Айдар Амребаев: «Мы будем наблюдать все более жесткую и содержательную политическую конкуренцию»

04.04.2023



Айдар Амребаев: «Мы будем наблюдать все более жесткую и содержательную политическую конкуренцию»

 

Проведение парламентских выборов по новым правилам и в условиях прямой конкуренции запустило следующий этап реализации политических реформ. А именно - началась работа самого многопартийного в истории Казахстана Парламента. Исполнительный директор Академии политической науки, руководитель Центра прикладной политологии и международных исследований Айдар Амребаев анализирует первые шаги мажилисменов и потенциал законодательной власти на ближайшую перспективу.

«Новый Мажилис не должен быть спящим»


- Айдар Молдашович, в Мажилисе начал свою работу новый депутатский состав. Фактически, прямо на наших глазах происходит перезагрузка всей политической системы. Какие конкретно изменения вы наблюдаете, если судить по началу работы обновленного Парламента?
- Конечно, пока сложно говорить о каких-либо результатах и изменениях. Буквально на днях Президент Касым-Жомарт Токаев выступил на объединенном заседании палат Парламента. Выдвинута и определена фигура спикера нижней палаты. Сейчас мы можем назвать Парламент действительно многопартийным. В его работе принимают участие представители 6 партий, прошедших пороговый уровень в 5% на прошедших 19 марта выборах, а также самовыдвиженцы-одномандатники, в том числе и оппозиционно настроенные.
Согласно правилам, выдвижение спикера Мажилиса осуществляется фракцией победившей на выборах партии. При этом Президент согласует эту кандидатуру со всеми парламентскими партиями. В данном случае, руководитель фракции партии «Аманат», набравшей согласно итогам выборов 53,9% голосов избирателей, Елнур Бейсенбаев выдвинул кандидатуру лидера партии Ерлана Кошанова на должность спикера Мажилиса Парламента. Президент провел консультации с руководителями других фракций в Парламенте. Данная процедура у нас была проведена впервые. То есть, это то, чего раньше не было.
Из других фактов можно отметить, например, прецедент оперативного реагирования депутатами на последние события, взволновавшие общественность, когда в социальных сетях возникла коллизия с публичным выступлением некой сепаратистской группы в Петропавловске. Этот инцидент достаточно оперативно был рассмотрен группой депутатов Парламента, последовало обращение к Генеральному прокурору с просьбой прояснить ситуацию и провести расследование данного факта. С моей точки зрения, это было сделано достаточно быстро и инициативно, без «указки сверху». Депутаты чутко среагировали на возмущение общества. Я считаю это позитивным моментом в деятельности нынешнего Парламента.

Очень рассчитываю на то, что новый созыв Мажилиса Парламента, собранный на конкурентной основе, позволит создать мобильную и адекватно реагирующую на вызовы текущего дня законодательную силу. В триаде «Сильный Президент – влиятельный Парламент – подотчетное Правительство» новый Мажилис не будет спящим и полностью комплиментарным к исполнительной власти.
- Партия «Аманат», имея большинство в Парламенте, на правах победителя (хоть и не доминирующего) выдвинула кандидатуру Алихана Смаилова на пост Премьер-Министра. Насколько это решение и сам механизм утверждения главы Кабмина, на ваш взгляд, соотносится с политическими реформами?
- Политические реформы в меньшей степени касаются механизмов конкретного исполнения поручений Президента исполнительными органами власти. Судя по выступлению Президента на объединенном заседании палат Парламента, сейчас на злобу дня выдвинуты вопросы социально-экономического характера.
Касательно политических реформ, то, как известно, 16 марта прошлого года Президент в своем Послании обозначил четкое видение политической конструкции Справедливого Казахстана и была осуществлена последовательная реализация ее положений: были внесены изменения в Конституцию страны на основе референдума от 5 июня 2022 года.; ограничен одним сроком в 7 лет срок каденции Президента; исключена возможность занятия должностей в квазигоссекторе и на госслужбе родственников Главы государства; поставлен на утрату Закон «О Первом Президенте», вызвавший нарекания у общественности; проведены досрочные выборы Президента по новой схеме; обновлен Сенат Парламента; а недавно осуществлены выборы в Мажилис Парламента и местные представительные органы – Маслихаты. В целом, работы по созданию политической инфраструктуры реформ, завершены. На основе действующего «политического каркаса» постепенно будет завершена вся перенастройка политической системы государства. В частности, проведен отбор по новой схеме акимов областей и городов республиканского значения, когда на альтернативной основе (не менее 2 кандидатов на должность) по предложению Президента Маслихаты утвердят глав исполнительной власти в регионах.
Функциональная задача Правительства – реализовать потенциал государственного участия в экономике, сформировать эффективную социальную политику, обеспечить безопасность и правопорядок в государстве. Основным приоритетом сегодняшнего дня является рост благосостояния населения, преодоление кризисных явлений в экономике, демонополизация и деолигархизация ее структуры, стабилизация ситуации на актуальных для Казахстана, рынках, стимулирование отечественного предпринимательского класса. Политический фундамент для этой работы создан.



«Государственная служба - это не привилегия»


- Как вы оцениваете месседж о том, что должность Премьер-Министра в настоящее время – это больше ответственность и незавидная работа, чем престиж? Способна ли команда Смаилова на реализацию обещаний, которые прошедшие в Парламент партии дали народу в ходе электоральной кампании?
- В целом, особенная ответственность относится не только к исполнительной, но и законодательной власти. Раньше мы наблюдали ситуации, когда в Парламент приходили люди после государственной службы в исполнительной власти, в качестве своеобразного бонуса, - на «заслуженный отдых».
Теперь такой сценарий исключен. Парламентские партии прошлого созыва, включая «Аманат», «Ак жол» и НПК, пережили серьезный выборный марафон, им пришлось доказывать свою состоятельность, активно работать с электоратом, формулировать общественно значимые проблемы. Эти партии испытали на себе в реале конкурентные преимущества своих соперников по предвыборной гонке. В частности, партия «Ауыл» заняла второе место с 10,9% голосов избирателей, опередив таких «старожилов» Парламента, как НПК и «Ак Жол», а последней, пришлось побороться за «свой» электорат с новообразованной партией «Республика». Знаковым стал приход в Парламент партии ОСДП, позиционирующей себя оппозиционной. Поэтому теперь парламентские партии должны будут достаточно бдительно «следить друг за другом», за исполнением предвыборных обещаний, «честной игрой» в условиях партийно-политической конкуренции. Интересно, например, что лидер фракции ОСДП выступил против кандидатуры Алихана Смаилова на должность премьер-министра. Это не изменило текущий расклад сил, но прецедент, как говорится, создан…
В целом, происходящие изменения, с моей точки зрения, должны привести к улучшению качества законов, принимаемых правительством экономических стратегий и программ, контроля их исполнения.
Сейчас многие итак уже стали понимать, что государственная служба – это, по большому, счету не привилегия, а служение народу на любой позиции - что депутата, что министра, что судьи.
В частности, за свой 5-летний мандат депутат должен в полной мере себя проявить. У нас есть законодательно закрепленное право императивного мандата, которое позволяет по истечению первого года, если депутат не выполняет свои предвыборные обещания, лишить его мандата.
То же самое касается и членов Правительства. Поскольку они выдвигаются Премьер-Министром, каждая фигура министра Правительства будет находиться под серьезным контролем депутатского корпуса. Это заставит членов Правительства быть более активными, креативными, деятельными и ответственными за порученные участки. Останется мало возможностей, имевшему место в прошлом, протекционизму. Меритократический механизм отбора в исполнительную ветвь власти постепенно начнет работать. Конечно, необходимо задействовать и другие механизмы общественного контроля за действиями власти, в частности, речь идет об актуализации СМИ, как «четвертой власти», деятельного участия и неравнодушия со стороны гражданского общества. Сейчас в парламентском «портфеле» находится законопроект «Об общественном контроле». Думаю, что общественность сможет воспользоваться и этим законом для постоянного мониторинга и контроля деятельности правительства и госорганов на местах.
С этих позиций государственная деятельность ставится на службу общественным интересам – это ключевой момент. Наше государство становится не только слышащим, но также думающим и действующим. Это позитивный сигнал для всего общества. Народ больше не будет безмолвствовать. И, я думаю, что власть это чувствует и чутко реагирует на это.

«Люди осознали ценность своего голоса»


- Реформы находятся в стадии реализации, результаты заметны экспертам, но не всегда на них реагирует широкая общественность, особенно в регионах. Почему, на ваш взгляд, это происходит?
- Здесь много факторов. Есть некие традиции нашей политической культуры, когда общество было отчуждено от власти и все, что госорганы бы ни делали, общество воспринимало пассивно: «там наверху все знают, мы здесь не причем, это не наше дело». Сейчас мы постепенно переходим на уровень более зрелой демократической политической культуры, когда люди начинают осознавать ценность своего голоса во время выборов, значимость своей гражданской позиции по тому или иному вопросу.
В развитых государствах особое внимание уделяется эффективности местных органов власти. Люди прагматично оценивают важность государства через улучшение своей жизни непосредственно. Западный обыватель может быть аполитичен в отношении центральной власти и совсем не интересоваться «большой политикой», но достаточно «цепко» интересуется работой собственного мэра или главы муниципалитета. Мы тоже двигаемся по такому сценарию, когда нас в большей степени будет интересовать то, как работают коммунальные службы на местах, насколько аким ответственно относится к судьбе своего города, района, аула.
Неразвитость институтов гражданского общества и политического участия общества в своей судьбе и общественно значимых процессах тоже сказывается. По итогам прошедших выборов есть разные точки зрения: кто-то говорит, что выборы были действительно конкурентными, кто-то это оспаривает.
В целом, эти процессы и неравнодушие граждан к своей собственной судьбе показывают, что мы находимся на правильном пути восприятия изменений. Постепенно общество придет к форме, когда и граждане, и государственный аппарат будут тесно взаимодействовать и понимать, что от их скоординированных конструктивных действий будет зависеть качество управления, как в центре, так и на местах, степень лояльности общества к власти.
В течение 30 лет мы больше наблюдали инициативы со стороны государства и абсолютную пассивность и равнодушие в обществе. Сейчас эта ситуация преодолена, общество разбужено, и теперь все зависит от того, как адекватно на это будет реагировать государственный аппарат, насколько общество будет требовательно и настойчиво относиться к реализации собственных интересов, насколько транспарентным и конкурентным будет механизм меритократии при отборе людей во власть.
- В таком случае, какая из политических реформ, выдвинутых в последние годы, отражается в повседневной жизни людей наиболее часто и осязаемо? И почему?
- После Январских событий неудовлетворенность граждан прежним режимом суперпрезидентской власти заставила власти модернизировать эту систему и сделать ее более открытой и конкурентной. То есть, возникла необходимость создать политическую атмосферу и институциональную инфраструктуру, которая позволяет конкурировать разным политическим силам и взглядам. В этом плане мы видим, что на арене с нуля появились новые партии, причем речь идет не только о тех, которые прошли регистрацию. Одной из новоявленных партий даже удалось пройти в Парламент, несмотря на то, что срок ее действия был всего пару месяцев. Это парадоксальный феномен, с моей точки зрения, говорящий о том, насколько в обществе силен запрос на новые лица, новые идеи. Сейчас на очереди регистрация ряда других партий, которые не смогли зарегистрироваться до выборов. Мы будем наблюдать все более и более жесткую и содержательную политическую конкуренцию.
Введение пропорционально-мажоритарной системы выборов в Мажилис Парламента и Маслихаты существенно оживило электоральный процесс, было достаточно интересно наблюдать, какие фигуры выдвигаются, что предлагается. Возможно, результаты не всех удовлетворили, но это уже создание прецедента, который со временем будет привычным. В скором времени электорат будет оценивать партии и кандидатов не только по популярности, но и по конкретным программам и результатам их деятельности.
Процесс, как говорится, «пошел»…


Интервью записано Центром перспективных исследовании «NIKA group»

 

 

https://sailaunews.kz/