Правовая культура и прогресс казахстанского общества

14.01.2022



Правовая культура и прогресс казахстанского общества

<2253> Рустем Кадыржанов Главный научный сотрудник ИФПР КН МОН РК, Доктор философских наук, профессор Одна из тем, которая сегодня широко освещается в СМИ, связана с погромами и мародерством, случившимися в Алматы в ночь с пятого на шестое января сего года. Мародерство продолжалось, хотя в значительно меньшей мере, еще и днем шестого числа. Ни для кого не секрет, что в этих погромах и мародерстве участвовали не только бандиты, но и те, кого можно назвать простыми гражданами. Они воспользовались возможностью безнаказанно войти в разбитые магазины, банки, офисы и присвоить себе все, что можно было унести. В обычной ситуации большинство людей не позволяют себе этого, но здесь, видя, что можно безнаказанно забрать какую-то вещь, без зазрения совести делали это. Получается, что законопослушность многих наших граждан основывается не на осознании уважения к чужой собственности, а на страхе быть пойманным и наказанным. Конечно, это свидетельство низкой культуры нашего человека, в том числе его низкой правовой культуры. В основе правовой культуры лежит, как известно, уважение к собственности. Как к своей собственности, так и к чужой. Можно сказать, что точно так же в подобной ситуации вели себя не только казахстанцы, но и жители других стран. Можно даже обобщить и сказать, что жадность, эгоизм, стремление захватить чужое соответствует природе человека. Поэтому мировые религии в своих учениях вводили запреты на воровство, жадность, поощряя альтруизм, жертвенность и т.д. Поэтому говорят, что человек, верующий в бога, не будет воровать чужое, но, наоборот, будет делиться и помогать другому. Но я почему-то думаю, что среди тех, кто в ту ночь в Алматы мародерствовал, были и те, кто ходит в мечеть или церковь. Вообще, в сегодняшнем мире религиозность людей носит поверхностный характер, и люди, признающие себя верующими, могут вполне уверенно считать, что никакого греха не совершают, или даже вообще об этом не думать. Мировой опыт, однако, показывает, что далеко не во всех странах люди падки до чужого богатства. Исследования показали, что 80 процентов японцев, найдя чей-то кошелек, будут стремиться вернуть его хозяину. Это наивысший показатель в мире. Но и в странах Западной Европы меньший процент людей, но достаточно высокий будут вести себя в аналогичной ситуации как японцы. Это говорит о развитой культурной традиции уважения к собственности. В этих странах как население, так и государство отличается культурой уважения к собственности, причем для государства важнейшим приоритетом является принцип универсальной протекции частной собственности. Соблюдение этого принципа государством обеспечивает устойчивое социально-экономическое развитие этих стран. Если Казахстан хочет встать на путь устойчивого социально-экономического развития, то ему не обойтись без воспитания культуры уважения к собственности как среди населения, так и у государства. Это очень трудно, но без этого не обойтись. Это развитие как правовой культуры, так и общей культуры общества. Одним из главных инструментов развития культуры общества является просвещение, образование. Очень убедительно говорил об этом в своем выступлении на заседании Мажилиса РК 11 января 2022 г. президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. Он внес целый ряд предложений по развитию системы образования в стране. В частности, он указал на особую важность подготовки учителей для школы. Роль учителя в воспитании общей культуры детей, так и культуры уважения к собственности с самого раннего возраста, очень велика. События января 2022 г. в Алматы показали, что общая культура казахстанского общества остается низкой. Для ее подъема важнейшее значение имеет развитие философии в Казахстане. Речь идет как о философском образовании среди населения, так и философских исследованиях. Философия является фундаментом человеческой культуры, поэтому общество и государство должны уделять ее развитию первостепенное внимание.