Проблема интеграции науки и образования.

03.02.2022



Проблема интеграции науки и образования.

<2322> Доктор философских наук, доцент, главный редактор журнала социогуманитарных исследований «Аль-Фараби» Галия Курмангалиева Ситуация настоящего времени настоятельно требует усилить и обратить пристальное внимание на молодежную политику государства, которая показала серьезные недостатки в ее практической реализации, в частности в том, что молодое поколение нашей страны испытывает серьезный дефицит в доступе к необходимым для жизни каждого человека ресурсам. Прежде всего, к качественному образованию и трудовой занятости. Проблема – большая и сложная, которую необходимо решать всем нам – государству и каждому из нас. Я поговорю нам, поскольку все мы являемся гражданами государства, трудящимися и членами наших семей. И в этом случае трудно отделить личное от общественного, так как каждый их нас проходит путь от «школьного двора» до получения профессии и участия в общественно-трудовой деятельности. И на этом пути личное в противоречивом единстве сплетается с общественным, где обойтись друг без друга трудно. Проблема интеграции науки и образования, поднятая на форуме вузов и научно-исследовательских институтов, состоявшемся 2 февраля в Алматы, является частью этой большой и сложной проблемы, и она напрямую касается нас – научных сотрудников Института философии, политологии и религиоведения КН МОН РК, поскольку, начиная с первых дней внедрения пилотного проекта по интеграции науки и образования на базе «Ғылым Ордасы», мы участвуем в подготовке магистрантов и докторантов по профильным направлениям научно-исследовательской деятельности Института. Полученный за эти годы опыт подтверждает правильность выбранного пути - союза образования и наук, более того, необходимость расширения и укрепления этой сферы деятельности. Осуществляя подготовку докторантов в вузах и научно-исследовательских институтах по разным образовательным программам, для молодого ученого создаются условия выбора лучшего для него варианта профессионального развития и дальнейшей трудовой деятельности. Останавливаясь на подготовке кадров высокой квалификации в области философии, я хочу подчеркнуть, что к ее работе изначально были привлечены наши ведущие ученые нашего Института – д.ф.н., проф. Г.Г. Соловьева, д.ф.н., проф. А.А. Хамидов, д.ф.н. Г.Г. Барлыбаева, д.ф.н., проф. А.С. Сагикызы, к.ф.н. Г.Р. Коянбаева, доктор PhD Д.М. Жанабаева и другие. Как известно, научные разработки ученых нуждаются в апробации своих результатов. Продуктивные идеи и решение многих задач рождаются в атмосфере индивидуального поиска, сопряженного с активным обсуждением в профессиональной среде, которая за последние годы практически не пополнялась молодыми кадрами, новыми, свежими и неординарными идеями. Эти идеи зачастую продуцируются молодыми учеными, идущими непроторенными путями и стремящимися сломать авторитеты. Поэтому образовательная деятельность по подготовке докторантов вместе с работой теоретических семинаров относятся к наиболее эффективным формам апробации и внедрения результатов научно-исследовательской деятельности в области фундаментальных исследований. В них осуществляется диалог и взаимодействие обучающего и обучаемого, а также реализуется принцип обратной связи, позволяющий узнать, насколько правильными являются выбранные подходы, выдвигаемые гипотезы и предлагаемые решения в тех или иных выполняемых проектах, так как образовательная программа подготовки докторантов связана с научно-исследовательскими проектами, разрабатываемыми в Институте. Этот процесс – обоюдно полезный и необходимый, как для одной стороны – ученых-преподавателей, так и для другой стороны – докторантов. Он создает конкурентную среду для участников этого процесса, стимулируя, на мой взгляд, как одних, так и других, что выражается в предоставлении открытого доступа для публикации в совместных коллективных монографиях, в журналах, рекомендованных КОКСОН, в материалах конференций и в выступлениях на них и т.д. Кроме того, в этом процессе идет подготовка будущей смены, которая должна продолжить философские традиции нашего Института. Некогда славные философские школы, рожденные в его стенах, оставили глубокий след не только в науке Казахстана, но и за ее пределами. В настоящее время философия находится не в «лучшей форме», и для всех нас важно вернуть ей надлежащую форму, что станет возможным лишь в том случае, если мы сумеем привить проходящим у нас обучение докторантам настоящий вкус к философии, навыки действительно исследовательской, творческой работы, где превалируют партнерские отношения, которыми всегда отличалось сотрудничество молодых и опытных ученых в нашем Институте. Приветствуя расширение сотрудничества вузов и научно-исследовательских учреждений, о чем свидетельствует количество новых участников данного процесса, хочется подчеркнуть позитивные инициативы со стороны государства, озвученные Министром образования и науки МОН РК А.К. Аймагамбетова. В свете озвученного хотелось бы увидеть больше лиц докторантов, обучающихся по выделенным МОН РК грантам в нашем Института, так в настоящее время прерогатива в процессе подготовки кадров послевузовского образования принадлежит кафедрам вузов. Существенный разрыв по количеству выделяемых мест в докторантуру для одних и других необходимо устранять, поскольку качественный состав сотрудников научно-исследовательских институтов нисколько не уступает вузовским. В настоящее время также сформирован специализированный совет по защите диссертаций по специальностям подготовки в нашем Институте, однако его ученые не представлены в нем на постоянной основе, что, полагаю, должно стать предметом рассмотрения. Равным образом считаю, что назрела необходимость обсуждения перспектив создания специализированного совета на базе интеграции науки и образования, что придало бы ему дальнейший импульс развития в образовательной деятельности. В целом, непосредственно участвуя в проекте интеграции науки и образования на базе «Ғылым Ордасы» с 1994 года и обобщая личностный опыт работы в этой сфере, хочу подчеркнуть его научную продуктивность, бесспорную перспективность, выражающуюся в открывающихся новых возможностях совершенствования исследований в казахстанской социогуманитаристике и укреплении межпоколенческой преемственности лучших традиций науки Казахстана. Интеграция науки и образования – передовой тренд нового Казахстана, важный фактор интеллектуализации общества на пути формирования высокообразованной нации.