28.06.2021
Новые императивы национальной безопасности.
<1793>
Президент Касым-Жомарт Токаев своим указом утвердил новую Стратегию национальной безопасности страны до 2025 года. Ее цель и основные приоритеты мы попросили прокомментировать помощника Президента – секретаря Совета безопасности Асета Исекешева.
Асет Орентаевич, начнем с главного – в чем суть документа, чем он важен для государства и всех казахстанцев?
Первый Президент – Елбасы Нурсултан Назарбаев в ходе заседания Совбеза, где рассматривался проект стратегии, дал очень емкое определение цели документа – оберегать наши национальные интересы. В условиях любых вызовов необходимо сохранять суверенитет Казахстана и его территориальную целостность, единство общества и политическую стабильность, благополучие граждан и социальную справедливость.
Именно в такой логике и был выстроен документ, над которым аппарат Совбеза совместно с Правительством работали в течение года, прорабатывая различные сценарии.
Какие обстоятельства продиктовали необходимость обновления стратегии, на какие вызовы она дает ответ?
Подготовка нового документа была связана не только с завершением реализации предыдущей стратегии в 2020 году. Она обусловлена новыми вызовами, с которыми сталкивается наша страна. Новые сложные реалии особо отметил в своем Послании Президент Касым-Жомарт ¬Токаев. Это нужно учитывать при определении мер по укреплению национальной безопасности.
С одной стороны, обострились так называемые традиционные угрозы. Мы видим, что даже в нашем регионе, на постсоветском пространстве все чаще полыхают вооруженные конфликты. Международный терроризм и экстремизм не только не ослабевают, но и обретают новое качество, задействуя передовые информационные технологии. Глобальный дефицит ключевых ресурсов, прежде всего воды и продовольствия, усиливает противоречия.
С другой стороны, на повестку вышли и новые, нетрадиционные факторы. На наших глазах коронавирусная инфекция из локальной, текущей ЧС превратилась в системный долгосрочный вызов. Он породил целый «каскад» рисков в экономике и социально-трудовой сфере.
Пандемия обнажила проблемы, которые годами накапливались, и подтолкнула процессы, которые давно назревали. Ускоряются глобальный энергетический переход и технологическая революция, которые вместе с возможностями создают и риски.
В целом вызовы и угрозы стали крайне динамичными, нелинейными, тесно взаимосвязанными и больше не замыкаются в национальных границах. В принятии решений в глобальной экономике все больше доминируют соображения безопасности, и это ощущают на себе все национальные экономики и граждане.
Все это требует мобилизации усилий не только государства, но и общества, всех граждан. Поэтому руководством страны была поставлена задача выработать стратегию не просто как документ, а как основу эффективной модели управления рисками национальной безопасности, способную быстро реагировать и предотвращать кризисные факторы.
Насколько изменились ее приоритеты?
Стратегия охватывает все «классические» направления, определенные законодательством о нацбезопасности. Вместе с тем структура существенно изменилась, отражая современные реалии.
Например, биологическая безопасность из разряда обычного отраслевого направления стала комплексным блоком, и это данность не на один год.
Информационную безопасность можно признать уже не просто приоритетом, а уникальным «сквозным» направлением, которое охватывает все сферы.
Идет серьезная переоценка значения рисков экологической безопасности. Они тесно переплетены с вопросами социальной стабильности, поскольку растет запрос общества на качественную окружающую среду. С другой стороны, проблема изменения климата вылилась в переход к безуглеродной экономике – глобальный тренд, способный просто «перевернуть» традиционные отрасли.
Хочу еще раз подчеркнуть, что никуда не уходят с повестки задачи повышения эффективности работы правоохранительной и судебной систем. Сейчас, как вы знаете, ведется реформирование этой сферы. Необходимо обеспечить максимально безопасную среду для населения, оградить от всех видов преступных посягательств. При этом важно неукоснительно защищать права граждан, не допустить необоснованного вмешательства в дела бизнеса.
Также стратегическое значение имеет решительная борьба с коррупцией. Стратегия нацбезопасности нацеливает на выработку новых мер противодействия, с акцентом на превентивные меры, устранение причин и условий коррупционных проявлений, повышение прозрачности государственных процедур, в том числе за счет средств цифровизации, и неотвратимость наказания.
Намечена модернизация Вооруженных сил для того, чтобы обеспечивать военную безопасность в условиях современных вызовов, принципиальных новшеств в военном деле и технологического прогресса.
Сохраняются наши приоритеты в международной сфере. Но мы не можем не учитывать серьезные изменения в реалиях глобальной и региональной безопасности, кризис международного доверия, нарастание конфронтации, протекционизма.
Вместе с тем в документе подчеркивается стратегическая значимость безопасности в сфере человеческого капитала. С чем это связано?
На самом деле вопросы образования, науки, развития интеллектуального потенциала нации всегда были среди приоритетов.
Но сейчас это становится стратегическим императивом. Какое бы направление национальной безопасности мы не взяли, все связано с качеством человеческих ресурсов.
Качество и доступность образования, поддержка талантов, раскрытие потенциала нашей молодежи, конкурентоспособность образовательных и научных институтов – это фундамент безопасности, устойчивости нашей государственности.
Безусловно, стратегия не дублирует содержательную сторону программ и концепций в сфере образования. Но она устанавливает пороговые значения по критически важным индикаторам с позиции нацбезопасности.
Аналогичные индикаторы будут «зашиты» и в другие отраслевые программы и нацпроекты. Тем самым обеспечивается неразрывная взаимосвязь нацбезопасности со сбалансированным социально-экономическим и общественно-политическим развитием.
АВТОР:
Лилия Сыздыкова
https://www.kazpravda.kz/interviews/view/novie-imperativi-natsionalnoi-bezopasnosti