Политический аналитик высказался о возрождении Туркестана как духовной столицы тюркского мира.

22.06.2021



Политический аналитик высказался о возрождении Туркестана как духовной столицы тюркского мира.
<1782> Редакция "Литер" 21 июня, 2021 Айдар Амребаев, политический аналитик, выразил свое мнение о возрождении Туркестана как духовной столицы тюркского мира, передает Liter.kz. Этот год в нашей национальной истории знаменует собой не только рядовой юбилей, но и переход нашей страны на новый качественный этап развития, в котором духовная составляющая занимает особое место. Символично, что реальным воплощением модернизации общественного сознания, как духовного преобразования нашего народа, явилось решение Елбасы о переводе административного центра бывшей Южно-Казахстанской области (ныне Туркестанской — прим. ава.) в священный город Туркестан 19 июня 2018 года. Это случилось после публикации программной статьи Елбасы «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», в которой отражены смысл и основные направления духовной модернизации нашего народа, символизирующей собой наступление нового этапа национального Возрождения. «Возрождение Туркестана как духовной столицы тюркского мира — яркая страница современной независимости Казахстана» Думается, данная параллель не является случайной. В своем Послании 2017 года Первый Президент страны достаточно четко расставил акценты в приоритетах нашего развития: «Казахстан вступил в новый исторический период. В этом году своим Посланием я объявил о начале Третьей модернизации Казахстана. Так мы дали старт двум важнейшим процессам обновления – политической реформе и модернизации экономики. Цель известна – войти в тридцатку развитых государств мира. Оба модернизационных процесса имеют четкие цели и задачи, приоритеты, методы их достижения. Уверен, что все будет сделано в сроки и максимально эффективно. Но этого недостаточно. Я убежден: начатые нами масштабные преобразования должны сопровождаться опережающей модернизацией общественного сознания. Она не просто дополнит политическую и экономическую модернизацию — она выступит их сердцевиной». Таким образом, в понимании Лидера Нации, значение всех осуществляемых в стране реформ заключается в духовном преображении человека, определении им подлинных смыслов и содержания своей жизни. На общенациональном уровне был необходим яркий символ такого духовного Возрождения. И, с нашей точки зрения, таким знаковым событием стало придание особого статуса древнему городу-столице казахского государства — Туркестану. Следует заметить, что это решение было горячо поддержано во всем тюркском мире, лидерами многих дружественных Казахстану государств, которые единодушно признали Туркестан духовной столицей тюркского мира, о чем было объявлено на состоявшемся, в силу объективных обстоятельств распространения пандемии коронавируса, в онлайн режиме, заседании Совета сотрудничества тюркоязычных государств 31 марта 2021 года. Открывая заседание Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев отметил, что для всех тюркских народов Туркестан является землей отцов, благословенным местом и родным очагом. Известно, что наши предки получили здесь духовные знания от великого учителя Ходжи Ахмеда Ясауи и распространили тюрко-исламскую культуру в мире. «Наша цель – превратить тюркский мир в один из важнейших экономических, культурных и гуманитарных регионов XXI века. Мы призываем начать модернизацию тюркской цивилизации со знакомства мира с наследием Ясауи и священным Туркестаном. Поэтому сегодняшний саммит проходит под девизом «Туркестан – духовная столица тюркского мира», – подчеркнул тогда Глава государства. В этой связи следует особо отметить, что по инициативе Елбасы Нурсултана Назарбаева город Туркестан кардинально преобразился и приобрел новый облик. Фактически, был осуществлен уникальный социальный инновационный эксперимент: на месте традиционной «духовной силы» казахского народа был реализован модернизационный прорыв, который придал новый импульс развитию как самого города и региона, так и всей страны. Все архитектурные преобразования сделаны на основе синтеза традиционной тюркской архитектуры и модернизированных канонов строительства современных городов. Возрождение Туркестана – это современный масштабный национальный проект, который оказывает мультипликативный экономический эффект для всей страны. Только за три года объем промышленности региона увеличился на 18 %, продукция сельского хозяйства выросла на 34 %, доля малого и среднего бизнеса достигла 21 %. В Туркестане реализуются масштабные инфраструктурные проекты на общую сумму 1,4 млрд долларов. Продвижение инвестиционного потенциала Туркестана в рамках ССТГ предполагает привлечение значительных частных инвестиций, в том числе иностранных. Однако, кроме достаточно красноречивых цифр динамичного развития региона, стоит более подробно остановиться на духовном значении и «скрытых смыслах» обновления Туркестана. Город Туркестан мы связываем с именем великого мыслителя и духовного Учителя Ходжи Ахмеда Яссави, который нашел в нем свое последнее физическое пристанище и покой, место духовного уединения и подвижничества, возведенный его потомками и последователями в ранг одного из центров мирового и тюркского культурного наследия, отражавшего мировоззрение наших предков и являвшемся для них сакральным источником духовной силы и вдохновения, а для верующего своеобразной знаковой «стоянкой» на пути в Вечность. Очень важно нам современникам понимать значение этого города и деяний нашего знаменитого предка Ходжи Ахмеда Яссави для раскрытия смысла идеи «Туркестан — духовная столица тюркского мира». В этом плане необходимо осуществить своеобразный культурологический экскурс в нашу национальную духовную историю, особое место в которой занимает суфийская традиция ислама. Для раскрытия подлинного значения этого события необходимо обратиться к методологии реконструкции эзотерических суфийских текстов, принятых в современной компаративистике. Действительно, город Туркестан — это особое место, «духовный портал» не только в нашей национальной казахской истории. Мы являемся только ближайшими наследниками этого уникального культурного феномена. Город, как и его главный герой — суфийский Учитель Ходжи Ахмед Яссави, представляют собой неразрывное единство как между собой, так и в плане историко-культурной преемственности народов, живших на этой территории и формировавших духовный облик и новые «слои», культурные интерпретации и смыслы. В частности, необходимо вспомнить проникновенные поэтические строки Магжана Жумабаева: «Түркістан екі дүние есігі ғой, / Түркістан ер түріктің бесігі ғой» (Туркестан — это врата двух миров, /Туркестан — колыбель доблестного тюркского народа — пер.авт.)… Думается, в первой части этих строк заключена очень важная суфийская идея о том, что Туркестан, являясь духовным пристанищем великого шейха Ходжи Ахмеда Яссави, избран местом «перехода», временной «сакральной стоянки», которая является важнейшим понятием философии суфизма, и представляется точкой соприкосновения земной жизни, с ее относительными и преходящими ценностями и смыслами, с божественной субстанцией вечного мира Абсолютной истины бытия. Вспоминается известный суфийский посыл о тщете всего сущего и подлинного значения Любви к Богу и его атрибутам, сформулированным в «Диван-и Хикмет» Ходжи Ахмеда Яссави: «Аллах дал влюбленным великую страсть, И я благодарно сгораю в любви. Два мира промчались пред мною, как птицы. На крыльях их полюбил я Всевышнего. От людей удалился я, чтоб с Божественным слиться. Стал теперь я похож на полноводную реку. Доверяясь Аллаху, я тайну познал. Мирские заботы я проклял тысячу раз… Пред Созданием Всевышнего все меркнет во тьме. Лишь пред силой любви ничто не подвластно, Я влюбленный, подобно мотыльку, сгораю в огне. Эта Истина, которую обрел в конце жизни». («Хикмет 1» — пер.авт.) Нельзя не согласиться с мнением Е.Э.Бертельса, давшего вдумчивую интерпретацию суфийских текстов, о том, что они заключают в себе тайное, эзотерическое содержание, послание из мира абсолютной божественной истины в несовершенный мир людского существования. Известный востоковед отмечал, что в них (текстах) мы наблюдаем двойственное переосмысление: «сначала натуралистические образы осмысливались как метафоры суфийских понятий, но затем эти метафоры вновь могли восприниматься читателем уже как высокое поэтичное выражение отнюдь не мистических, а идеализированных высоко гуманных понятий возвышенной любви или дружбы, свободы человеческого духа и, наконец, обожествления совершенной личности». Таким образом, и в деяниях «пророка кочевых мусульман» — Яссави, вспоминается известная в казахской среде поговорка: «Меккеде — Мухамед, Түркістанда — Қожахмет», и в самом провозглашении «Туркестана духовной столицей тюркского мира», заключена великая идея совершенствования человека, возрождения величия и гармонии тюркского народа, оставившего заметный след в истории человечества. Туркестан есть место силы и «колыбель доблести и единства тюркского народа». Магжан Жумабаев в своей поэме «Туркестан» продолжает: «Тұранға жер жүзінде жер жеткен бе? Түрікке адамзатта ел жеткен бе? Кең ақыл, отты қайрат, жүйрік қиял, Тұранның ерлеріне ер жеткен бе?!» (Разве есть в этом мире земли, сравнимые с Тураном?/ Есть ли народы, сопоставимые с тюрками / По широте мысли, огненной силе и скорой высокой мечте?/ Есть ли среди людей герои, сравнимые с батырами Турана? — пер. авт.). Эти страстные слова казахского поэта отражают любовь к родной земле и своему народу, гордость за его героическую, благородную историю и дерзновенные планы на будущее. Они, как нельзя лучше, отражают сегодняшнее стремление тюркских народов к единству и обретению подлинного смысла и достойного места в современном мире. Думается, в этом плане весьма своевременной представляется идея Первого Президента Казахстана — Аксакала Тюркского Мира Нурсултана Назарбаева к переходу от слов к делу, действительному духовному единству народов общего тюркского корня, выходу сотрудничества между тюркоязычными странами и народами на новый качественный уровень взаимодействия — создание Организации тюркского сотрудничества. Эта идея произрастает не только из нашей общей героической истории, но и накопленного нашими народами реального потенциала влияния, политического авторитета, экономического могущества и военной силы, демонстрирующей наши возможности, торжество чести нашего народа и укрепления справедливости в самых разных уголках земли. Объединенная энергия наших народов, наш общий социальный капитал является главной составляющей успеха и олицетворением высокой духовности и гуманных целей нашего сотрудничества в ряду первых знаковых духовных центров которого стоит город Туркестан. Подытоживая, следует сказать, что признание Туркестана духовной столицей тюркского мира в целом можно расценивать как признание заслуг Казахстана в деле продвижения тюркской интеграции. https://liter.kz/politicheskij-analitik/