Развитие МСУ – залог успешной политической модернизации

17.03.2022



Развитие МСУ – залог успешной политической модернизации

<2457> Ешпанова Д.Д. Ведущий научный сотрудник Центра Политических исследований Института философии, политологии и религиоведения КН МОН РК Идею необходимости реформы государственного управления озвучил Президент Республики Казахстан в новом Послании, от 16 марта 2022 года. Как отмечает Глава Государства, успешная политическая модернизация и развитие гражданского общества невозможны без дальнейшего углубления процесса децентрализации власти. Реформы государственной власти, а именно децентрализация власти призваны обеспечить более динамичное развитие рыночных отношений и демократии. За годы независимости был проведен ряд реформ, касающихся исполнительной власти, но в конечном счёте они не изменили сути, а именно, - жесткой централизации власти. Сильная централизация власти все еще сохраняет значительные масштабы государственного управления. Президент отмечает, что, прежде всего, необходимо разграничение государства и институтов местного самоуправления. В рамках политической модернизации, маслихаты должны стать ключевым звеном местного самоуправления. Сегодня они имеют гибридную природу, являясь, одновременно, институтом местного государственного управления и местного самоуправления, в связи с чем, необходимо четкое обозначение полномочий маслихатов. Опыт реформ в различных странах, в частности, Центральной и Восточной Европы, показывает, что децентрализация играет важную роль в процессе демократизации и трансформации экономики и общества. Это сложный процесс, требующий правильного понимания сути децентрализации, продуманности и взвешенности действий, так как, он затрагивает различные аспекты жизни общества – политические, правовые, социальные, административные, экономические и культурные. Основными целями децентрализации в Казахстане являются демократизация основ государственного управления, создание условий для эффективного осуществления государством его функций на соответствующих уровнях управления при решении как текущих вопросов, так и перспективных задач социально-экономического развития страны. Говоря о необходимости децентрализации государственных функций, необходимо определить причины, которые обуславливают её необходимость: - с момента Независимости и перехода к рыночной экономике возникли производственные взаимоотношения, обусловившие регулирующие функции, которые государство взяло на себя. Но время не стоит на месте, и то, что было необходимо в переходный период, в настоящее время тормозит дальнейшее развитие экономических процессов. В связи с чем, возникла необходимость в снятии с государства несвойственных ему функций, с передачей их в негосударственный сектор, тем самым, устранив дополнительную нагрузку с государства; - основные социальные экономические проблемы, вызванные новыми экономическими реалиями (безработица, падение уровня жизни, обострение экологической ситуации и так далее), особенно остро проявляются на региональном уровне, а, значит, решение этих проблем эффективней проводить на названном уровне; Местное самоуправление, как его трактует Европейская хартия о местном самоуправлении, подписанная в 1985 г. в Страсбурге, - это право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках Закона. Преимущества органов МСУ общего назначения по сравнению с местными службами центральных органов состоят в том, что: увеличивается количество прав и свобод в обществе; возрастает возможность граждан участвовать в местных делах; повышается эффективность управления. Самоуправление в Казахстане имеет небольшой опыт. Корни самоуправления у казахов лежат в эпохе возникновения родовых и племенных общин, когда складывался кочевой уклад жизни. Родовые старшины и племенные вожди выбирались на курултаях, сходах кочевников. Они наделялись полномочиями разбирать споры, формировать вооруженные силы и командовать подразделениями воинов. В традиционной структуре Казахстана имели сильное влияние элементы «военной демократии». В самом общем понимании для Казахстана МСУ – это система демократически избранных вне государственных органов местной власти, осуществляющих управление в пределах конкретной территории (как сельской, так и городской) на основе интересов её населения и законов, определяющих её правовой статус, экономические основы, функциональные полномочия, меры юридической и политической ответственности. МСУ призвана функционировать там, где местное государственное управление неэффективно. Особенно сейчас, оно может оперативно разряжать социальные напряжения и недовольства населения, тем более, что эти органы не носят прямого политического характера, их первоочередные функции имеют социальный и хозяйственно-культурный характер. Местные самоуправления, как форма власти сообщества, непосредственно взаимодействуют и с правом, и с политикой, опираются на деятельность собственников. С этой точки зрения, именно гражданин должен быть субъектом местной политики, местного самоуправления. Следующий уровень субъектов МСУ составляют различные общественные объединения граждан. Президент отмечает, что без финансово-экономической самостоятельности, без гарантии его серьезных возможностей в этой области МСУ окажется несостоятельным. Таким образом, должны быть законы, обеспечивающие защиту интересов МСУ, создающие условия для успешности хозяйственной деятельности, надежной основы для формирования местного бюджета. Осуществление политического процесса на местном уровне требует определенной политической культуры широких слоев населения. Без политического участия граждан МСУ не состоится. Если Казахстан намерен сохранить курс на продолжение реформ, то Республика неизбежно должна развивать МСУ. Невозможно в большой, многоэтнической и неравномерно развитой стране управлять всем из центра. Рыночная экономика подразумевает наличие демократического строя и свободного гражданина. Свободный гражданин формируется, когда участвует в управлении и чувствует свою ответственность и может реализовать себя как гражданин.