По дороге в Монклоа. Партийно-политическая система РК застыла перед развилкой.

14.02.2022



По дороге в Монклоа.

Партийно-политическая система РК застыла перед развилкой.

<2366> ТАЛГАТ ИСМАГАМБЕТОВ - ПОЛИТОЛОГ, КАНДИДАТ ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК Затянувшийся с 2019 года политический транзит обернулся накоплением политических ожиданий. Во всех выступлениях и интервью президента РК Касым-Жомарта Токаева, начиная с обращения на совместном заседании палат парламента 11 января этого года, видно, что президент в первую очередь стремится дать ответы на ожидания в социальной-экономической сфере, запросы на справедливость в распределении доходов. Основные предложения по вопросам политического реформирования, судя по словам президента, прозвучат в сентябрьском послании народу Казахстана. Наша ситуация предполагает два пути преобразования партийно-политического поля. Первый – сохранение доминирования исполнительной вертикали в создании и продвижении лояльных партий. Второй – самостоятельность партий от властных институтов. Уже ясно, что Nur Otan не будет иметь прежних преимуществ. Но это не исключает, что в будущем под президента создадут новую партию. Главный вопрос политических преобразований в Казахстане в том, сохранится ли «управляемая демократия» без Нурсултана Назарбаева – стремление власти контролировать все политические процессы, заодно защищая свое спокойствие от СМИ, проявлений свободы митингов и демонстраций. Второй путь – к самостоятельности партий от властных институтов. Образец для сравнения – Испания конца 1970-х годов, основными двигателями изменений в которой были назревшая необходимость политических преобразований и лидер франкистской партии Адольфо Суарес, волею судеб оказавшийся во главе политического перехода. Назначение Суареса 3 июля 1976 года на пост премьер-министра король Хуан-Карлос I объяснил так: «Адольфо Суарес вышел из франкизма, и в нем вряд ли могли заподозрить человека, готового к радикальным переменам, неприемлемым для определенных кругов нашего общества. При этом он был молодым, современным и достаточно честолюбивым для того, чтобы хотеть стать тем человеком, кто сможет разрешить трудности нашего времени». Суарес был политиком, который сумел убедить антифранкистов: ему можно доверять. Он был человеком, обладавшим терпением и мудростью – качествами, необходимыми в тот момент для перехода к демократии. Для нас важно, будет ли в Казахстане аналог испанского пакта Монклоа – масштабный консенсус по политическим, экономическим, социальным правилам игры. Пакт Монклоа (названный по имени правительственной резиденции в Мадриде) предусматривал парламентский контроль над средствами массовой информации, реорганизацию сил правопорядка, либерализацию законодательства о митингах и собраниях, демократизацию системы социального обеспечения и сферы образования, проведение налоговой реформы. Политические реформы начались в 1976 году, когда были легализованы Компартия и Испанская социалистическая рабочая партия, которая в то время позиционировала себя как классовая и марксистская политическая сила. В апреле 1977 года упразднено Национальное движение – франкистская партия, генеральным секретарем которой был сам Суарес. В октябре 1977 года переход к демократии завершился пактом Монклоа. Сохранится «управляемая демократия» без Назарбаева или мы перейдем к аналогу этого пакта? Во втором варианте контролировать «сверху» политику не имеет смысла. Для нас важно, чтобы такие вопросы, как контроль над средствами массовой информации, реорганизация сил правопорядка, либерализация законодательства о митингах и собраниях, демократизация системы социального обеспечения и сферы образования, проведение налоговой реформы, решались не принятием в рамках государственных институтов, а консенсусом заинтересованных политических сил. Каждой стороне пришлось пойти на компромисс: антикоммунистам пришлось согласиться с легализацией Компартии, коммунисты же согласились с существованием конституционной монархии, отказавшись от прежнего республиканизма. И в рамках этого пакта завершились политические реформы. При аналоге пакта Монклоа контролировать «сверху» политику не имеет смысла. Но не забудем, что контроль «сверху» за политикой неизбежно связан и будет дополнен вмешательством и контролем за экономикой, со всеми последствиями в виде откатов в тендерах на госзакупки, господства бюрократии над экономикой. https://kz.kursiv.media/2022-02-03/po-doroge-v-monkloa/?fbclid=IwAR1F1a1uhpwcVxBA0iSVcbLWB1taeCTPFRWpj1D9Ose29INa8FSHni6W1Lc