КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И ПРАВА ГРАЖДАН

12.09.2023



КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И ПРАВА ГРАЖДАН

 

Курганская Валентина Дмитриевна – доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения КН МНВО РК

Дунаев Владимир Юрьевич – доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения КН МНВО РК

 

30 августа казахстанцы отмечали день Конституции. Почему этот праздник так важен для всех граждан страны? Потому что Конституция – это основной Закон страны, по которому она живет. Конституция как один из важнейших институтов демократии представляет собой совокупность правовых норм, определяющих работу высших органов государства, порядок их формирования, их взаимные отношения и компетенцию, а также принципиальное положение индивида по отношению к государственной власти.

Для лучшего понимания сущности правовых норм, закреплённых в Конституции, обратимся к истории их возникновения. В истории общественно-политических учений разработаны принципы правовой справедливости. Так, одним из основных итогов развития политически-правовой мысли в учениях Нового времени явилось категорически-императивное утверждение первичности прав и свобод человека по отношению к любым государственно-политическим структурам и сословно-кастовым стратификациям. В соответствии законотворчества этому принципу усматривался безусловный, независимый от прагматически-утилитарных мотивировок критерий строго правовой справедливости.

Вместе с тем, как афористически точно формулирует древнегреческий философ Аристотель, «понятие справедливости связано с представлением о государстве, так как право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общения». Поэтому проблема формирования правопорядка становится проблемой институционализации и государственно-правовой защиты специфической социальной конкретности: поля взаимодействия политического пространства государства и пространства автономных элементов, структур и институтов гражданского общества.

Сегодня демократия рассматривается как практически универсальная форма устройства политической системы, нормативная для любых культурных и геополитических пространств. Однако ни эмпирико-дедуктивные методы, ни диалектико-логические категориальные синтезы не годятся в качестве схем анализа такого феномена, как демократия. «За 25 столетий, в течение которых демократия истолковывалась, оспаривалась, одобрялась, порицалась, замалчивалась, устанавливалась, существовала, уничтожалась, а потом порой воцарялась вновь, так и не удалось, как мне кажется, прийти к согласию по наиболее фундаментальным вопросам, касающимся самой сути этого явления» (Даль Р.).

Казалось бы, демократия – это самый лучший государственный строй, заключающий в себе все роды государственных укладов и нравов. «Словно ткань, испещренная всеми цветами, так и этот строй, испещренный разнообразными нравами, может показаться всего прекраснее. Вероятно, многие, подобно детям и женщинам, любующимся всем пестрым, решат, что он лучше всех». Свободный человек в условиях равноправия «так же разнообразен, многолик, прекрасен и пестр, как его государство» (Платон). Демократический строй – приятный и разнообразный, снисходительный к человеческим слабостям, дающий простор всем человеческим вожделениям, но тем самым и опустошающий акрополь человеческой души.

Поэтому Платон и не питал иллюзий относительно способности демократии установить справедливый социальный порядок. Он прекрасно осознавал внутреннюю ограниченность афинской политии, предопределившую превратности её судьбы. Неопровержимыми аргументами-фактами послужили осуждение и казнь Сократа, продемонстрировавшие бессилие разумного убеждения перед предрассудками и косностью «агрессивно послушного большинства» демократического и законопослушного охлоса.

В наши дни на первый план вновь выходит отмеченная классиками особенность демократической формы правления – её нестабильность и уязвимость. Один из ведущих философов современности французский философ Жан Бодрийяр говорит: «Демократия обладает большим запасом возможностей автокоррекции, самоналадки. Но сегодня, похоже, эти возможности истощились. Взять хотя бы систему народного представительства – посмотрите, во что она превратилась в Америке. И у нас, во Франции, не лучше. Это не демократия, это издевательство. Права человека, свобода, демократия – все это превратилось в пародию. И очень мало шансов, что систему можно откорректировать». Система достигла стадии предельной насыщенности и теперь начинает опошляться. Самое смешное во всем этом, продолжает Бодрийяр, что западные ценности таковыми больше не являются. Наша система к ним равнодушна: она отлажена, высокотехнологична, оперативно функционирует, но о ценностях нет и речи.

Точно такой же диагноз был поставлен полисной демократии древнегреческим философом Платоном. Платоновский Сократ говорит собеседнику: «То, что определяет как благо демократия и к чему она ненасытно стремится, именно это ее и разрушает.

– Что же она, по-твоему, определяет как благо?

– Свободу. В демократическом государстве только и слышишь, как свобода прекрасна и что лишь в таком государстве стоит жить тому, кто свободен по своей природе». И несколько далее: «Чрезмерная свобода, по-видимому, и для отдельного человека, и для государства оборачивается не чем иным, как чрезвычайным рабством».

С этим выводом вполне солидарен и Аристотель: «Многое из того, что кажется свойственным демократии, ослабляет демократию». В особенности те меры, которые придают государству наиболее выраженный демократический отпечаток. В демократиях установились порядки, противоположные тому, что полезно для демократии, и «причина этого в том, что там плохо понимают, что такое свобода».

События последних лет демонстрируют яркие примеры провалов демократии, впечатляющие подтверждения действия отмеченной Платоном и Аристотелем тенденции порождения тоталитарных режимов из самой демократии, на основе демократических процедур народного волеизъявления. «Тирания возникает, конечно, не из какого иного строя, как из демократии; иначе говоря, из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство» (Платон).

Тем не менее, при всех критических оценках демократических принципов и ценностей нельзя не признать, что для преодоления ошибок и отрицательных последствий процессов демократических преобразований не существует иного способа, чем сама же демократизация, предполагающая подотчётность власти перед своим народом.

Современный период развития Казахстана характеризуется глубоким реформированием политических и соответственно организационных основ жизни общества. Происходит обновление мировоззрения населения. Общество стремится выйти на путь свободного развития, где высшей ценностью признается конкретный человек, его права и достоинство.

Согласно Конституции РК, правовым началом казахстанской государственности являются права и свободы человека, т.е. утверждается гуманистическое правопонимание, исходящее именно из либеральных идеалов права и государства. «Права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов» (Статья 12, п. 2). Либеральные идеалы прав и свобод человека наделяются Конституцией статусом абсолютного основания и решающего критерия легитимности норм позитивного права.

Принятие в 2022 году поправок к Конституции Республики Казахстан даёт реальную возможность осуществить организацию эффективной защиты прав и свобод граждан. Важной поправкой стало восстановление Конституционного суда, который заменил Конституционный совет. Теперь в Конституционный суд как независимый орган судебной власти могут самостоятельно обращаться обычные граждане. Конституционный суд будет проверять обращения граждан на предмет нарушения их прав и свобод в соответствии с принятыми правовыми актами, закрепленными Конституцией Республики (пункт 3 статьи 72 Конституции).

Через 3 года исполнится 100 лет Первой Конституции Казахстана, которая была принята Постановлением ЦИК Казахской АССР 18 февраля 1926 года, (в то время Казахстан являлся частью РСФСР). В этой Конституции была отражена структура государственной власти, форма государственного устройства Казахстана в соответствии с положением его как автономной республики в составе РСФСР.

Вторая Конституция – Конституция Казахской ССР 1937 года, – была принята на Х Всеказахском съезде Советов 26 марта 1937 года. В Конституции 1937 года были закреплены принципы формирования органов государственной власти, система органов суда и прокуратуры, основные права и обязанности граждан.

Третья Конституция – Конституция Казахской ССР 1978 года – была принята 20 апреля 1978 года на внеочередной VII сессии Верховного Совета республики IX созыва. В этой Конституции были закреплены национально-государственное и административно-территориальное устройство республики, основы функционирования органов власти и управления, принципы избирательной системы, правовой статус народных депутатов и т.д. Значительные поправки в Конституцию 1978 года были обусловлены принятием законов «О совершенствовании структуры государственной власти» (от 20 ноября 1990 года), «О местном самоуправлении и местных Советах народных депутатов Казахской ССР» (от 15 февраля 1991 года), «О государственной независимости Республики Казахстан» (от 16 декабря 1991 года) и др.

На IX сессии Верховного Совета Казахстана 28 января 1993 года была принята Первая Конституция независимого Казахстана. В ней были учтены многие правовые нормы, принятые с момента обретения Казахстаном государственного суверенитета: народный суверенитет, независимость государства, принцип разделения властей, признание казахского языка государственным, признание Президента главой государства, органов суда — Верховного, Конституционного и Высшего Арбитражного судов и другие.

Вторая Конституция независимого Казахстана была принята 30 августа 1995 года на всенародном референдуме. Поэтому этот день является государственным праздником – Днём Конституции Республики Казахстан.

Однако значительный социально стабилизирующий, нормативно-правовой потенциал Основного Закона страны, особенно той её части, которая посвящена правам и свободам человека, чести и достоинству личности, может быть реально воплощён при условии выработки действенного механизма его реализации. Гражданское правосознание может выступать той общезначимой основой, которая объединит общество на пути повышения эффективности функционирования институтов гражданского общества в период его становления.

 

Газета «Шелковый Путь Сегодня» от 11.09.2023 / № 25 (210)

 

http://www.silk-road-today.kz/