Адиль Мавленович Джунусов главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения КН МНВО РК
На днях был распущен Мажилис Парламента Республики Казахстан и объявлен новый срок выборов.
Все электронные средства массовой информации и газеты запестрели как подснежники ранней весной статьями "придворных" политологов и социологов "о мудрости и своевременности" принятого решения.
А мне и моим друзьям немножко грустно - так и хочется вскрикнуть: "Остановитесь со своим одобрямс! Не об этом сейчас надо глаголить". Давайте критично взглянем на процессы эволюции института парламентаризма в стране, и на предстоящие на выборы в иной плоскости.
За время Независимости и Суверенитета в Мажилис Республики Казахстан было проведено восемь парламентских выборов, из них семь - было внеочередных. А теперь представьте себе молодого человека 33 лет, которого за прожитые им годы семь раз "укладывали в больницу" на реанимирование, причём всякий раз находили для этого "весьма веские аргументы о состоянии его организма". Любой здравомыслящий человек скажет, что надо лечить не отдельные органы, а весь организм. Так и с нашим Мажилисом, надо диагностировать не каждый орган в отдельности, а всю систему парламентаризма в стране.
Сегодня все согласны, что мы жили в тоталитарном режиме, и от решения одной Личности зависело всё и вся. И конечно, тоталитаризм изощрялся в своём развитии. Природа тоталиризма не терпит инакомыслия и поэтому только для ширмы и для отвода глаз мирового сообщества формировали ручные демократические институты. Понятно, что режиму нужны были различные подвластные и подконтрольные политические институты, которые бы служили фасадом демократии и ничего более. Вот в этом истинная причина всех "внеочередных" выборов.
А к 2012 году тоталитаризм достиг своего апогея и властьимущие приняли и провели решение, что депутатом Мажилиса Парламента стать только индивид, выдвинутый только по партийному списку.
Кто-то из читателей резонно спросит, что в этом плохого, почти во всех цивилизованных странах выборы проходят по такой системе? Все правильно, но там партийная система и институты демократии не в таком эмбрионом состоянии как у нас, это во-первых. Во- вторых у нас это делалось, чтобы не допустить людей иного мнения, даже "в ручные" выборные органы. Кандидаты в депутаты Мажилиса Парламента Республики Казахстан ещё при прайс-тайме проходили отбор на лояльность Президенту и имеющейся властной структуре.
И что получилось в результате таких выборов? Во всех выборных органах - от маслихатов до Мажилиса абсолютное большинство составили члены правящей партии "Нур-Отан". Хотите цифровое подтверждение? Пожалуйста: с 2012 года депутаты от президентской партии всегда составляли в Мажилисе Парламента Республики Казахстан более 82 процентов, во многих областных маслихатах именно они на все 100 процентов контролировали ситуацию.
В результате бывший Глава государства и его окружение стали бесконтрольны перед обществом. Это дало им возможность, без особого труда, проводить в жизнь любые законы и решения. Особенно, в таких сферах, как недропользование, нефте-газовая и добывающая промышленность. За предоставление преференций, льгот они получали огромные отступные и поэтому, работая чиновником или будучи близким к окружению бывшего президента люди сказочно богатели. Впрочем, сведения об их средствах можно найти в открытых источниках в мировой паутине.
Далее посмотрите и сравните динамику ВВП на душу населения и рост богатства ближайшего окружения. Парадокс - население нищает, другие богатеют.
Ведь по-большому счету, наша страна одна из богатейших стран в мире. Мы занимаем девятую позицию в мире - по добыче нефти, восьмую - по природному газу. В мире добывается один миллиард тонн минералов, из них - 250 млн. тонн добывается в Казахстане. Продолжить, или этого достаточно?
Тогда, что и почему тормозит или тормозило наше экономическое благополучие? Где средства, вырученные от продажи этих ресурсов и почему мы "прозябаем" в незаслуженной нищете?
По данным этого же авторитетнейшего экономического журнала, большинство сограждан живет на пять «американских тенге» в день. Как же так получается? Очень просто потому, что вся система была встроена под одного человека.
Пришло время выправлять эту ситуацию. И нынешние шаги действующего Главы государства вселяют надежду.
И надо начинать с законодательной ветви власти. Я, абсолютно согласен, и поддерживаю решение о смешанной системе выборов депутатов. Потому, что именно в 29 одномандатных округах, надеюсь, победят и выйдут лучшие, закалённые в настоящих политических баталиях личности, которым не безразлична судьба страны.
Кто-то скажет, а что по партийным спискам будущие депутаты менее безразличны к судьбе Родины? Отчасти да. Аргументирую свою мысль: во-многих случаях, они находятся "под бронёй" своих партий и отсюда менее ответственны. Вы слышали о том, что кто-то из депутатов фракции "Нур Отан" покинул свой пост досрочно за то, что мы стали жить хуже или от того, что инфляция растёт удручающими темпами? А ведь они ответственны за ситуацию в стране потому, что их было абсолютное большинство во всех ветвях власти! Или вы видели акима или министра в нашей стране, который был бы членом другой партии, одним словом, не "нур-отановец"?
До 8 февраля 2023 года семь партий, которые участвуют в выборах, должны выдвинуть своих кандидатов и обнародовать свои политические платформы. Конечно, хотелось бы увидеть, что-то новое , а не перефразированные с Послания Президента установки. Общество уже устало от "бумажных реформ" и красивых обещаний, что дальше будет лучше. Нужны кардинальные ответы на суровые вызовы времени. А такие краеугольные требования, как возврат незаконно выведенных финансовых средств из страны, решительное обуздание коррупции, пересмотр договоров в горнодобывающей и нефтегазовой сфере уже давно находятся в красной зоне. "Социальное меню" партии давно требует обновления, страшно констатировать, что у нас в среде безработных – 500 тыс. человек молодёжь.
Наше терпеливое общество ещё не созрело для ответственных шагов, и как у великого классика: "Надежды юноши питают".
Предстоящие депутатские выборы должны стать, на наш взгляд, честной борьбой конкретных, выполнимых программ и пустому популизму не должно быть места в этом процессе!
Общество с большим доверием восприняло лозунг Президента К.Ж. Токаева о строительстве Справедливого Казахстана, и сейчас задача - не обмануть ожидание народа.
Нововведение предстоящих выборов - избирательные комиссии, которые уже будут работать на профессиональной основе, что вселяет дополнительную уверенность, что выборы окажутся транспарантные. Все выборные процедуры должны находиться под контролем у наблюдателей.
Мы все должны осознать то, что нам для успешного строительства Справедливого Казахстана никто не поможет, кроме нас самих. Так, что все - на выборы!