О РОЛИ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ЭЛЕКТОРАЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

16.02.2023



О РОЛИ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

В ЭЛЕКТОРАЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

   

В среду 15 февраля 2023 года состоялось плановое заседание круглого стола с участием членов Научно-экспертной группы алматинской городской Ассамблеи народов Казахстана, организованное совместно с руководством Центра политических исследований Института философии, политологии и религиоведения КН МНВО РК. Основной темой для коллективного научного обсуждения участников круглого стола стали вопросы практического участия авторитетных лидеров этнокультурных объединений в развернувшемся масштабном электоральном процессе подготовки и проведении выборов депутатов в Мажилис Парламента и Маслихаты всех уровней.

150520232.jpg

В работе заседания круглого стола на тему «Обсуждение участия этнокультурных объединений в электоральном процессе выборов в Мажилис Парламента и Маслихаты» приняли участие известные казахстанские ученые и ведущие эксперты, руководители этнокультурных объединений и члены Научно-экспертной группы Ассамблеи народов Казахстана города Aлмaты, а также, представители общественности и журналисты.

Перед началом заседания генеральный директор Института философии, политологии и религиоведения КН МНВО РК, академик НАН РК Сейдуманов Серик Турарович, выступая перед своими коллегами, отметил, что особую важность роли Ассамблеи народа Казахстана как инструмента формирования и проведения национальной политики была и остается неизменной.

«Вопрос, какую роль должна играть Ассамблея народа Казахстана в политической жизни, далеко не риторический. Выступать механизмом объединения всего народа и народной дипломатии, включая государствообразующий этнос и все этнические группы, задача весьма сложная. И я уверен в том, что ресурсные возможности Ассамблея народа Казахстана, которая является легитимным и важным инструментом урегулирования межэтнических отношений с мощными ресурсными возможностями, будут всегда направлены на общие задачи по укреплению государственности. В целом же проводимая Главой государства реформа партийной и избирательной систем открывает новые возможности для участия всех граждан в выборных процессах. И на предстоящих выборах в Мажилис Парламента партийные списки, выборы кандидатов по одномандатным округам также реально представят этническое многообразие Казахстана.

Среди главных отличий предстоящих выборов следует отметить то, что в новом составе Мажилиса не будет квоты Ассамблеи народа Казахстана. В своем Послании народу Казахстан Глава государства К.К. Токаев особо подчеркнул Мажилис Парламента должен отражать весь электоральный ландшафт страны без предоставления кому-либо искусственных преференций. Квота АНК переносится в Сенат и сокращается с 9 до 5 депутатов. При этом сама президентская квота в Сенате, которая на самом деле является механизмом учета голосов и мнений социальных групп, сокращена с 15 до 10 депутатов, причем 5 из них предлагаются Советом АНК, а не избираются Ассамблеей народа Казахстана на ее сессии. Совет Ассамблеи народа Казах¬стана рекомендовал Главе государства пять кандидатур в Сенат Парламента Республики Казахстан: Е. Больгерта, З. Кузиева, Н. Ниязову, А. Сатвалдиева и Г. Шиповских. Все кандидатуры были приняты Президентом, соответствующий Указ о назначении депутатов Сената по президентскому списку от Ассамблеи народа Казахстан был подписан Главой государства» - отметил С.Т. Сейдуманов, выступая перед участниками круглого стола.   

IMG_20230215_102101.jpg

Затем заседание круглого стола продолжил модератор - Шайкемелев Мухтарбек Сейд-Алиевич, председатель НЭГ АНК г. Алматы, главный научный сотрудник ИФПР КН МНВО РК, доктор философских наук, ассоцированный профессор. Он всецело подержал высказанные тезисы С.Т. Сейдуманова и отметил, что по содержанию программы политических реформ Главы государства особое место занимают вопросы сохранения единения нации и государство. И поэтому сегодня эта важная сфера особенно нуждается в критичных упреждающих оценках, рекомендациях и предложениях ученых, экспертов и представителей гражданского общества по вопросам межэтнических отношений.

«Перенос представительского депутатского пула Ассамблеи народа Казахстана из состава Мажилиса в Сенат Парламента демонстрирует приверженность политики Главы государства к сохранению мира и укрепления единства нации. Квота АНК в Сенате РК – это четкая артикуляция на сохранение постулатов общенационального единства и межэтнического согласия в законотворческой деятельности», - отметил модератор и передал следующее слово для дальнейшего выступления А.М. Амребаеву – директору Центра политических исследований Института философии, политологии и религиоведения КН МНВО РК

После этого выступления были заслушаны мнения и экспертные оценки других участников круглого стола:

Бабалиева Сеита Умерсеновича – председателя Правления ОО «Культурный центр крымских татар «Ватандаш», кандидата биологических наук, члена НЭГ АНК г. Алматы;

Шаймерденовой Мендыганым Джамалбековны – профессора Казахской национальной академии искусств им. Т. Жургенова, кандидата исторических наук, академика МАИН, члена НЭГ АНК г. Алматы;

Ананьевой Светланы Викторовны – заместителя председателя НЭГ АНК г. Алматы, заведующей отделом внешних связей Института литературы и искусства им. М.О. Ауэзова КН МОН РК, кандидата филологических наук, доцент, члена Союза писателей Казахстана;

Батталова Болысбека Заманбековича – заведующего кафедрой АНК Евразийской юридической академии имени Д.А. Кунаева, доцента, ассоциированного профессора;

Аннакулиевой Гульнары Атаевны – председателя Туркменского общественно-культурного центра г. Алматы и Алматинской области, члена НЭГ АНК г. Алматы;

Кадыржанова Рустема Казахбаевича – главного научного сотрудника ИФПР КН МНВО РК, доктора философских наук, профессора, члена НЭГ АНК г. Алматы;

Булуктаева Юрия Очировича – ГНС ИФПР КН МНВО РК, доктор политических наук.

Общие тезисы выступавших участников круглого стола «Обсуждение участия этнокультурных объединений в электоральном процессе выборов в Мажилис Парламента и Маслихаты» были сведены к мнению о том, что Ассамблея народа Казахстана по-прежнему будет служить проч¬ной институциональной опорой политики мира и согласия. И этот главный гражданский институт национальной политики может гармонично адаптироваться к динамичным процессам, происходящим в стране. Учитывая при этом многослойные факторы, изменения в общественном сознании, в том числе рост национал-патриотических настроений, их влияние и популярность, опосредованные изменениями демографической структуры.

 

 

Центр информационно-организационной работы ИФПР