ПРИНЦИП ВЕРХОВЕНСТВА ПРАВА КАК ОСНОВА МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

10.04.2023

ПРИНЦИП ВЕРХОВЕНСТВА ПРАВА КАК ОСНОВА МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

ПРИНЦИП ВЕРХОВЕНСТВА ПРАВА КАК ОСНОВА МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

(к выступлению Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева на открытии первой сессии Парламента VIII созыва)

 

Курганская В.Д., доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения КН МНВО РК

 

Дунаев В.Ю., доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения КН МНВО РК

 

В классических социально-философских и политико-юридических учениях граждански-правовое состояние общества рассматривалось как высочайшая социальная, гуманистическая и метафизическая ценность, хотя содержательно это состояние понималось и интерпретировалось, конечно, с самых различных позиций. Инвариантом большинства типов философски-правовой рефлексии является идея о том, что законодательное закрепление правовых норм есть не только и не столько способ внешне-принудительной регламентации поведения, пресечения преступных деяний карательными мерами, сколько культурно-исторически развитая форма самоопределения человеческой свободы, реализации неотчуждаемых прав личности, утверждения справедливости как духовно-нравственного начала социального бытия. В соответствии с таким пониманием права развивались и философские концепции сущности правового сознания, анализировалась структура правопонимания, «соответствующего своему понятию», исследовалась пёстрая картина особенностей культурно-исторических форм правовых представлений и их контекстуально-ситуационная феноменология.

Как афористически точно подмечает Аристотель, «понятие справедливости связано с представлением о государстве, так как право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общения». В этом контексте проблема формирования правопорядка становится проблемой институционализации и государственно-правовой защиты специфической социальной конкретности: поля взаимодействия политического пространства государства и пространства автономных элементов, структур и институтов гражданского общества. В своём выступлении на открытии первой сессии Парламента VIII созыва президент Касым-Жомарт Токаев отметил, что «соблюдение принципа верховенства права во всех сферах жизни должно стать фундаментом поступательного прогресса нашей страны».

Принцип верховенства права основан на постулате равенства всех граждан перед законом. Этот постулат был сформулирован ещё в глубокой древности. Его символом служит повязка на глазах богини правосудия – Фемиды. Наставления о надлежащем отправлении правосудия, содержащиеся в надписи на стене гробницы визиря времён фараонов XVIII династии (XVII – XVI вв. до н.э.), содержат в себе следующее предписание судье: «Взирай на того, кого ты знаешь, так же, как на того, кого ты не знаешь, на близкого тебе так же, как на далёкого». Отметим при этом, что идеальной системы правосудия, в которой этот постулат соблюдался бы неукоснительно, не существует. Французский философ М. Фуко отмечает, что обвинение в искажении правосудия предоставлением различных привилегий предъявляется уголовно-правовой системе в течение, по крайней мере, последних пятисот лет. Это обстоятельство является красноречивым свидетельством того, что краеугольным камнем и наиболее очевидным критерием правового состояния общества служит соблюдение принципа равенства всех граждан перед законом. Социологический опрос 2022 г., проведённый ОО «Научно-исследовательская ассоциация «Институт демократии»» по заказу Института философии, политологии и религиоведения КН МНВО РК, подтверждает эту гипотезу. Он показал, что среди 9-ти предложенных для оценки социально-политических прав и свобод наиболее значимым для респондентов по 5-балльной шкале (где «1» – вообще ничего не значат, «5» – очень много значат) является в числе первых трех ценностей именно «равенство всех граждан перед законом» (4,29 баллов) (двумя другими являются «гарантированное право на труд, на охрану здоровья, на социальное обеспечение» (оценено в 4,3 балла), «право использовать родной язык, соблюдать национальные традиции» (оценено в 4,3 балла). С постоянными нарушениями равенства всех граждан перед законом сталкивались 2,1% респондентов, 11,1% – сталкивались в отдельных случаях, 39,8% - практически не сталкивались. Были отмечены отдельные случаи нарушения: социальной защищённости (гарантированного права на труд, на охрану здоровья, на социальное обеспечение) 13,6% респондентов; равенства всех граждан перед законом – 11,2%; при выражении своего мнения через СМИ, социальные сети, собрания, митинги – 10,7%.

Однако особенно остро стоит вопрос об отправлении правосудия в судопроизводстве. К актам неправосудных судебных решений относятся грубые нарушения уголовными и гражданскими судами прав граждан; назначение неоправданно мягких или чрезмерно жестоких наказаний; вынесение необоснованных оправдательных приговоров в отношении лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления; случаи вымогательства и взяточничества представителями судейского корпуса. Так, Генеральный прокурор РК Берик Асылов во время встречи с президентом Касым-Жомартом Токаевым летом 2022 г. сообщил, что с начала года предпринятыми прокуратурой мерами устранено свыше 7 тыс. нарушений. Прокурорский надзор прошли 152 тыс. процессуальных решений, из них признали незаконными более 11,5 тыс. постановлений. Из служебных помещений органов следствия освобождены 596 незаконно задержанных лиц, инициирован пересмотр приговоров в отношении 542 лиц. В этом контексте особенно актуальными становятся слова Касым-Жомарта Токаева, высказанные на открытии этой же сессии: «Важно, чтобы каждый гражданин был уверен в защите своих прав, не сомневался в справедливости судов. Ключевую роль здесь играет формирование высокопрофессионального и неподкупного судейского корпуса».

В нашем исследовании в качестве первоочередных политических изменений, которые следует провести в Казахстане для того, чтобы государство эффективно защищало интересы всех граждан страны, 60% респондентов считают обязательным разработку действенных законов борьбы с коррупцией. На втором месте среди необходимых в обязательном порядке политических реформ 46,8% респондентов отмечают «проведение аттестации («чистки») руководства и аппаратных работников министерств и ведомств, руководствуясь критерием честности и профессионализма», на последующих позициях – «обеспечение прав гражданского общества на свободу выражения мнений (независимая пресса, референдумы, митинги и пр.)» (42,3%) и «обеспечение независимого судопроизводства» (41,5%).

Как представляется, на сегодняшнем этапе развития казахстанского общества радикальная трансформация правосознания всех социальных страт становится способом оказания значимого воздействия на модернизацию казахстанского общества, демократизацию политической системы и консолидацию всех здоровых сил в государстве: для строительства нового Казахстана 65,4% наших респондентов выбрали бы обязательно лозунг «Власть для народа, законы – для всех».

Особенность правосознания граждан страны состоит в том, что в общественном сознании господствует, в силу множества социально-исторических причин, архаическая структура правопонимания. Для подобного типа правовой культуры схемы социальных взаимодействий не нуждаются в формально-правовой легитимации. Строго юридическое правопонимание замещается авторитетом предания, казуистикой обычного права, обращением к традиционным системам ценностей, апелляцией к обычаям, нравам, преданиям и т.д. В этих условиях стихийное формирование правосознания, в том числе сознания субъектов законотворческой деятельности, происходит наиболее кризисным способом: правовые нормы принимают вид администрирования и бюрократически-верхушечной регламентации позитивного права и практики правоприменения. Поэтому вряд ли имеются достаточные основания как для вывода о том, что формирование правового сознания в суверенном Казахстане должно опираться исключительно на принципы либерально-демократического конституционализма, так и для суждений о необходимости реанимации квази-юридических структур традиционного менталитета. Во всяком случае, предпочтительнее всё же исходить из презумпции поиска возможностей сближения и взаимодополнения, чем конфронтационного противопоставления различных культурно-исторических способов осмысления сущности права и структур правового сознания. В результате противопоставления традиционных нравственных ценностей и формально-юридических процедур и институций мы неизбежно окажемся перед смысловой безнадёжностью выбора одного из двух абстрактных принципов: бесправного общества либо бесчеловечного права, – по аналогии с провозглашённой русским философом В.С. Соловьёвым дихотомии «Запад – Восток» как всемирно-исторического противостояния безбожного человечества и бесчеловечного бога.

Следует заметить также, что построение правового государства не является движением к какому-либо образцу, избранному по общетеоретическим основаниям и утверждённому волевым решением. Этот процесс имеет поливариантный и альтернативный характер. Развитие правового сознания должно опираться на выявление скрытых альтернатив собственной культуры, развёртывание потенциала таких не формализуемых сфер социального целого, как стиль жизни, ценности культуры, картины мира, духовно-нравственные нормы.

 

Газета «Шелковый Путь Сегодня» от10.04.2023 / № 10 (195)

 

Газета Шелковый путь сегодня » SILK ROAD TODAY - ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ СЕГОДНЯ (silk-road-today.kz)