Вместе и врозь Как встретят и что предложат США странам Центральной Азии?

12.09.2023

Вместе и врозь Как встретят и что предложат США странам Центральной Азии?

Вместе и врозь

Как встретят и что предложат США странам Центральной Азии? 

Вторая половина сентября для лидеров стран нашего региона будет насыщенной. Сначала они примут участие в консультативной встрече глав государств Центральной Азии в Душанбе, а затем направятся в Нью-Йорк на первый саммит в формате «C5+1» по приглашению и с участием президента США Джозефа Байдена в рамках заседаний 78-й Генеральной ассамблеи ООН

На фоне геополитического раскола в мире к предстоящему саммиту будет приковано особое внимание СМИ и экспертного сообщества. Но станет ли он столь значимым для её участников, как прогнозируют наблюдатели? Какие вообще цели преследуют США, подняв уровень формата «C5+1» до встречи глав государств?

Что они могут предложить, а что потребовать взамен? Повлияет ли это мероприятие на отношения стран ЦА с Китаем и Россией? Если да, то как? Смогут ли они, в конце концов, выработать какуюто единую позицию в вопросах выстраивания отношений с тремя главными мировыми державами? Мнениями о смысле и назначении предстоящего саммита мы попросили поделиться казахстанских экспертов-международников.

Qazaqstan Monitor

Сауле Исабаева

 

 

ШТАТАМ ВАЖНО ПОНЯТЬ РАССТАНОВКУ ФИГУР НА «ШАХМАТНОЙ ДОСКЕ»

 

Айдар АМРЕБАЕВ,

директор Центра политических исследований Института философии,

политологии и религиоведения КН МНВО РК:

 

- Предстоящий в Нью-Йорке саммит в формате «С5+1» неслучайно обозначен как первый. Этот формат встреч в своё время был инициирован Штатами для координации взаимодействия со странами Центральной Азии. Но ранее были консультации на уровне наших министров иностранных дел и руководителя госдепартамента США по актуальным вопросам текущей региональной повестки дня в контексте внимания американских властей к ЦА как к глобальному актору.

Особенностью же предстоящего саммита является то, что заседание впервые состоится на уровне глав государств и по приглашению руководителя самой могущественной страны мира, из чего предварительно можно сделать вывод о том, что речь пойдёт о вопросах стратегического, долгосрочного характера. Данная встреча станет достаточно «знаковой» в плане международного позиционирования как региона в целом, так и его стран по отдельности в условиях динамично и конфликтно меняющегося мира. Полагаю, продолжавшийся до последнего времени период относительно вольготного выбора новыми независимыми государствами Центральной Азии своего вектора внешнеполитической ориентации на основе многополярности подходит к концу. Турбулентные процессы в глобальной политике, катализатором которых был целый ряд вызовов сложившемуся мировому порядку, самым непосредственным образом влияют на международное позиционирование стран Центральной Азии. Среди этих вызовов – события 11 сентября 2001 года в США; противостояние глобализации на основе вестернизации со стороны мусульманского мира в его радикальных формах, таких, как деятельность ИГИЛ в Сирии и «Талибана» в Афганистане, акты терроризма в Европе; война России с Грузией в 2008-м; аннексия Крыма Россией в 2014-м и, наконец, её военное вторжение в Украину в феврале 2022-го.

Выход стран Центральной Азии из прежнего зависимого, периферийного статуса обещает быть непростым. Им предстоит в ходе целого раунда переговоров с ведущими игроками выработать свою перспективную внешнеполитическую линию поведения и, если хотите, свой образ будущего, способность бесконфликтно вписаться в быстро меняющийся мировой порядок, соблюдая принцип стратегической автономности и самодостаточности. Думаю, в данном контексте консультативная встреча лидеров ЦА в Душанбе тоже имеет целью обсудить в числе прочих тактических вопросов взаимодействия и этот сложный стратегический выбор. Очевидно, что руководители стран нашего региона должны будут выработать некую консолидированную позицию как к встрече с американским президентом в Нью-Йорке, так и к III Форуму «Пояса и пути» в Пекине, а также к возможным в дальнейшем совещаниям с другими мировыми лидерами в рамках уже ставшего популярным формата «С5+1».

В условиях углубляющейся международной конфронтации по разным линия разломов основные центры силы ожидают от нас большей определенности в нашем международном позиционировании.

Конкретно для Штатов, которые рассматривают наш регион в контексте поля противостояния со стратегическими соперниками в лице России и Китая, важно понять расстановку фигур на этой «шахматной доске». Ведь, согласно Доктрине национальной безопасности США, именно РФ и КНР являются «странами-ревизионерами», стремящимися изменить мировой порядок, основанный на американском унилатерализме (доминировании).

Мир вокруг нас значительно усложнился. Поле для манёвров сжимается. Страны Центральной Азии испытывают серьёзное давление на разных направлениях и уровнях. И чтобы выстроить состоятельную позицию по отношению ко всем актуальным внешним векторам и их инициативам, им предстоят глубокий анализ как национального, так и совокупного регионального потенциалов, осуществление выверенной стратегии координации и доверия между собой.

С моей точки зрения, на основе сопряжения национальных интересов каждой страны необходимо выработать принципы центрально-азиатского регионализма с чёткими целями, задачами, ценностями и алгоритмом действий. Основой нашей стратегической автономии в будущем может стать наращивание общей функциональной силы в сфере безопасности, в экономике, общих социальных стандартов и культурной самоидентификации.

Считаю, что это главные вопросы, ответов на которые от нас ожидают на основных мировых площадках в Вашингтоне, Пекине и Москве. Да и в целом ряде других мировых столиц, заинтересованных в нашем регионе.

 

Qazaqstan Monitor № 34 (147). Вторник, 12 сентября 2023 года

 

https://qazmonitor.com