УЧЕНИЕ ЗОРОАСТРИЗМА И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ

02.10.2023

УЧЕНИЕ ЗОРОАСТРИЗМА И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ

 УЧЕНИЕ ЗОРОАСТРИЗМА И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ

В пятницу 29 сентября 2023 года Сейдуманов С.Т. - генеральный директор Института философии, политологии и религиоведения, академик НАН РК принял участие в составе группы алматинских ученых в работе международной научно-теоретической конференции «Учение Зороастризма и Центральная Азия: духовно-культурная и историческая преемственность», посвященной 2600-летию учения зороастризма.

Организаторы и участники конференции, среди которых наряду с делегацией ИФПР находились ученые Университета Туран, на площадке Западно-Казахстанского инновационно-технологического университета в городе Уральске задались общей целью детального изучения теоретических, практических и методологических проблем наследия учения зороастризма в духовности стран Центральной Азии.

Выступая перед своими коллегами, Сейдуманов С.Т. отметил, что профессиональный интерес представителей казахстанского научного сообщества к этой древней духовной практике основан на связи Зороастризма с древней культурой Тюркских народов. По его мнению, ставшие доступными для современных ученых материалы исследования за последние годы наглядно отражают глубинную связь культуры Тюркских народов с Зороастризмом. Обращаясь к тексту памятника древнеиранской литературы «Авеста», следует по-новому принять во внимание новые взгляды на происхождение Заратуштры. Особую роль при этом должно отводиться продолжению научного анализа впервые представленных материалов о Байыргы ахун, а также других альтернативных источников, позволяющих рассмотреть эти вопросы в историко-культурном контексте. Не случайно исследователями на основе аксиологического анализа показано наличие параллелей в Тенгрианстве, Зороастризме и Исламе, определенное сходство взглядов мировоззренческого характера. В ходе продолжения этих работ, ученым предстоит установить, как идейно-ценностные установки древней религиозной веры повлияли на ментальность Тюркских народов в ходе истории.

Проблемы взаимодействия разнообразных религиозных, культурных и философских традиций в Центральной Азии и роли идейного синтеза в духовном становлении Тюркоязычных народов до сих пор еще остаются недостаточно исследованными. Одна из причин такого положения дел заключается в широко распространенном европоцентрийском представлении о кочевничестве как некой «антицивилизации», воплощении сил разрушения и невежества. При таком подходе кочевой образ жизни оказывается основным и едва ли не единственным источником социально-политических катастроф, войн и агрессии в Евразии, а взаимоотношения ирано- и Тюркоязычных народов сводятся к противостоянию оседлого Ирана, олицетворяющего созидательную деятельность, древнюю культуру, и кочевого Турана. Кочевникам отводится роль «трутней человечества», взиравших на богатства оседлых народов «раскосыми и жадными очами», захватчиков и грабителей, не имевших развитой религии, культуры, государственности, градостроения, ремесла, торговли, письменности и т.д..

«Подобный ущербный взгляд, безусловно, не способствует адекватному рассмотрению истории и культуры Центральной Азии и особенно кочевых в прошлом, Тюркоязычных народов: казахов, узбеков, туркмен, уйгуров, кыргызов, каракалпаков, башкир, татар и др. А это, в свою очередь, отрицательно влияет на общую оценку культурного наследия того или иного народа, на понимание его особенностей, происхождения, путей развития, роли и места в мировой цивилизации. Ведь не случайно в некоторых научных и учебных изданиях бытует искаженное мнение о несовместимости кочевого образа жизни с развитой интеллектуальной деятельностью и с такой ее высшей формой, как философия» - справедливо отметил в своем выступлении Сейдуманов С.Т.

В продолжение этих тезисов прозвучали доклады научных работников Института философии, политологии и религиоведения: Нурмуратова С.Е. и Барлыбаевой Г.Г. В ходе выступлений спикеров было отмечено, что понимание особенностей кочевого типа цивилизации пересматривается в связи с основательной критикой Европоцентризма, признанием ценности истории кочевых народов, их материальной и духовной культуры, общественного и государственного устройства. Согласно этой концепции, кочевничество – это особый способ взаимодействия социума и природы, особый способ адаптации человека в специфической среде обитания, основанный на освоении природы преимущественно адекватными самой природе биологическими средствами производства.

По итогам состоявшейся научной дискуссии ученые представили собственный аргументированный фактами вывод: кочевой образ жизни, безусловно, способствовал формированию своеобразного ментального универсума, духовного космоса, отражающего мировоззрения («Духовный мир кочевника») посредством понятийного инструментария с особенными нюансами мышления, идеями, образами. Вот по этой причине можно говорит о генезисе зороастризма среди кочевников у берегов двух рек: Едиля и Жайыка. Поэтому со стороны Тюркологов и Авестологов Центральной Азии и всего мирового сообщества требуются научные исследования, свободные от штампов, прежних стереотипов трактовки истории различных народов и религии, конструктивный и объективный подход к историческому наследию Тюркского мира и всего Человечества.

Участники международной конференции выразили желание и готовность к продолжению исследования глубинных основ учения Заратуштры для объективного и аутентичного понимания и осмысления истории казахского народа и соседних Тюркских культур Центрально-Азиатского региона.

 

Центр информационно-организационной работы ИФПР