ИНТЕГРАЦИЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

10.04.2023



ИНТЕГРАЦИЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Нурмуратов С. Е.

Директор Центра философии Института философии,

политологии и религиоведения КН МНВО РК,

доктор философских наук, профессор

 

В современных условиях в интеллектуальном пространстве нашего общества идея интеграции высшего образования и современной науки интенсивно воплощается в реальность. В общем плане можно констатировать, что уже есть определенные положительные результаты этой интеграции. Например, по инициативе Министерства образования и науки Республики Казахстан на базе НИИ «Ғылым Ордасы» в 2014 году был создан Центр интеграции науки и высшего образования. Наш Институт философии, политологии и религиоведения КН МОН РК участвует в данном проекте с самого начала. По проекту подготовки научных кадров на базе научно-исследовательских институтов «Ғылым Ордасы» совместно с Казахским Национальним Университетом имени аль-Фараби Институт ведет подготовку магистрантов и докторантов по специальностям: «Философия», «Политология», «Религиоведение» и «Исламоведение».

Наш Институт имеют традиционные научно-производственные, педогические связи с КазНУ имени аль-Фараби и Казахским национальным педагогическим университетом имени Абая. Студенты КазНПУ имени Абая проходят производственную практику в нашем Институте, наши ведущие ученые преподают и принимают ГЭК у бакалавров и магистров данного вуза. Необходимо дальше развивать наше сотрудничество, особенно следует развивать иследовательское направление. Следует активизировать работу по выполнению совместных научно-исследовательские проектов по гуманитарной проблематике.

 

Интеграция высшего образования и науки: мировой опыт и Казахстан.

В списке стран, наиболее динамично развивавшихся в последние десятилетия, в основном представлены те, что сделали ставку на развитие национальных систем образования и наукоемкие технологии. В этих странах именно человеческий капитал стал основным фактором прогресса, обеспечивая до 75% производства и прироста национального дохода. Например, в США, которые в настоящее время являются бесспорным мировым лидером в области научно-технического прогресса, расходы на сферу образования находятся в пределах 7% от ВВП, то есть приблизитель­но соответствуют уровню расходов на оборону, а научно-технический прогресс, по экспертным оценкам, обеспечивает более 40% от общего прироста ВВП.

Являясь социальным институтом, образование представляет собой весьма сложноразветвленную социальную организацию. Это относится не только к вузовскому, но и к школьному его уровню. Интеграционное взаимодействие науки и образования обеспечивает такое развитие последнего, которое базируется на глубоком постижении изучаемых объектов, с одной стороны, и на строго научном подходе к самому процессу обучения, с другой. Словом, совершенствование процесса получения образования возможно в полной мере лишь при постоянной опоре на достижения науки.

Говоря о роли науки в развитии образования, важное не забывать, что в основании современного образовательного процесса лежит научная картина мира. Кроме того, сфера образования опирается на научно разработанные и апробированные методы. Роль науки в образовании отнюдь не локальна, она распространяется на все компоненты образовательного процесса: на его цели, средства, принципы, методы и, конечно же, на его результаты.

Именно в ходе образовательного процесса большинство людей знакомится с наукой, ее достижениями, возможностями, проблемами. В ходе образовательного процесса, базирующегося на результатах научных исследований, наработках науки, осуществляется подготовка индивида к жизнедеятельности в данном обществе, формирование зрелой личности. Причем структура обучения определяется данными науки и может быть изменена благодаря ее «приговору».

Мыслительная деятельность педагога определяется научно-мировоззренческими основоположениями, что также свидетельствует о необходимости стабильного взаимодействия науки и образования. В целом образование — это интегративный процесс, в котором органически соединены компоненты обучения, передачи и сохранения традиций, а также компоненты, предполагающие развитие эвристической и поисковой деятельности.

Образование представляет собой необходимую ступень социализации личности. Образовательный процесс нацелен на подготовку новых и новых поколений, обеспечивающих неуклонное развитие человеческой цивилизации. Образование носит интегративный характер, его нельзя, сводить только к деятельности учебных заведений: оно пронизывает процесс всей жизнедеятельности людей.

Образовательная система — своеобразный барометр изменений в науке и технике; она четко реагирует на них, постоянно корректирует свои составляющие под полученные ими достижения. Этот процесс непрерывен.

Как известно, цель научной деятельности состоит в получении нового знания, а цель образования — в передаче его новым поколениям людей. Эти цели взаимообусловлены: если нет первого, то невозможно и второе. Но наука и образование столкнулись в последние десятилетия XX века с новыми вызовами, потребовавшими переосмысления институциональных и экономических форм научной работы в сфере высшего образования. Возникли рыночные экономические механизмы функционирования науки и образования, отличающиеся от прежнего традиционного бюджетного финансирования (в зарубежной терминологии именуемого блок-грантами).

Современное общество пришло к пониманию того, что образование представляет собой один из наиболее выгодных объектов для капиталовложений, и, прежде всего, когда речь идет именно о системе образования для молодежи. Этот вывод диктует необходимость для правительств во всех странах мира стремиться к тому, чтобы образование имело абсолютный приоритет в бюджете каждого государства.

В современном постиндустриальном мире от повышения образовательного уровня отдельных его членов выигрывает все общество в целом. Причем в соответствии с теорией «человеческого капитала», родившейся в 70-х годах в США, общество в целом выигрывает намного больше, чем конкретный индивидуум, получающий образование. Повсеместное введение массового высшего образования в XX веке стало возможным потому, что количество «сэкономленного» общественно необходимого времени, которое общество может получить от подготовленного в вузе специалиста, в среднем в 6-10 раз превышает затраты на его подготовку. Средний уровень образования трудящихся в США уже к 1985 году оценивался в 13,1 года обучения. Считается, что уровень образования среднего американского трудящегося приближается к среднеспециальному, включающему полную школьную подготовку и двухлетний колледж. В развитых странах с высоким уровнем доходов почти 60% населения в возрастной группе от 18 до 23 лет учится в высших учебных заведениях различных типов, причем с 1980 года этот показатель вырос более чем в 1,5 раза, а в Японии он достиг практически 100%. В то же время в странах со средним уровнем доходов только около 20% данной возрастной группы охвачено высшим об­разованием, а в странах с низким уровнем доходов — всего 6%."

Особое положение в обществе и в государстве научно-образовательных организаций, и, в частности, исследовательских университетов, в течение достаточно длительного исторического периода ослабляло влияние на них рыночных отношений. Научные и образовательные институты были символами автономии и академической свободы. Поэтому понятно, что академическое сообщество оказалось в непривычной ситуации, столкнувшись с проблемой хотя бы частичного отказа от академической свободы во имя деятельности, направленной на привлечение дополнительных ресурсов, необходимых для обеспечения научного и образовательного процессов. Оказалось, что кроме занятий в области свободно выбранной научной тематики и неизбежных занятий со студентами, возникла новая проблема — необходимость заниматься деятельностью, направленной на обеспечение финансового благополучия. Этот скрытый лейтмотив многочисленных тревожных публикаций о судьбах мировой науки и высшего образования нашел выражение в заголовке «Потерянный рай?», кото­рым озаглавили вводный раздел своей книги «Предприятие Университет» С.Маргинсон и М.Консидайн. Эта книга была опубликована в США в 2000 году.

Образование, наука, инновации и развитие человеческого капитала являются одним из ключевых факторов в достижении главной национальной цели - вхождения Казахстана в число 30-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Основой экономического прогресса Казахстана остается человеческий капитал, и государство последовательно намерено мотивировать высокопрофессиональные трудовые ресурсы. Показателем национального богатства сегодня выступают не запасы сырья или цифры производства, а количество способных к научному творчеству людей. Накопленный человеческий капитал, т.е. запас способностей, знаний, умений, навыков и мотивов составляет в новом столетии основу современной экономики, определяя, в конечном счете, социально-экономическое развитие общества.

Таким образом, инновационной экономике нужны работники с поисковым менталитетом, творческой интуицией, ясным видением того, к чему должна привести та или иная новая технология. Нужна именно творческая и инициативная деятельность работников, их способность, в том числе, строить собственную цель, карьеру и через это - обеспечивать предприятию процветание. Интенсивное социальное развитие страны невозможно без роста творческого и нравственного потенциала ее граждан, без создания национальной инновационной системы, ориентирующей на массовое освоение инноваций.

Именно поэтому сейчас на первый план выходят задачи развития инновационной системы образования, опирающейся на развитие критического и творческого мышления, как потенциальные свойства и ресурсы инновационного прорыва.

1. В области логики и методологии философских исследований актуализируется вопрос о многомерном и конкретно-целостном, еди­ном миропонимании. Оно является сущностным условием и процес­сом, в котором возможно адекватно отразить происходящее в мире – как в природе, так и в обществе. Эта линия развития предполагает базовые вопросы бытия человека в мире и ответы, важные как в их практическом, каждодневном, так и в глобальном, сущностном плане. В русле данного направления необходимо глубоко исследовать онтологию нравственности и законы подлинного духовного разви­тия; вопросы единства этики и эстетики; актуальные современные проблемы человека и техники, инновационных технологий и фи­лософии сознания.

2. В сфере исследований проблем казахской национальной фило­софии важно в первую очередь понять, что для каждого народа, жела­ющего и стремящегося стать интеллектуальной нацией, необходимо сделать развитие философской мысли одним из приоритетных на­циональных принципов. Соответственно, необходимо внимательно и скрупулезно изучать историческое сознание народа, лучшие отече­ственные образцы философствования в прошлом и настоящем, сопо­ставляя их с мировыми аналогами, отмечая общее, выявляя особенное и генерируя полученные знания.

Это может иметь неоценимое значе­ние для прорыва знаний в области философской гуманитаристики.