Современная наука обладает огромным познавательным потенциалом, продолжает нас поражать, радовать, настораживать, волновать своими открытиями в разных областях познания. Настороженность связана, прежде всего, с этической составляющей научных исследований. Но сегодня наука признала необходимость этической экспертизы, которая становится обязательным условием научной рациональности. Тем не менее, контроль за исполнением этого условия должен осуществляться каждым из нас.
Сегодня в условиях глобализации, в условиях сжатия пространства и времени, осуществляется переход мирового сообщества на новый технологический уровень (Четвертая промышленная революция, Индустрия-4.0) на основе высочайших технологий, связанных с воздействием на живое человеческое сознание. Верующие люди скажут, что это уже сфера Бога, в особенности технологии генного редактирования. Насколько правомерно и оправданно вмешательство человека в эту сферу? А как оценить, предугадать последствия разработки технологий переноса человеческого сознания на электронные носители, робототехники, искусственного интеллекта, Интернета вещей, блокчейна, облачных сервисов, процессов цифровизации в целом, которые могут изменить онтологический статус человека, то есть, статус человека в нашем мире.
Такой сложный феномен, как робототехническая цивилизация, должен развиваться не просто в направлении улучшения физического, физиологического качества жизни человека (в конечном счете, прогресса общества потребления), а в контексте развития духовной сущности человека. Человечество должно развиваться в направлении нового понимания духовности, в направлении духовного совершенствования, духовной эволюции.
Что же такое новое понимание духовности? Быть духовным сегодня - значит быть не просто нравственным в своих мыслях и поступках, но и осознавать свое единство с окружающим миром и, соответственно, осуществлять поведенческую стратегию, направленную на сотрудничество и заботу об окружающем мире.
Самое интересное и важное в этом вопросе заключается в том, что современная наука дает фундаментальное обоснование необходимости такой стратегии поведения. Так, один из величайших британских астрофизиков современности Л.Саскинд математическими расчетами показал, что информация обо всех объектах Вселенной, включая человека, никуда не исчезает, а откладывается на так называемых пленках на окраинах Вселенной в двумерной плоскости. Причем, не просто откладывается, а влияет на события настоящего, будущего и даже прошлого (Susskind, Leonard. The Black Hole War: My battle with Stephen Hawking to make the world safe for quantum mechanics. – NW, Publisher: Little, Brown and Company (July 7, 2008) – 481 p. ). Эта информация включает, в том числе, наши мысли, поступки. Значит, новое понимание духовности, включающее в себя осознание своего единства с окружающим миром и вытекающая из такого осознания стратегия поведения сотрудничества и заботы об окружающем нас мире – все это является не просто свободным выбором каждого отдельного человека, а практической необходимостью.
Современный человек формирует новые типы реальности – виртуальную реальность, пространство робототехнической цивилизации, а также философию этих типов реальностей.
Одним из неуклонно развивающихся, важнейших направлений в развитии качества человеческого капитала является сфера робототехники. Это направление является логическим следствием вектора развития современной цивилизации и, соответственно, несет в себе все ее (современной цивилизации) особенности, дающие, как принято говорить, «на выходе», амбивалентный (двойственный, прямо противоположный) эффект.
С одной стороны, сфера робототехники выполняет за¬дачи улучшения качества жизни, качества человеческого ка¬питала. Но с другой стороны – порождает комплекс тревожащих, неоднозначных, с точки зрения перспектив развития человека, проблем.
Сегодня активно развивается так называемая философия BEAM-робототехники, которая определяется набором заповедей, не являющихся непреложным законом, но формирующих общую философскую концепцию проектирования BEAM-роботов, куда также входят свои собственные три закона робототехники (Beam-робототехника.
http://beam-robot.ru/robotics/beam-hilosophy.php).
В BEAM-философии вызывают тревогу (в плане перспектив развития человека) не такие ее принципы, как «разумный минимализм», «роботы из электронного хлама» Марка Тилдена или идеи Родни Брукса, а три так называемых закона робототехники Марка Тилдена. Эти законы - в отличие от трех законов великого фантаста Айзека Азимова (рассказ «Хоровод»), - ставят главной целью «деятельности» роботов не защиту человека и подчинение ему и лишь затем – заботу о себе (в том случае, если это не противоречит главной функции робота – «защита человека»).
Все три закона робототехники Марка Тилдена направлены на защиту «собственно роботосуществования»:
- робот должен защищать свое существование всеми возможными способами от любой опасности;
- робот должен получить и сохранить доступ к источнику энергии;
- робот должен постоянно искать лучшие источники энергии.
Одно из основных направлений в развитии робототехники – создание искусственного интеллекта. И здесь одной из главных задач является задача нравственных границ, ограничений в поведении искусственных машин, так как сегодня создание искусственных машин не предполагает вложения в них «программ нравственности», что подтверждают приведенные выше три закона робототехники Марка Тилдена.
Важность задачи определения нравственных границ, ограничений в поведении искусственных машин особенно явно ощущается в свете амбициозного про¬екта «Голубой мозг», осуществленного в Швейцарии в 2005 году. Этот проект ведет невролог Генри Маркрам в Институте Мозга и Сознания Ecole Polytechnique в Лозанне (Markram: Simulating the Brain – The Next Decisive Years. -
http://www.youtube.com/watch?v=wDY4cFJauls). Проект вызывает самые разные научные оценки и самые разные эмоции. Но особенную тревогу вызывает предполо¬жение многих исследователей о том, что так называемый «Голубой мозг» уже представляет собой «Супермозг», кото¬рый почти сразу после запуска этого проекта попытался вы¬йти из-под контроля. Специалисты считают, что «Супермозг» способен действовать, как в интересах узкой группы лиц, так и, возможно, в собственных интере-сах, в полном соответствии с законами М. Тилдена.
Ведутся разработки по созданию нано-роботов, скажем, размером с молекулу воды. Адъюнкт-профессор компьютерных наук, вычислений и нервных систем, а также начальник в биоинженерии Caltech Эрик Уинфри вместе с группой ученых из Колумбий¬ского университета, Университета штата Аризона, Универ¬ситета Мичигана и Калифорнийского технологического института запрограммировал автономных молекулярных «роботов», изготовленных из ДНК (Виктор [jenova]. Учеными создан автономный молекулярный робот. -
http://www.infuture.ru/article/3256 ).Такие роботы-моле¬кулы, по предположению аналитиков, могут легко уничто¬жать огромные массы людей.
В настоящее время практически перед всеми государствами мира, желающими быть субъектами, а не объектами мировой геополитики, стоят сверхзадачи модернизации в сфере экономики, политики, общественного сознания (в первую очередь, в государствах переходного типа, в которых все виды инициатив исходят в основном от властных элит).
Одной из таких важнейших задач, в особенности для государств переходного типа, «третьей волны демократизации» (по С.Хантингтону), государств «позднего старта» (по А.Гершенкрону), к которым относится Казахстан, является цифровизация экономики, под которой понимается концепция экономической деятельности, осуществляемая на основе цифровых технологий.
Но если одни исследователи говорят о «плюсах» формирующейся (в рамках нового постиндустриального этапа мирового цивилизационного развития) цифровой экономики, то другие специалисты говорят об экономике «Больших данных», когда человек будет «оцифрован» так, что окажется под полным контролем узкой группы членов мирового сообщества, связанных с ТНК (Четверикова О.Н. Диверсия под видом модернизации. От форсайт-проекта 2030 – к «цифровой школе». Заказчики и лоббисты // Свободная мысль. – 2018. - №4. – с. 59-72).
Итак, в сухом остатке проблем современной науки имеется немало фактов и факторов «за» и «против» основного вектора, направления и перспектив ее развития. Очень оригинально и точно по содержанию высказал свои опасения по этому вопросу известный польский исследователь Станислав Ежи Лец: «Кажется, дело идет к тому, что Наука откроет Бога. И я заранее трепещу за его судьбу» (Лец С.Е. Наука откроет Бога // Оракул, 2003, №4).
И каков вывод же из сказанного выше? Следуя Ж.Ж.Руссо, идти «назад к природе»? Здравомыслие подсказывает нам неоднозначный ответ на вопрошание о значении (пользе или вреде) современных научных исследований. Понятно, что без науки сегодня человеческое сообщество не может развиваться. Но понятным является и то, что безусловным требованием научной рациональности должна быть этическая экспертиза. То есть, должны быть этические нормы, лимитирующие научные исследования.
Сартаева Раушан Султановна
- главный научный сотрудник Института философии,
-
политологии и религиоведения КН МОН РК,
-
кандидат философских наук, ассоциированный профессор,
-
член-корреспондент РАЕН и ПАНИ