, свободы личности и социального равенства, индивидуализма и коллективизма, справедливости и гуманизма, прав и свобод человека и социальной ответственности гражданина государства.

Политический курс на построение социального государства в Казахстане закреплён конституционно. Становление Нового Казахстана как социального государства является не только оптимальным, но и безальтернативным путём обеспечения социальноэкономической стабильности, социальной консолидации, политической лояльности граждан; устойчивого экономического и научно-технологического развития; позитивно-синергетического объединения императивов эффективности рыночных механизмов экономики и принципов социальной справедливости; взаимного согласования идеалов общего блага и частных интересов, индивидуальной свободы и социальной ответственности.

Повышение уровня и качества жизни граждан республики; создание благополучного общества; практическое воплощение принципов и ценностей социального государства – триединая задача социальной политики Нового Казахстана. Решение этой судьбоносной для страны задачи должно быть не только возведено в ранг стратегических приоритетов на долгосрочную перспективу, но и включено в актуальную повестку конкретных мероприятий по системной модернизации и комплексному реформированию казахстанского общества. Экономическая, образовательная, научно-технологическая, культурная, социальная политика Нового Казахстана должна быть направлена на решение данной задачи как на свою первоочередную, основную цель.

Цели, приоритеты, императивы повышения качества жизни, формирования благополучного общества и становления социального государства должны быть имплементированы в процессы модернизации экономики и политической системы, реформирования инфраструктуры науки и системы образования, в тематику фундаментальных и прикладных проектов социально-гуманитарного направления научных исследований, в просветительскую и пропагандистскую деятельность идеологических институтов, общественных движений, политических партий.

Газета «Шелковый Путь Сегодня»  28.11.2022 / № 33 (168)

http://www.silk-road-today.kz/