О ВОЗМОЖНОСТЯХ СВЕТСКОГО ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

17.01.2024



О ВОЗМОЖНОСТЯХ СВЕТСКОГО ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

 

 

Джундыбаева

Гульжамал Джарылкасыновна

Научный сотрудник ИФПР

 

Сегодня одной из актуальных тем в сфере общественных интересов является религия. Кто-то выступает «против» религии в обществе, раскрывая негативные стороны религии, кто-то - «за», показывая позитивные стороны религии. Если рассматривать позитивные стороны влияния религии, то она имеет важную роль в обществе. Религиозные общины часто формируют социальную когезию, обеспечивая своим членам чувство принадлежности и общности, помогая справляться с жизненными трудностями и обретать смысл жизни, особенно при экзистенциональном кризисе.

Влияние религии на общество варьируется в зависимости от региона, и индивидуальных убеждений. В обыденном понимании религия - это вера в сверхъестественное, сакральное. В религиоведении более 5000 описаний данного термина. Для государства и научного сообщества религия является социально-культурным феноменом.

В современном обществе мы наблюдаем рост зарождения новых религиозных движений и движений «New age» (Новое эра), что подтверждает рост интереса населения к религии. Среди новых религиозных движений существуют и деструктивные религиозные движения, несущие раскол в общество, в семьи и негативно влияющие на традиционные семейно-брачные отношения. Но наряду с этим, есть объединения, призывающие своих послушников к отказу получения светских знаний, получения медицинской и социальной помощи от государства и даже призывающие к совершению антигуманных актов. Одним из основных признаков деструктивных религиозных организаций, является умышленная подмена смыслов традиционных религиозных терминов, искаженная интерпретация, изменение контекста и смысла теологических терминов.

Главный эксперт Института судебной экспертизы по городу Алматы Министерства юстиции Республики Казахстан Динара Мусина в интервью для Информбюро сообщает: «Шахид в классическом исламе – мученик, умерший за веру. Радикальные группировки сегодня определяют моджахедами людей, которые должны умереть на войне за религию и во имя Аллаха, забрав с собой на тот свет нескольких неверных. Или тагут – в традиционном исламе это идолопоклонство наряду с поклонением Аллаху. В понимании современных радикалов к тагутам относятся представители власти, ставящие светские законы выше шариата. Также тагутами радикалы считают сотрудников правоохранительных органов и всех, кто против режима "Исламского государства"».

В кризисном центре оказания помощи женщинам, были случаи отказа самих пострадавших от социальной помощи, в связи с их искаженным пониманием термина «тагут». По факту многие брошенные мужьями - последователями деструктивных религиозных движений на произвол судьбы женщины с детьми не оформили свои брачные отношения в соответствующих государственных органах, а так же не имели документы на получение пособий или алиментов от отца своих детей, считая это «греховным поступком», и что запрещено обращаться за помощью в соответствующие государственные органы. Следует отметить, что данная неурегулированная правовая ситуация, касающаяся обездоленных женщин, является выгодной для деструктивных религиозных последователей. Казахстан, являясь светским государством, признает институт семейно-брачных отношений или отцовство в рамках отраслевых гражданско-правовых норм. Но если брачные отношения по разным причинам не были своевременно оформлены по закону, то данных нарушителей невозможно привлечь к ответственности. Эти мужчины как социально безответственные персоны долгие годы остаются безнаказанными, и многие подобные «нарушители» продолжает свои безответственные действия, создавая новые семьи, бросая своих бывших подопечных на произвол судьбы. Искаженная псевдорелигиозная мораль, социальная неопределенность и девиантное поведение определяют уровень отношений в этом закрытом сообществе, многие из обездоленных семей проживают на средства, полученные из благотворительных сборов и разовой помощи от сердобольных сограждан.

Возникает вопрос: какое поколение сограждан может успешно вырасти в таких условиях? С какими жизненными установками, ценностями и мировоззрением?

В классическом Исламе для верующего обязанности по обеспечению своей семьи является обязательной (фард), поэтому мужчины, оставившие на произвол судьбы свои семьи в государствах, в которых основным законом является шариат, несут порицание общества и к ним применяются соответствующие меры для регулирования данного вопроса. Но эта нормативная практика выпадает из поля зрения нашего отечественного нормотворчества. Отсутствие базовых знаний об основных догматах традиционной религии во многом приводит к таким печальным результатам в нашей стране.

Глава государства К.К. Токаев в последнем интервью, отметил, что в нашем обществе должна торжествовать сила знаний. Традиционный ислам призывает к получению знаний. Существует множество хадисов и высказываний в Коране о пользе знаний и важности стремления к знаниям.

«Стремление к знаниям является обязанностью каждого мусульманина и каждой мусульманки» - этот хадис привел имам ат-Табарани и имам Байхаки.

«Стремление к знаниям перед Аллахом ценнее намаза, поста, хаджа и джихада на пути Аллаха» - этот хадис привел имам ат-Табарани.

Американский профессор Ахмет Куру Ahmet T. Kuru в своем интервью утверждает, что рост научного и экономического развития в 9-11 веках в Центральной Азии, на Ближнем Востоке и Северной Африке имел развитие, первое, благодаря объединению совместных усилий людей с разным религиозным происхождением: мусульман-суннитов, мусульман-шиитов, христиан, евреев, агностиков. Во вторых, он считает, что институциональное разделение между исламскими учеными (улемами) и органами государственной власти – показатель успешного сообщества. В числе большинства исламских ученных были: Абу Ханифа, Малик, Шафи и Ибн Ханбал, которые в свое время отказались от государственной службы.

Еще одним из трендов современного общества является wellness- индустрия, где одним из наиболее актуальных и популярных тем представляются вопросы здоровья и продолжительности жизни человека в контексте сложных взаимоотношений между медициной и религией. Новые религиозные движения применяют в своих оздоровительных программах приемы и религиозные практики. Ими активно распространяются лечебные препараты и витаминные комплексы, зарегистрированные в качестве БАДов, успешно продвигаются популярные пищевые продукты для всех членов семьи.

Но зачастую некоторые оздоровительные практики назначаются «экспертами» не имеющими медицинского профессионального образования или соответствующей квалификации, на рынок товаров предлагаются сомнительные препараты, не прошедшие стандартное клиническое исследование.

Рост активности новых религиозных движений и wellness- индустрии говорит о спросе на религию. Идет борьба за религиозный рынок, применяются маркетинговые инструменты и разрабатываются детальные стратегии продвижения для привлечения религиозных потребителей и увеличения продаж продуктов и услуг. Необходимо проверять насколько действительно безопасны и полезны предлагаемые ими программы (курсы) продукты. Не несут ли они угрозу физическому, психологическому здоровью населения или угрозу безопасности нашего государства? Одни из них стремятся получить коммерческую выгоду, а другие возможно - преследуют политические цели.

Эволюция эффективной модели взаимоотношений современного государства и религии имеет динамичный процесс, успех данного общенационального проекта несомненно, обеспечивается нашими уникальными историческим и культурными возможностями. В этой связи профессиональному научно-экспертному сообществу в скором времени, возможно предстоит приступить к реализации комплекса работ по дальнейшему развитию национальной идентичности в сложных современных условиях.

Представляемый далее алгоритм согласованных совместных действий позволит добиться установления гарантий цивилизованных отношений, как для мирового сообщества, так и для национальной безопасности государства, его территориальной целостности, конституционных прав и свобод граждан:

Для правового регулирования религиозных отношений необходим единый глоссарий, создание единого понятийного аппарата для применения в правовых и образовательных структурах

Коллаборация специалистов гуманитарных наук религиоведов, социологов, педагогов, политологов, правоведов, священнослужителей всех конфессий, представителей власти, для расширения диалоговой площадки и создания единого понятийного аппарата, единой стратегии продвижения имиджа священнослужителей, научных сотрудников, государственных служащих и культа знаний, единства и солидарности граждан Казахстана и для создания собственного национального, казахстанского категорического императива «золотого правила» нравственности.

Четкая сегментация религиозного рынка и привлечение специалистов из области продвижения и маркетинга, для разработки продвижения традиционных национальных ценностей, собственного «золотого правила» нравственности, формирование этики, уважительного и толерантного отношения ко всем гражданам Казахстана, вне зависимости от религиозных убеждений

Создание диалоговых площадок и в онлайн и оффлайн форматах, в социальных сетях по обсуждению вопросов и предложению идей подключая магистрантов и докторантов определенного сегмента для развития критического мышления населения

Привлечение ресурсов мировой цифровой индустрии на этот рынок для формирования созидательного контента, популяризации собственных анимаций и игр с религиозными символами, способными сформировать для мировой аудитории правильное и толерантное восприятие религиозных символик и терминов, расширения кодов языка.

Лидерам общественного мнения и представителям государственной власти пора освоить приемы научного подхода в построении стратегии продвижения при реализации государственной политики с использованием маркетинговых инструментов. Уровень и ресурсы государственного менеджмента должны обрести возможности для трансляции научной и достоверной информации о религии, основных догматах. В случае возникновения проблемных ситуаций эти субъекты должны вовлекать в процесс социально-политической медиации ведущих ученых- теологов, религиоведов, социологов и политологов для оперативной разработки методики коррекции или формирования мировоззрения и критического мышления в условиях идеологической конкуренции. Общие усилия должны установить надежный уровень взаимоотношений субъектов религиозного сообщества и установить доверие со стороны религиозных потребителей (адептов).

 

https://www.facebook.com/gulzhamalj

 

#FSDI

#ИФПР