Проблема связи науки и образования

04.02.2022



Проблема связи науки и образования

<2328> А.М. Амребаев – директор Центра политических исследований ИФПР Проблема связи науки и образования для Казахстана, да и для многих стран культурно-формационного транзита, является архиважной, поскольку в обществе происходят фундаментальные трансформации, связанные с изменением социально-экономического уклада, теории и практики политико-правового регулирования общественных отношений, определения новой роли государственных и гражданских институтов, изменением содержания и форматов идентификации общественного и индивидуального самосознания. Думается, особая роль в этих процессах отводится гуманитарному измерению и, соответственно, роли общественных наук, знаний о человеке. Не умаляя значение точных (к коим я отношу и гуманитарные науки, которые стремятся быть «точными», то есть объективными!), естественных наук, хотелось бы сказать, что современное знание, даже в самых оторванных от реалий, абстрактных областей виртуальной реальности, сегодня активно меняют образ мысли и смысл жизни современного человека в его разных проявлениях, как на индивидуальном, так и социальном уровнях. Эти процессы, безусловно нуждаются в корректном и глубоком осмыслении, а затем и продвижении в образовательных и воспитательных программах учебных заведений различного уровня. Система государственного управления, как это ни звучит парадоксально, как никогда нуждается в гуманитаризации, актуальном просветительском дискурсе, то есть глубоком знании чиновниками законов и закономерностей общественного развития, осознании ими своей этической ответственности перед обществом, гражданской миссии, убежденном служении своему народу и государству. В самых разных странах с отчужденным технократическим или архаическим сознанием элиты, на наших глазах происходит гуманитарный кризис, о котором предупреждают и предвещают мыслители и религиозные деятели, ощущающие кризис идентичности, безисходность и бессмысленность «внечеловеческих экспериментов», опосредованных изменений, которые не чувствуют истинных мотивов и смыслов человеческого существования, пытаясь совершенствовать лишь форму отношений, не затрагивающих глубокое содержание «теряющегося в ориентирах» общественного сознания в «эпоху перемен»… В этом плане, полагаю, что диксурс «Нового Казахстана» должен начаться с ницшеанской «переоценки ценностей», нового обретения смысла и содержания общественных отношений, взаимной ответственности граждан и государства друг перед другом, представителей разных этнических и конфессиональных групп, людей разного пола и возраста. Как говорил герой известного романа: «разруха не в клозетах, а в головах людей»… Необходима очень серьезная совместная работа академических гуманитарных научных учреждений о феномене человека в новых условиях, с ответственными за будущее поколение людей школами и университетами. «Мы в ответе за тех, кого приручили…» (Антуан де Сент Экзюпери).