ВЫБОРЫ В МАЖИЛИС КАК ЗАВЕРШЕНИЕ ПЕРЕЗАГРУЗКИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

20.01.2023



ВЫБОРЫ В МАЖИЛИС КАК ЗАВЕРШЕНИЕ ПЕРЕЗАГРУЗКИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Талгат Исмагамбетов, ведущий научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения КН МНВО РК, кандидат политических наук

Давно ожидаемое событие свершилось: Указ Президента Республики Казахстан К.К.Токаева от 19 января 2023 года подвел черту под  недолгим существованием Мажилиса Парламента РК 7-го созыва, избранного 10 января 2021 г. и досрочно распущенного 19 января 2023г.

Заметим, что никто не задается вопросом в этот  раз: почему почти все выборы в стране досрочные? В этот раз прошедший 2022 г. изменил ситуацию, так что оставалось предполагать, когда будет  избрание новой  нижней палаты  Парламента РК.

Вспомним,  что в Послании народу Казахстана от 1 сентября 2022г. Президент РК Касым-Жомарт Токаев предложил провести внеочередные президентские выборы осенью 2022 года и ввести 7-летний срок президентства (септимат) вместо нынешнего избрания на  пять лет. Внеочередные парламентские выборы в Мажилис – нижнюю палату Парламента РК были намечены на последующий 2023 год.

В то момент новый электоральный цикл получил сигнал «на старт». Важность социальных и экономических перемен  прозвучала в том, что перезагрузка политической системы «позволит нам в дальнейшем сконцентрироваться на решении долгосрочных задач по обеспечению устойчивого экономического роста, повышению благосостояния и качества жизни граждан».

19 марта 2023г. – день избрания нового состава Мажилиса Праламента Республики Казахстан будет завершением  электорального цикла и упомянутой перезагрузки.

 

Почему выборы в Парламент - есть завершение  перезагрузки?

Ожидания тех, кто полагал, что уже осенью 2022 г. пройдут внеочередные выборы в Мажилис не оправдались в силу  ряда обстоятельств. Во-первых, происходили после января 2022г. перетрубации в самой партии власти, затем настал черед поправок в Конституцию Республики Казахстан.

Во-вторых,  поправки изменяли состав и порядок формирования  Мажилиса. Вспомним, что в июне 2022 года на республиканском референдуме были приняты изменения в Конституцию Республики Казахстан. Согласно редакции 2022 года состав Мажилиса сокращается до 98 депутатов вместо 107, ибо был исключён пункт об избрании 9 депутатов от Ассамблеи народа Казахстана. Начиная с предстоящих 10 марта 2023 года 98 депутатов избираются по смешанной избирательной системе: 30 % депутатов — по одномандатным территориальным избирательным округам и 70 % — по партийным спискам по системе пропорционального представительства по территории единого общенационального избирательного округа. То есть 29 - одномандатников  и 69 - по партийным спискам.

Во-третьих, решили начать с центральной оси государственной системы  Казахстана – с переизбрания  К.К. Токаева в ходе внеочередных выборов Президента Республики Казахстан. Но уже на 7 лет  и однократностью этого септимата! Задача – «убрать тень Елбасы» над нынешним Президентом Республики Казахстан.

 

Готова ли партийная система?

Указ о роспуске Мажилиса и назначении выборов нового Мажилиса обращает к вопросу о способности партийной системы аккумулировать и выражать в  Парламенте Республики Казахстан интересы  социальных групп, составляющих казахстанское общество.

С марта 2022 г. перемены  коснулись  и партийной системы. Вначале внеочередные съезды партии «Нур Отан» привели к переименованию в «Аманат». Партия будет бороться за 29 мандатов.

Из прежних  шести партий стало пять после того как партия «Адал» вошла в «Аманат». Наконец, в декабре 2022 года в стране зарегистрировали экологическую партию «Байтак» и буквально накануне назначения новых выборов - партию «Республика». Остальным кандидатам в новые партии  предстоит пройти непреодолимый административный барьер.

Судя по наличию нескольких сопредседателей в «Республике» видим повторение пройденного – институт сопредседательства и отсутствие сильного лидера. Как будто, предлагается повторение недавних  выборов Президента Республики Казахстан – сильный кандидат от власти  имеет слабых оппонентов.

С точки зрения простого казахстанского избирателя партии принципиально мало различаемы, кроме имен и действий их лидеров. Впрочем, избиратель оказывается в заведомо проигрышной ситуации, поскольку программы не содержат креатива. Кто из лидеров партий известен и кто сумел оторваться от прозаичных, будничных забот и предложить нечто реалистичное по целям, конкретизированное по задачам и убедительное для ума и сердца?

 

Кто будет спарринг-партнерами  у «Аманата»?

Кризис – время для переоценки ценностей и приобретения мудрости, чтобы не повторять ни чужих, ни своих ошибок. Очевидно, что в наших реалиях положение «второй» партии не означает становление влиятельной  организации. Борьба за статус «второй» партии играло на руку партии власти. Такое чередование «вторых» с последующим переходом за борт Парламента Республики Казахстан означает затягивание процесса формирования полнокровной партийной системы страны. 

Начало борьбе за второе место в политическом спектре страны было задано предвыборной гонкой в ходе досрочных президентских выборов в январе 1999 г. Лидер Компартии Казахстана Серикболсын Абдильдин предпочел участвовать в гонке за пост Главы государства, понимая выигрыш в легитимации его партии в качестве второй партии страны.

Интерес незарегистрированного в качестве кандидата бывшего Премьер-Министра Республики Казахстан Акежана Кажегельдина был прямо противоположным - в бойкоте выборов. Однако стремление стать «второй» партией взяло вверх, и общий оппозиционный интерес в бойкотировании выборов и всей избирательной кампании был отброшен.

На краткое время эта тактика обернулась выигрышем для С.Абдильдина и коммунистической партии: он стал вторым по числу голосов кандидатом в Президенты Республики Казахстан, а на парламентских выборах того же года его партия, по официальным итогам, стала второй после партии «Отан» по числу поданных голосов за партийные списки.

Исход избирательной кампании 2004 г. известен: блок АИСТ едва перепрыгнул заветную планку в 7% голосов, а блоку КПК и ДВК («блок Абдильдина и Жакиянова»)  не суждено было услышать официального объявления о заветных 7 процентах.

Достойное завершение первой в отечественной истории «второй» партии. Новой «второй партией» стал «Ак жол». Затем, послушность одних и амбиции других привели к расколу на два «Ак жола» (комплекс причин этого разъединения является отдельной темой).  

Ситуационный характер изменения законодательства Республики Казахстан о выборах проявился  в 2007 году, когда создание предвыборных блоков было отменено. Пользуясь позволенной возможностью влиться в иную партию, не объявив о ликвидации своей партии, лидеры ряда партий предприняли попытки прорваться во «вторые».

Партия «Нагыз Ак жол» («НАК») оказалась в рядах Общенациональной социал-демократической партии, а партия «Адилет» в составе «Ак жола».  Однако выборы в Мажилис 18 августа 2007 г. имели последствием отсутствие «второй» партии, имеющей хотя бы 1-2 мандата в Мажилисе Республики Казахстан. После выборов многое вернулось на круги своя. Партии «НАК» и «Адилет» вновь, как ни в чем ни бывало продолжили свою деятельность. 

В наших реалиях «вторая» партия выгодна партии первой.  Потому что «вторые» меняются, а первая имеет возможность «нарастить  мускулы» и стать привычной, постоянной, ассоциироваться со стабильностью. Хотя более точно и больше пользы в плане общего блага казахстанцев говорить о стабильности всего лишь как условии развития.

В 2011 г. и в последующем уже не «вторыми» партиями, а спарринг-партнерами «Нур Отана» стали «Ак жол» и нынешняя Народная партия.

Интрига  предстоящей избирательной кампании 2023 года – какой будет борьба между партиями за то, чтобы быть у «Аманата» его спарринг-партнерами.

Всего 29 депутатов по мажоритарным округам - это крайне мало!

28 сентября 2022г. Центризбирком озвучил, что в Казахстане было свыше 11,8 миллионов избирателей, имевших право голосовать на выборах Президента Республики Казахстан в ноябре того же года.

При избрании 29 депутатов по одномандатным округам электоральная емкость каждого округа составит почти 400 тысяч избирателей, представляющих более 600 тысяч граждан.

Для победы в таком округе надо иметь очень значительные материально-финансовые ресурсы. Либо надо вновь обратиться к пресловутому  административному ресурсу и позабыть для чего началась перезагрузка политической системы. Сопротивление переменам в духе социальной справедливости вполне может оказаться  в депутатских креслах, ибо  есть группы  с соответствующим ресурсом материальных возможностей.

И, в завершение вопрос: попадут ли в Мажилис Республики Казахстан по партийному списку активные, но такие неудобные для многих чиновников своими инициативами и вопросами, депутаты как Канат Ильич Нуров?