Казахстан – республика президентская.

16.06.2022



6267


Юрий Булуктаев, главный научный сотрудник ИФПР

Переход Казахстана на парламентскую форму правления нецелесообразен, считает Касым-Жомарт Токаев. Об этом президент заявил в своем интервью телеканалу «Россия 24»: «Что касается перехода к парламентской системе, к чему призывают некоторые активисты и наблюдатели на Западе. Конечно, этой системы я народу не обещал. Считаю, что она так сказать, неадекватна для нашей страны, а тем более в очень сложных геополитических условиях. Будет президентская республика, но с сильным парламентом и с подотчетным правительством».

В мире в достаточной мере распространены и парламентские, и президентские республики. Одно из условий эффективно функционирующей парламентской республики – наличие развитой партийно-политической структуры. Например, в Европе некоторые партии существуют столетиями. В Казахстане же нет партий, имеющих многолетний опыт участия в политике. К тому же казахстанские партии, как правило, гипертрофированно связаны с конкретным человеком (лидером).

Парламентская система, которая широко применяется в Европе, сегодня дает сбои: в некоторых странах не могут сформировать правительство по полгода (яркий пример - Италия). Причина – нестабильность коалиционных союзов. К числу недостатков парламентской формы правления можно отнести их неустойчивость в силу политической конъюнктуры, к примеру, невозможность избрания Президента Молдова в течение трех лет парламентом большинством в три пятых от общего числа депутатов вызвало в стране политический кризис, завершившийся только после возвращения в 2016 г. процедуры всенародного избрания главы государства.

Парламентская форма правления так же в меньшей степени, чем президентская форма, восприимчива к принципу разделения властей, поскольку правительство формируется парламентом и перед ним подотчетно. Президент может распустить парламент обычно только в условиях политического кризиса, причем нередко такое полномочие ограничено рядом условий. Например, Президент Латвийской Республики вправе возбудить вопрос о роспуске сейма. После этого должно состояться народное голосование. Если в ходе народного голосования более половины голосов подано против роспуска сейма, то Президент считается смещенным и сейм избирает нового Президента на оставшийся срок полномочий.

Казахстан с его огромной территорией, с полиэтническим и многоконфессиональным населением, нуждается в крепкой президентской власти. Президентская форма правления характеризуется наиболее полным соблюдением принципа разделения властей, поскольку и законодательная, и исполнительная ветвь власти полностью отделены друг от друга.

Конституцией страны на Президента Казахстана возложены функции и полномочия, реализация которых требует от главы государства решающей роли во всестороннем обеспечении развития страны. Его деятельность на посту главы государства имеет судьбоносную значимость для народа.