Международная конференция "Мосты духовности - от Фараби до Низами"

03.11.2021



Международная конференция "Мосты духовности - от Фараби до Низами"

<2030> В Алматы 2 ноября 2021 года прошла международная конференция под названием "Мосты духовности - от Фараби до Низами", посвященная 880-летию Низами Гянджеви. Организаторами конференции выступили Евразийский Региональный Центр Молодежного Форума ОИС и Казахский Национальный Университет им. Аль-Фараби. Конференция состоялась в смешанном формате и прошла в здании университета, а в онлайн формате к мероприятию присоединились десятки исследователей и гостей из разных стран. На мероприятии со стороны Казахстана выступили председатель алматинского отдела молодежного крыла «Жас Отан» ведущей партии страны, директор Центра Аль-Фараби, ведущие преподаватели Казахского Национального Университета им. Аль-Фараби, исследователи из разных регионов Казахстана и других стран. Из Азербайджана на конференции приняли участие Эльчин Аскеров, председатель правления Евразийского Регионального Центра Молодежного Форума ОИС, помощник председателя Шуджаат Ахмедзаде, академик Теймур Кяримли, научный секретарь Института Рукописей Азизага Наджафли, секретарь Союза писателей Азербайджана, Агалар Атамогланов, посол Азербайджанской Республики в Казахстане, драматург и поэт Ильгар Фахми и др, которые рассказали об общем культурном наследии азербайджанского и казахского народа, в частности, подчеркивая необходимость сохранения духовных ценностей в условиях глобализации, а также проинформировали участников о специфических чертах творчества Низами. Участники международной конференции с большим интересом заслушали доклад главного научного сотрудника Института философии, политологии и религиоведения Сагикызы Аяжан на тему: «Значение наследия Низами для диалога культур Востока и Запада». <2031>

ДОКЛАД «Значение наследия Низами для диалога культур Востока и Запада»

Сагикызы А. Культура вообще живет во взаимодействии, она живет в диалоге.Любая культура раскрывается в сравнении с другой культурой, в посредством смыслового диалога. О диалоге культур Востока и Запада много писали, пишут. Дело в том, что диалог вплетен в контекст всех культур. Особенно проблема взаимовлияния, взаимодействия культур актуальна в современном мире. Современное бытие человека и общества требует диалогичности, сопоставления взглядов, мнений, позиций.С помощью диалога возможно самопознание, т.е. диалогизация – это процесс самопознания посредством другого и постижения другого путем «пропускания через себя». Аль-Фараби и Низами находились на грани культур, и создавали свои творения, включая в этот процесс всю гамму и всю глубину мастеров предшествующих школ. Через диалогизацию происходит взаимопонимание культур. И чтобы понять отдельную культуру необходим анализ мировой культуры как целостности. Сегодня диалог культур скрепляет, связывает народы. Общаясь через произведения культуры мы выстраиваем диалог. Таким образом, наше сосуществование в этом хрупком мире возможно. Сегодняшняя культура не имеет границ, пространства. Поэтому современный человек должен научиться вести диалог со всеми проявлениями культуры. Что дает взаимодействие разных культур? Во-первых, оно дает возможность лучше понять не только другую культуру, с которой данная вступает во взаимодействие, но и саму себя. М.М. Бахтин пишет: «Чужая культура только в глазах другой культуры раскрывает себя полнее и глубже (но не во всей полноте, потому что придут другие культуры, которые увидят и поймут еще больше)». Во-вторых, в межкультурных взаимодействиях осуществляются заимствования, которые в той или иной мере ведут к взаимному обогащению обеих культур. Но для того, чтобы взаимодействие культур влекло за собой не только взаимопонимание их (что, конечно, тоже немало), но и к их взаимообогащению, взаиморазвитию, оно должно строиться на объективно правильных основаниях, строиться с помощью надлежащих способов и средств и опираться на соответствующие механизмы. Должно, но не всегда строится. Для того, чтобы культуры вступали в диалогические взаимодействия, они должны быть способны к этому. Наши современные культуры – это не столько культуры, сколько цивилизации. Поэтому отношения между ними по большей части односторонне монологические. Все цивилизации нашего времени поставлены перед одной и той же системой глобальных кризисов, выйти из которых уже невозможно в одиночку. Так или иначе глобальные проблемы необходимо решать совместно. А в этом случае несходства между цивилизациями должны отойти на задний план. В противном случае погибнут все цивилизации вместе со всеми «разломами» между ними. Для того чтобы формировать верные ценностно-смысловые ориентиры и идеалы, необходимы меры не только экономического или политического характера. В данном случае они, скорее, даже вторичны. Необходимо соблюдать приоритет духовных потребностей, поскольку они являются фундаментом всей иерархии потребностей человека как телесно-разумного существа, способного ставить вопросы о смысле своего ответственного бытия. Современному человеку необходимо гармонизировать свой внутренний чувственный мир. Для такой гармонизации необходимо, прежде всего, глубокое и прочное мировоззренческое основание. А формирование позитивных ценностей и человеческой личности происходит во многом благодаря идеям выдающихся мыслителей и художественному мастерству писателей-поэтов, таких как аль-Фараби, Низами. Они и будут воспитывать лучшим человеческим чувствам и качествам. Наследие великого азербайджанского поэта Низами Гянджеви занимает достойное место в золотом фонде мировой поэзии. Его творчество оказало огромное влияние на поэзию Востока. Творчество Низами – это украшение всей восточной литературы, оно сыграло важную роль в культуре, литературе восточных стран. Автор стихотворного дивана и пяти маснави, был известен на Востоке своими пятью поэмами. Каждая поэма - это шедевр, где показана человеческая жизнь богатая мудрыми наставлениями, духовно-душевный мир человека в разных ипостасях, жизнь во всей красе. «Сокровищница тайн», «Лейли и Медджнун», «Хафт пейкар», «Хосров и Ширин», «Искандернаме» - каждая из этих поэм открывает нам новую грань таланта поэта. Творчество Низами – одна из богатейших страниц мирового культурного наследия, оказавшее огромное влияние на культуру и искусство, литературу Ближнего Востока. И оно продолжается и сегодня, будоражив умы и сердца многих поколений, и на Востоке, и на Западе.