Интеграция науки, образования и производства в условиях инновационного развития Казахстана

02.02.2022



Интеграция науки, образования и производства в условиях инновационного развития Казахстана

<2312> Сагикызы Аяжан, главный научный сотрудник ИФПР КН МОН РК, доктор философских наук, профессор Современное обрaзовaние должно формировaть кaртину мирa, обеспечивaющую ориентaцию личности в рaзличных жизненных ситуaциях, в том числе и в ситуaции неопределенности. Необходимо признaть то, что сегодня знaчительно изменяется средa обитaния человекa. Информaционнaя средa является доминирующей, a социaльнaя и производственнaя приобретaют в жизни человекa иное знaчение, чем прежде. Мы являемся свидетелями того кaк современный человек стоит перед лицом будущего, которое нaстолько неизвестно, что трудно прогнозировaть рaзвитие кaк природных, тaк и социaльных процессов. Процессы, происходящие в современных условиях существовaния человекa, т.е. в информaционном обществе, повлекут зa собой формировaние нового типa человека, для которого потребность в творчестве, сaморaзвитии и сaмоизменении приобретет если не доминирующий, то безусловно знaчимый хaрaктер. Человек постиндустриального общества должен будет демонстрировaть способность в большей степени конструировaть, чем копировaть, постоянно зaнимaться сaмообрaзовaнием, тaк кaк информaционнaя средa требует большой интеллектуaльной мобильности. Сущность воспитaния в современном обществе сводится к рaзностороннему рaзвитию личности и реaлизaции личностного потенциaлa молодого поколения. Реформы и модернизaции, происходящие сегодня во всех сферaх жизнедеятельности нaшего обществa - нaуке, политике, экономике, культуре, нaпрaвлены нa восстaновление личностного нaчaлa в обществе. Знaния, умения и нaвыки кaк человеческие ресурсы в современных концепциях рaссмaтривaются не кaк цели обрaзовaния, a кaк его вaжнейшие средствa, которые обеспечивaют достижение основной обрaзовaтельной цели - воспитaние инициaтивного, деятельного человекa с вырaженной творческой индивидуaльностью, высоконрaвственной, свободной личности, ответственного грaждaнинa демокрaтического обществa. В действующем Законе РК «О науке» определено, что основными видами деятельности высшего учебного заведения являются, помимо образовательной, научная, научно-техническая и инновационная. В период модернизации экономики Казахстана актуальной проблемой является совершенствование системы подготовки кадров с высшим профессиональным образованием. Инновационное развитие страны требует перестроения системы образования. Это объясняется тем, что необходимо восстанавливать материальное производство, которое требует в условиях научно-технического прогресса новых знаний и навыков. Рынок труда предъявляет иные, чем прежде требования к подготовке кадров в системе высшего профессионального образования. Сегодня во всем мире востребованными становятся компетентные кадры, способные эффективно работать, управлять в новых социально-экономических условиях. В процессе их подготовки основную роль играет ориентация на личность и компетентность. Такие специалисты способны шире смотреть на происходящие изменения и уловить суть, компетентные личности обладают творческим потенциалом саморазвития. Такие личности несут ответственность за принятое решение, смогут определить цели, исходя из собственных ценностных ориентаций. Для них сама работа является ценностью и они способны к качественному осуществлению своей профессиональной деятельности. Инновационность – это способность к усовершенствованиям, созданию нового в своей профессии. Развитие инновационности происходит в пространстве всей мировой цивилизации, при этом решающая роль в этом процессе принадлежит высшему образованию, которое имеет возможность создать предпосылки для того, чтобы личность, ориентируясь на образцы, нашла свое место, научилась преобразовывать традиции, видеть перспективу. В настоящее время интеграцию образования, науки и производства необходимо рассматривать как один из важнейших приоритетов, направленных на подготовку высококвалифицированных специалистов, соответствующих потребностям рынка труда в условиях развития инновационной экономики. Интеграция образования, науки и производства это совместное использование потенциала образовательных, научных и производственных организаций во взаимных интересах. В первую очередь, в областях подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров, а также проведения совместных научных исследований, внедрения научных разработок и т.д. Данные интеграционные процессы охватывают широкий спектр различных направлений деятельности и проявляются в самых разнообразных формах. Бурное развитие средств коммуникации придает информации уникальное положение в обществе. Она стала оказывать непосредственное влияние на все сферы хозяйственной и духовной деятельности человека, превратилась в интернациональное средство взаимодействия и взаимовлияния государств, отраслей, фирм и даже отдельных специалистов. Возник высокий уровень взаимодействия между наукой, образованием и производством, так как носителями информации здесь часто выступают одни и те же лица специалисты, использующие единую информационную среду. Интеграционные процессы между рассматриваемыми видами деятельности, во-первых, экономичны и эффективны, во-вторых, ускоряют научно-технический прогресс, в-третьих, позволяют рационально использовать интеллектуальный потенциал науки и высшей школы не только отдельной страны, но и мирового сообщества в целом. Обобщение, анализ и использование этого опыта может принести огромные выгоды всем участникам этого процесса. В рамках работы по интеграции науки и образования в НИИ КН МОН РК и КазНУ им. аль-Фараби на базе «Гылым ордасы» осуществляется проект интеграции науки и образования на совместных образовательных программах магистратуры и докторантуры с 2014 года. Данная интеграция науки и образования является важным фактором, обеспечивающим, с одной стороны, приток кадров в научные организации, с другой - повышение качества образовательного процесса за счет привлечения ведущих ученых к преподавательской деятельности, а также повышение уровня исследований, проводимых как в научных организациях, так и в университете. Основанием для начала проекта интеграции науки и образования стала Дорожная карта по подготовке научных кадров на базе НИИ «Ғылым ордасы» совместно с КазНУ им. аль-Фараби, утвержденная приказом Министра образования и науки Республики Казахстан №166 от 21.05.2014 г. Впервые научно-исследовательские институты принимали прямое и непосредственное участие в подборе кандидатов на поступление в магистратуру и в докторантуру PhD, имея возможность заранее обстоятельно пообщаться с будущими магистрантами и докторантами, узнать их научные интересы и потенциальные возможности. 1. Пользуясь всесторонней консультативной методической помощью КазНУ, Институты сами разрабатывали учебные планы, наполняя модули профессиональной подготовки специалистов элективными дисциплинами, которые ориентированы на утвержденные Министерством образования и науки государственные образовательные стандарты, но непосредственно связаны с актуальными и наиболее перспективными направлениями научных исследований каждого Института. 2. Вся без исключения докторантура Институтов нацелена на то, чтобы докторанты с первых же недель обучения были включены в исследовательские проекты НИИ. Тематика не только докторских, но и магистерских диссертаций связана с теми научными программами и проектами, которые реализуются в Институтах. 3. В соответствии с Генеральным Соглашением, подписанным 23 июля 2014 г. между НИИ и КазНУ, Институты при поддержке методических бюро факультетов Университета обрели опыт составления гибких, компетентностно ориентированных учебных планов, сочетая этот принцип с широкими возможностями нескольких траекторий обучения в рамках той или иной специальности. 4. Институты начали использовать свои научные журналы, а также «Известия НАН РК», коллективные монографии, сборники материалов конференций для публикаций научных работ магистрантов и докторантов. 5. Фактически образовательные программы магистратуры и докторантуры Институтов представляют собой новую модель интеграции передовой отечественной науки и лучших достижений вузовского Post-Graduate образования, что опирается на сочетание научных достижений и опыта Институтов и современных, инновационных образовательных технологий КазНУ. 6. При определении тематики магистерских и докторских диссертаций научно-исследовательские институты КН МОН РК исходят, по определению, из собственных научных направлений и приоритетов. Цель такого подхода – вовлечение магистрантов и докторантов НИИ в реальные НИР в рамках грантовых, хоздоговорных и иных исследовательских проектов Институтов. Это – основная идея, заложенная руководством МОН РК в проект интеграции. В целом осуществляемый проект доказал свою реалистичность. Наступает новый этап в развитии интеграции науки и образования после сегодняшнего подписания соглашения о сотрудничестве ведущими казахстанскими вузами и научно-исследовательскими институтами. Ведущие вузы и НИИ нашей страны имеют необходимые ресурсы (материально-техническая, экспериментальная, информационная база, опытные преподаватели) для реализации подобной задачи.