О ПРИОРИТЕТНЫХ ЦЕЛЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РК НА БЛИЖАЙШУЮ ПЕРСПЕКТИВУ (ПО ПОСЛАНИЮ ПРЕЗИДЕНТА РК 2021)

02.09.2021



О ПРИОРИТЕТНЫХ ЦЕЛЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РК НА БЛИЖАЙШУЮ ПЕРСПЕКТИВУ (ПО ПОСЛАНИЮ ПРЕЗИДЕНТА РК 2021)

<1925> Сартаева Раушан Султановна, главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения КН МОНРК, кандидат философских наук, ассоциированный профессор, член-корреспондент РАЕН и ПАНИ 1 сентября Президент Республики Казахстан К.-Ж. Токаев, открывая совместное заседание палат Парламента РК, выступил с третьим по счету Посланием народу Казахстана. Президент страны в своем Послании говорил о приоритетных целях социально-экономического развития Казахстана на предстоящий период до 2025 года и о том, что будет разработана соответствующая Дорожная карта развития. Был представлен широкий круг вопросов социально-экономического развития страны, которые предстоит решать в ближайшем будущем и среди которых хотелось бы выделить, на наш взгляд, наиболее приоритетные цели. В круг этих целей входят: цифровизация, политическая модернизация, дискриминация по национальному и религиозному принципу, экология, новые виды энергии, принцип обратной связи. Политическая элита Казахстана на уровне высшего руководства страны осознает важность всех актуальных тенденций и задач современного цивилизационного развития. Поэтому в числе важнейших приоритетных целей социально-экономического развития страны была названа необходимость ускорения процессов цифровизации, необходимость глубинной цифровизации. Так, Президент страны К.-Ж.Токаев отметил, что «Предстоит создать современные центры обработки данных, которые должны обслуживать соседние государства. Казахстан должен стать цифровым хабом». И что очень важно: «Цифровые потребности и запросы квазигоссектора должны обеспечиваться силами отечественных компаний». В вопросе «глубинной цифровизации», как следует из текста Послания, «крайне важны трансферты современных цифровых технологий, внедрение элементов Индустрии-4.0» и «важно взращивать и усиливать отечественный IT-сектор». И, наконец: «Эти и другие задачи потребуют полной цифровой перезагрузки государственного сектора». Государственная Программа «Цифровой Казахстан» была утверждена Постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 декабря 2017 года № 827. Заявлены цели Государственной Программы «Цифровой Казахстан «для перехода экономики Казахстана на принципиально новую траекторию развития, обеспечивающую создание цифровой экономики будущего в долгосрочной перспективе». Далее определены два основных вектора развития для достижения данной цели: 1) «Цифровизация существующей экономики» - обеспечение прагматичного старта, состоящего из конкретных проектов в реальном секторе, запуск проектов по цифровизации и технологическому перевооружению существующих отраслей экономики, государственных структур и развитие цифровой инфраструктуры; 2) «Создание цифровой индустрии будущего - обеспечение долгосрочной устойчивости, запуск цифровой трансформации страны за счет повышения уровня развития человеческого капитала, построения институтов инновационного развития и, в целом, прогрессивного развития цифровой экосистемы» (Государственная Программа «Цифровой Казахстан»). Таким образом, на уровне официальных институтов есть понимание того, что выполнение новой модернизационной повестки для страны зависит, прежде всего, от главного производителя средств производства – человека, качества человеческого капитала. Еще одной приоритетной целью для социально-экономического развития страны заявлена политическая модернизация. Назрели вопросы местного самоуправления, вопросы оптимизации разделения основных ветвей власти. На сегодняшний день разработка социально-политических оснований процессов модернизации в Казахстане должна предусматривать следующее: 1) по С. Хангтингтону: процессы модернизации осуществляются по 1-ому типу трансформации (элиты инициируют и возглавляют процессы перехода); 2) по Д. Растоу: учитывая полиэтничность состава населения, социально-экономическое и этносоциальное самочувствие граждан, то эффективным было бы, скорее, сочетание двух вариантов: «стабильная власть – национальное единство – равенство» и «национальное единство – стабильная власть – равенство»; Многие исследователи социокультурных феноменов относят практически все республики постсоветского пространства, включая Казахстан, к государствам так называемого «догоняющего» типа. Кроме того, Республику Казахстан можно отнести к государствам «третьей волны демократизации» (С. Хантингтон) или к государствам «позднего старта» (А.Гершенкрон), в которых инициатива всех типов, как правило, исходит от политической элиты. Очень важное значение в таких государствах приобретает фактор идеологии. Президент нашей страны в своем Послании уделил внимание и вопросам дискриминации по национальному и религиозному принципу, что очень важно, учитывая полиэтничный и поликонфессиональный состав населения Казахстана. Этот вопрос имеет большое значение в контексте важности консолидации населения в преддверии необходимости решения модернизационных сверхзадач. Правовое обоснование вопроса недопустимости дискриминации по национальному и религиозному принципу есть в действующей Конституции РК. Кроме того, статья о статусе государственного языка (Раздел I, «Общие положения», статья №7) призвана укреплять консенсус, в процессе которого представители разных этносов, проживающих на территории нашей страны, отдали часть своего ресурса этносоциального самочувствия. В Послании уделено внимание и проблемам экологии, важность которых, к сожалению, не достаточно осознанна на уровне общественного сознания. Ведь сегодня одной из конституирующих особенностей современного цивилизационного развития становится предельная актуализация экологической проблематики, которая, ввиду природопокорительского и потребленческого вектора современного мирового развития, стала (с точки зрения современных политических элит) лимитирующим это развитие фактором и приобрела смысложизненный характер. Предельная актуализация экологических проблем заставляет политическую элиту многих стран предпринимать усилия по включению их (экологических проблем) в повестку дня государственного строительства. Экологический императив ввиду актуализации смысложизненности экологической проблематики в контексте мирового цивилизационного развития должен обрести твердый статус категорического императива и стать одним из определяющих в вопросах политики и безопасности любого государства. Экологическая проблематика, выступающая в качестве фактора, лимитирующего социокультурное развитие, в государствах догоняющего типа становится тесно взаимосвязанной с проблемами сохранения национальной идентичности. В свою очередь, проблемы экологии тесно связаны с вопросами экологичной энергетики, которая на сегодняшний день предполагает «развитие энергии мирного атома» и водородной энергетики. Нам, как стране, живущей во многом за счет экспорта углеводородов (в перспективе уходящего источника энергии), производство новых видов энергии жизненно важно. В целом, для реализации всех приоритетных целей необходима хорошо отлаженная, ответственная, открытая, работа всех ветвей власти. Это означает, что должен реально претворяться в жизнь основной демократический принцип – избирательность и подотчетность. Необходимо, чтобы полноценно работал принцип обратной связи («запрос- отклик»), то есть, чтобы каждый гражданин мог не просто оценить качество работы государственных органов, но своей оценкой повлиять на изменение качества этой работы.