ЛОГИКА ПЕРЕМЕН И АКТИВНАЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ

22.09.2022



ЛОГИКА ПЕРЕМЕН и активная гражданственность

Елена Бурова – главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения КН МН и ВО РК 

20 ноября состоятся президентские выборы, которые станут точкой отсчета последовательного политического реформирования общества, которое декларировалось Президентом Республики Казахстан в начале года.

Современный Казахстан переживает системные трансформации всех сфер жизнедеятельности общества. Современный этап обновления и построение второй республики происходят в условиях сложной геополитической ситуации, когда совершается перегруппировка глобальных коалиций, актуализируются стратегические интересы государств. Поэтому развитие внутренней ситуации развития невозможно осмысливать без учета влияния внешних сил и обстоятельств.

Находясь на стыке цивилизаций, культур, Казахстан оказывается на траектории новейшего геополитического разлома. Задача удержания механизмов целостности общества в условиях многообразия становится все более трудной. Мировоззренческий плюрализм в нашем обществе стал реальностью. Социологическое изучение общественного мнения показывает, что на многообразие мировоззрений и жизненных стратегий казахстанцев обращает внимание 63,2% респондентов, отмечая, что ценности всех граждан Казахстана, независимо от возраста, национальности, образования, профессии, религии, места проживания не совпадают.

Политический плюрализм вступил в стадию интенсивного формирования. Без каких бы то ни было сомнений мы отмечаем, что в информационном, пропагандистском и политическом поле с разной активностью действуют и прогосударственные, и оппозиционные субъекты. Констатируем, что в обществе имеется мощная поддержка идеологии так называемых западных демократических инициатив, что интенсивно активизировался конгломерат иноагентов. Эту ситуацию мы видим в многообразии мнений, суждений, заявлений и по вопросу о предстоящих президентских выборах, по взаимоисключающим призывам граждан участвовать в них.

Президент РК в своем обращении к народу Казахстан 21 сентября т.г. не только раскрывает логику политической трансформации, но также заявляет, что будет гарантом проведения избирательной кампании в строгом соответствии с законодательством, справедливо, открыто и при широком участии отечественных и международных наблюдателей.

Сейчас как никогда актуальным становится пробуждение гражданской активности, обучение электоральному поведению не только тех, кто организацет выборный процесс, но и всех рядоых избирателей. Обобщенный социологический «портрет» казахстанца воспроизводит его среднестатистический образ как нравственно-порядочного человека, но в то же время недостаточно активного гражданина. Это фиксирует, к примеру, явка на выборах. Какие обстоятельства влияют на гражданскую активность?

Тогда, когда образование и просвещение не формируют и не воспроизводят структуру ценностно ориентированного сознания, индивиды не проходят требуемую гражданскую социализацию. Неразработанность технологий воспроизводства убеждений приводит к тому, что интенсивнее стали проявляться ослабление преемственности поколений, возрастает массовая маргинализация, которые ведут к атомизации и отчуждению, способствуют утрате чувства гражданского единства, межпоколенческим дистанциям, межэтническим разрывам.

Транзитное развитие Казахстана в период суверенизации осуществляется без учета состояния и тенденций развития гражданской ментальности. В обществе отсутствует система просвещения как способ донесения до массового сознания базовых концептов идей правового, социального государства, общественно-значимых ценностей. Именно поэтому поляризация нарастает не только по признаку имущественного расслоения, образа жизни, но и по общему восприятию жизненного контекста. Оппозиционные СМИ, многочисленные интернет-платформы постоянно и целенаправленно формируют концепты противостояния по линиям «государство-гражданин», «общество-человек», «власть-индивид» и др. и существенным образом влияют на масштабы протестного сознания. Для сохраняющегося полиэтнического и многоконфессионального общества это обстоятельство выступает существенным сдерживающим моментом, и при определенных условиях может стать серьезным фактором угрозы социальной, политической стабильности из-за экстремизации сознания социально неадаптированных или вовлеченных в противоправную деятельность групп. Сейчас, когда общество находится на пороге системной трансформации политических институтов, важно формировать созидательную, а не негативную культуру гражданского участия и активности.

Между тем, исследования выявляют, что стабильность в обществе выступает безусловно приоритетной институциональной ценностью для всех казахстанцев, ее выбирают 65%. Далее по степени значимости следуют: национально-культурные традиции и язык, государственная независимость, новые изменения, технологические прорывы и модернизация, власть и государство, историческое прошлое и память.

Большинство сограждан отдают предпочтение казахстанским многонациональным традициям, в том числе (в порядке снижения значимости): в общественной активности (в гражданских инициативах, волонтерстве) – 66,6%, в сфере общения (с друзьями, с соседями, с коллегами) – 65,9%, в проведении досуга, в хобби и в увлечениях – 58,6%, в распорядке жизни (календарь, праздники, ограничения) – 55%, в поведении, привычках и в образе жизни – 54,6%,

Оценка укоренения в казахстанской ментальности демократических ценностей проявила, что наиболее востребованы такие, как уважение достоинства и соблюдение прав человека (20,6%), свобода выбора (10,1%), в то время как наименее востребованы (не вполне оценены или осмыслены) верховенство закона и правовое государство (10%), политический плюрализм (7,0%), принцип разделения властей (6,6%), мультикультурность (5,8%), соблюдение прав меньшинств (3,2%).

По мнению 3000 опрошенных во всех регионах казахстанцев (июнь 2022 года) способствовать единству общества могут следующие факторы:

Единство всех народов Казахстана

83,4

Патриотизм

78,4

Мир и согласие, дружба, бесконфликтность в общественных взаимоотношениях

77,9

Повышение уровня жизни всех

77,8

Общечеловеческие ценности

76,3

Искоренение коррупции

75,2

Ответственность казахов как государствообразующей нации

72,9

Справедливое распределение доходов от природных богатств

72,1

Ускоренное экономическое развитие страны

71,5

Равный доступ граждан к социальным лифтам (образованию, работе, карьере)

71,5

Политика добрых отношений со всеми государствами, без деления на друзей и врагов

68,7

Рост гражданской активности и личной ответственности

68,5

Знание языка и культуры казахского народа всеми гражданами

66,8

Свобода идеологии и многопартийность

54,3

Союзы с ближайшими странами Центральной Азии, с Китаем, с РФ

54,2

Ценности исламской религии

53,7

Религиозное разнообразие

51,3

Укрепление западных демократических ценностей

49,5

Очевидно, что общность мнений в идейном, социальном, политическом единстве в массовом сознании преобладает. И сейчас наступил важный этап обучения политической культуре участия, массового просвещения каждого избирателя в реализации его права голоса в соответствии со своими убеждениями.