АБАЙ О РАЗУМЕ И НАУКЕ

23.02.2022



АБАЙ О РАЗУМЕ И НАУКЕ

<2391> Г.Г. Соловьева Самыми отвратительными пороками Абай считал невежество, лень, праздность и вялость ума. Стать просвещенным народом, овладеть научными знаниями, войти на равных в общемировой культурный дискурс – вот что определял он первостепенной задачей для родного народа. В своих трудах он отвечает на самые важные вопросы образования: чему учить, с какой целью и ка¬кими способами? В совокупности ответы на эти вопросы составляют национальную философию образования. Конечно, человек должен учиться ремеслу и посто¬янно совершенствоваться в своем мастерстве, иначе он утратит свои навыки. И человек должен приобщаться к науке, помня, что его сила – в разуме и знаниях. Примером могут служить люди, отдавшие жизнь на алтарь науки. Они «не знают ни сна, ни покоя, ни развлечений, они находятся в неустанном поиске полезных для человечества открытий, они добыли электричество, подчинив человеку энергию молнии, научились держать связь друг с другом на огромных расстояниях, заставили огонь и воду выполнять колоссальную работу, непосильную тысячам людей». Абай призывает понять и оценить героические усилия подвижников от науки, которые открыли горизонты знания, создали новые условия жизни, совершив небывалое, создав новую среду обитания. Что бы сказал великий философ о сегодняшних научных прорывах, о пере¬селении человека в виртуальные пространства? Но мирское знание для Абая – не главное содержание образования. «Не всякий ученый – мудрец, не всякий мудрец ученый». Первая и самая необходимая задача образования – постижение духовных сущностей, перво-причины всех явлений и предметов. Надо стремиться познать Бога, понять себя и окружающий мир, научиться приобретать богатство, не поступаясь честью и избегая зла. Это и есть, согласно Абаю, фундаментальное знание: основы духовности и нравственности. Самое трудное, говорит он, воспитать в человеке человечность. Читайте об этом в книге Греты Соловьевой «Философия прекрасного». – Алматы, 2019. (http://iph.kz/doc/ru/1818.pdf).