Концепция «слышащего государства» обретает практические очертания

17.03.2022



Концепция «слышащего государства» обретает практические очертания

<2459> Шайкемелев Мухтарбек – главный научный сотрудник ИФПР КН МОН РК, доктор философских наук, ассоциированный профессор В своем Послании народу Казахстана от 16 марта 2022 года Президент РК К.К. Токаев обнародовал ожидаемый пакет политических реформ в стране. Нет нужды повторяться о том с каким нетерпением граждане Казахстана ждали обещанное выступление Президента. И оно в полной мере оправдало ожидание большинства жителей страны. Президент сразу же предупредил всех о том, что содержание Послания, его цели и реализация рассчитаны на годы и в ближайшем будущем всех нас – государство и общество, ждет напряженная совместная работа по реализации грандиозных целей по модернизации страны. В контексте предстоящей работы особо хотелось бы подчеркнуть слова Президента: «Практика, когда декларируемые на бумаге успехи не имеют ничего общего с реальностью, осталась в прошлом. Народу нужны не отвлеченные идеи и обещания, а ощутимые перемены к лучшему». Все мы прекрасно помним, что прежним руководством страны принималось очень много достойных программ, в числе которых «Казахстан-2050» и многие другие государственные концепции, доктрины и постановления, которые задавали правильные ориентиры и горизонты дальнейших реформ. К сожалению, значительная часть их так и не была реализована в полной мере, а к реализации политических реформ государство так и не приступило, оставив все благие пожелания «на бумаге». Принцип «сначала экономика, а потом политика» сыгравший позитивную и стабилизирующую роль на начальном этапе государственного строительства, в последнее десятилетие развития страны стал настоящим тормозом на пути дальнейшего роста экономики, для поступательного развития которой этот принцип сохранялся и реализовывался. Для того, чтобы придать процессу общей модернизации поступательное движение и необратимость, Президент Казахстана предлагает очень простой и эффективный рецепт – «открыто говорить о существующих проблемах и вместе искать оптимальные пути их решения… обеспечить честную и открытую конкуренцию, навсегда искоренить все искусственные монополии как в экономике, так и в политике». Таким образом, первейшей задачей государства и общества становится переустройство самой политической парадигмы развития страны. Но шаги по ее модернизации должны быть предельно выверены, чтобы сохранить независимость, устойчивость и целостность государства. Каким образом мы сможем совместить изменение методологии развития страны одновременно с этим исключив риск разбалансировки государственного механизма, которым в условиях геополитической турбулентности не замедлят воспользоваться внешние, а возможно и определенные внутренние силы? Для этого, по мнению президента Токаева, необходимо «более широкое и глубокое вовлечение общественных организаций и активистов в подготовку и реализацию реформ. Для этого, прежде всего, нужно обеспечить открытые обсуждения всех национальных проектов и стратегических документов… Мы должны пробудить гражданскую активность в стране и запустить процесс осознанного и конструктивного партнерства между государством и обществом». В этом процессе как раз и должен быть творчески задействован механизм «слышащего государства», который может развиваться реализуясь в новых неформальных формах диалога государства и общества. В частности, Президент предлагает создать "Ұлттық құрылтай". Национальный курултай как новый общественный институт продолжит работу Национального совета общественного доверия (НСОД) на общенациональном уровне. «Курултай должен сформировать единую институциональную модель общественного диалога. Он усилит взаимодействие между властью и народом». В тесном содружестве государства и гражданского общества в лице партий, общественных советов, гражданских активистов и неравнодушных граждан заключается залог консолидации всех многообразных и прогрессивных сил общества, искренне желающих нашей стране стабильности и процветания. Доверие, сотрудничество и диалог в «слышащем государстве», к которым по замыслу Президента должна двигаться страна смогут обеспечить прочный гражданский мир. Другой формой упрочения гражданского мира в стране и дальнейшей модернизации, должна стать политическая реформа государственных институтов, предполагающая укрепление роли Парламента, что по мнению Главы государства, «станет важным фактором успешной реализации концепции "слышащего государства"». В этом же ряду реформ направленных на укрепление системы сдержек и противовесов в политической жизни страны можно причислить и анонсированные Президентом реформы: по расширению полномочий и прерогатив судов присяжных; созданию Конституционного суда; возрождение открытого и конкурентного поля для партийной борьбы за голоса избирателей; реформа выборного процесса; передача определенных президентских полномочий в Парламент и на места; введение «не на словах» неоднократно провозглашаемой, но так полноценно и не реализованной системы местного самоуправления и т.д. Пошагово реализуемый, выверенный и системно осуществляемый пакет реформ предлагаемых Президентом РК К.К. Токаевым может и должен стать выстраданным прорывом Казахстана в новое измерение более прогрессивного и благополучного глобального мира. Но стоит повториться, что залогом успеха реформ может стать только их общественная поддержка и реальная консолидация казахстанского общества, фрагментированного на сегодня по многим параметрам. Как подчеркивает наш Президент: «В Новом Казахстане мы должны неизменно следовать принципу "разные взгляды, но единая нация"». Консолидированному обществу, объединенному одной целью и единой национальной идентичностью не будут страшны ни кризисы, ни «идеальные штормы» и прочие угрозы, без преувеличения сотрясающие сегодняшний взаимозависимый мир.