К вопросу реформирования системы.

17.03.2022



К вопросу реформирования системы.

<2469> Коянбаева Г.Р. ВНС Центра философии ИФПиР МОН РК Обращение президента К-Ж. Токаева к народу Казахстана давно ожидаемое обществом событие. Трагические события января стали точкой отсчета, продемонстрировав, что Казахстан остро нуждается в реформирование своей политической, экономической и социальной модели. Президент озвучил отход от суперпрезидентства, с выраженной концентрацией власти в одних руках, к парламентско-президентской модели, позволяющей значительной части народа получить возможность представлять свои интересы в законодательных органах. Это позитивный момент. Но возникает вопрос к экспертам, в какой мере народ Казахстана готов к таким переменам? В условиях отсутствия четко артикулированных ценностных ориентиров, политической аморфности большей части населения, общественных разногласий и региональной разнонаправленности векторов и условий экономического развития и других не менее значимых факторов, определяющих жизнь современного казахстанского общества, возникает вопрос, к чему может привести такая либерализация в политических процессах? Еще один значимый фактор – геополитический. Надвигающийся новый передел рынков, а, следовательно, мира, требует от национальных государств высокого уровня концентрации власти и экономики. Президент высказался о современной ситуации, что она по своему накалу, жесткому санкционному противостоянию и непредсказуемым последствиям для всего мира без преувеличения может быть названа беспрецедентной. Президент представил свое видение будущего Казахстана в плане реализации выраженной потребности общества в переменах. И в этих условиях экспертному сообществу, гражданскому обществу, активистам различных общественных движений необходимо предложить меры для того, чтобы реформирование системы, формирование новой политической реальности не стало для Казахстана опасным явлением, способным поколебать безопасность страны. В начале ХХ века в Российской империи Государственная Дума была создана на волне общественных протестных процессов не только для обеспечения представительства интересов разных слоев, но и как своеобразный способ выпускания накопившего в обществе «пара» недовольства и мы помним к чему это привело. Конечно, исторические параллели всегда условны и утрированы. Но тот, кто не учится на чужих ошибках совершает свои. Поэтому представляется, что экспертное сообщество должно начать большую работу по выработке рекомендаций, основанных на понимание вероятностных сценариев развития будущих политических процессов для предотвращения негативного сценария для страны.