Роль научно-технического сотрудничества в рамках инициативы: «Один пояс, один путь»

10.09.2023

Роль научно-технического сотрудничества  в рамках инициативы: «Один пояс, один путь»

Роль научно-технического сотрудничества

в рамках инициативы: «Один пояс, один путь»

 

 

В четверг 7 сентября 2023 года научный сотрудник Центра политических исследований Института философии, политологии и религиоведения Мустафин Рустем принял участие в работе международного круглого стола на тему: «10-летие Пояса и Пути: итоги и перспективы».

В своем выступлении Рустем Мустафин акцентировал внимание ведущих экспертов, среди которых были дипломаты и представители китайского бизнеса и казахстанских общественных организаций, на возрастающем значении сотрудничества между двумя странами в сфере науки и высоких технологий.

Этим тезисом спикер вновь актуализировал значение решений, принятых в марте 2023 года в Пекине. Тогда Центральный комитет Компартии Китая и Государственный совет совместно обнародовали серию «Мер по реформированию партийных и государственных организаций». Одной из наиболее важных инициатив среди этих реформ стало создание Центральной комиссии по науке и технологиям (CSTC). Комиссия призвана сыграть ключевую роль в формировании научно-технологического потенциала страны, а также будет ответственна за планирование и выработку политики в данном направлении. Целью деятельности новой структуры является способствование развитию национальной системы внедрения инноваций и запуск структурных реформ в области высоких технологий.

По мнению ведущих экспертов международной сферы, в целом, CSTC сформирована с целью реализации предпринимаемых Китаем усилий по созданию самостоятельной и независимой технологической экосистемы, которая, по своим возможностям должна превзойти мировых конкурентов.

В своем докладе Рустем Мустафин отметил, что санкции США, направленные на ослабление китайской индустрии полупроводников и генеративного искусственного интеллекта вкупе с указом Белого дома, накладывающим ограничения на инвестиции в китайские технологии, вероятно, сподвигли руководство страны к более решительным мерам. Фактически, современная фаза технологического развития Народной Республики может быть охарактеризована как переход к следующему этапу, когда она будет способна самостоятельно создавать глубокие технологии. При этом, такое положение дел обусловлено рядом следующих факторов:

Первое. В настоящее время Китай является крупнейшей в мире производственной базой электроники, выпускающей большую часть смартфонов, ноутбуков и других устройств. Это доминирование обеспечивает стране прочный фундамент для развития, особенно в передовых технологиях, таких как искусственный интеллект и связь 5G. Крупные средства направляются на технологические разработки как со стороны государственного финансирования исследований и разработок, так и через частные инвестиции в стартапы. Эти вложения способствуют стимуляции инноваций и способствуют формированию мощной технологической экосистемы.

Второе. В Китае сосредоточен пул высококвалифицированных инженеров и ученых, которые активно занимаются наукоемкими исследованиями. Такие кадры привлекаются в страну все возрастающим числом технологических стартапов, исследовательских институтов и правительственных инициатив, направленных на щедрое финансирование инноваций.

Третье. Китай обладает массивными и продолжающими расщиряться базами данных, что играет ключевую роль в разработке таких технологий, как искусственный интеллект и машинное обучение. Внутренние компании используют эти данные для создания продуктов и услуг, а также для достижения конкурентного преимущества на мировом рынке.

Четвертое. Неоспоримым преимуществом является растущий рынок, который предоставляет многообещающие возможности для технологических компаний. Tencent, Alibaba и Baidu уже стали крупными игроками на глобальном технологическом рынке, и вероятно, многие другие компании последуют их примеру.

Пятое. Правительство активно поддерживает развитие технологий, предоставляя финансирование для исследований и разработок, налоговые льготы для компаний и, создавая благоприятные правовые условия для всей отрасли. Эта политика поддержки стимулирует и обеспечивает устойчивый рост технологического сектора.

Совокупность этих факторов позволяет Пекину укрепить свои позиции в технологической гонке, в связи с чем, возникновение опасений у геополитических соперников в связи с ростом технологического влияния Китая не является удивительным.

В этом контексте Казахстан, рассматривая Китай в качестве своего стратегического партнера и доброго соседа, видит в его технологическом подъеме преимущества, особенно в условиях необходимости перехода отечественной экономики на инновационные и высокотехнологические рельсы.

Так, 1 сентября 2023 г. Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев в своем Послании народу Казахстана «Экономический курс Справедливого Казахстана» уделил особое внимание вопросу формирования условий для внедрения инноваций и передовых технологий в экономику страны. Глава государства настоятельно подчеркнул, что государство должно пересмотреть свою экономическую модель. Это, в свою очередь, непосредственно зависит и от развития отечественной науки и образования. В частности, в Послании говорится о секторах информационных, био- и нанотехнологий, цифровизации государственного управления, внедрении искусственного интеллекта, а также активной поддержке стартапов.

Президент К.К. Токаев обратил внимание на необходимость создания благоприятной экосистемы для развития этих отраслей, включая установление налоговых льгот и предоставление государственной поддержки исследовательским проектам и разработкам. Не менее значимой инициативой является и расширение цифровой инфраструктуры, а также обеспечение доступности высокоскоростного интернета, что будет способствовать развитию электронной коммерции, сфер образования и здравоохранения.

И действительно, современная экономика, стремящаяся к конкурентоспособности, не может обойтись без вложений в науку и образование, инновационных решений в ведущих критически важных отраслях глубоких технологий. Они выступают в качестве мощного двигателя прогресса. Страны, способные эффективно использовать их потенциал, обладают значительным преимуществом перед теми, кто не уделяет этому должного внимания. При этом основной упор делается на опережающие и революционные открытия, способные изменить образ жизни человека, а также вывести страну в авангард мирового развития.

Китай, являющийся одной из ведущих мировых технологических держав, обладает сильной инновационной экосистемой, имеет обширные кадровые резервы высококвалифицированных специалистов, а также на территории страны находятся штаб-квартиры влиятельных технологических корпораций, добившихся прорывов в сложных наукоемких отраслях. В мае 2023 года Глава государства провел ряд встреч с руководителями крупных китайских компаний, представляющих производство, переработку и транспортировку нефти и газа, нефтехимию, энергетику, металлургию, телекоммуникации, а также финансово-банковскую деятельность и инвестиционную сферу.

В контексте сложившихся отношений между двумя странами, а также реализации совместных проектов, возникает уникальная возможность для расширения сотрудничества, в особенности в рамках инициативы «Один пояс, один путь». Она может выступить важным инструментом для достижения общих целей, таких как устойчивость поставок, инновации и конкурентоспособность, а также защита окружающей среды. В частности, можно сконцентрировать внимание на следующих направлениях:

1)                Создание предприятий по обработке редкоземельных металлов на территории Казахстана для создания критически значимых запчастей для электроники.

2)                Запуск совместных исследовательских проектов в области изучения новых свойств материалов: графена, кобальта, лития и т.д., а также эффективных методов использования ресурсов.

3)                Сотрудничество в области образования и профессиональной подготовки специалистов не только между вузами и исследовательскими центрами, лабораториями, но и с участием крупных технологических компаний и венчурного капитала.

4)                Создание совместных предприятий и коммерческих партнерств на территории Казахстана, к примеру, для производства полупроводников, компьютеров, смартфонов и других электронных продуктов.

5)                Принятие согласованных стандартов и регулирования в области глубоких технологий, что будет способствовать упрощению торговых отношений и увеличению совместимости продуктов.

 

Более того, сотрудничество в области науки и высоких технологий укрепит экономические отношения между странами, уменьшив зависимость от одного поставщика.

В завершение своего выступления, научный сотрудник Центра политических исследований Института философии, политологии и религиоведения Мустафин Рустем вновь подчеркнул, что инициатива «Один пояс, один путь» стала мощным механизмом для развития и укрепления торговых и инфраструктурных связей между Казахстаном и Китаем. Сотрудничество ученых двух стран в области науки и высоких технологий должно стать двигателем этого процесса, так как последующая стадия развития международных отношений будет формироваться в сфере конкурентной борьбы сверхдержав за высокотехнологическое доминирование в мире.

 

 

Центр информационно-организационной работы ИФПР