Задачи отечественной науки.

10.04.2023



Задачи отечественной науки.

 

Додонов В.Ю.

научный сотрудник Института философии,

политологии и религиоведения КН МНВО РК

 

Перед казахстанской наукой в настоящее время поставлены амбициозные задачи, обусловленные необходимостью ее большего вовлечения в решение практических задач развития страны, общества, экономики, а также повышения конкурентоспособности на международном уровне. Отражением этих задач, а также конкретных целей развития науки и показателей оценки эффективности соответствующих процессов стала Концепция развития высшего образования и науки в Республике Казахстан на 2023 – 2029 годы, которая предусматривает внедрение новой модели администрирования науки, укрепление ее интеллектуального потенциала, модернизацию научной инфраструктуры, развитие вузовской и прикладной науки. Ставятся задачи продвижения Казахстана в различных международных рейтингах, оценивающих различные аспекты развития научной сферы, в том числе, количество научных публикаций в индексируемых журналах, сотрудничество науки и промышленности в области НИОКР. Обозначены цели в части повышения количества научных работников и доли в них молодых ученых.

Таким образом, развитие науки до 2029 года должно не просто получить новый импульс, но и характеризоваться конкретными количественно измеряемыми результатами, а сама наука призвана стать более ориентированной за запросы общества и производства. На наш взгляд, к числу других перспективных направлений развития науки, особенно актуальных в настоящее время, можно отнести необходимость восстановления прежних и формирование новых научных школ, особенно в сфере фундаментальных исследований, так как именно они образуют несущую конструкцию национальных научных систем. Также представляется необходимым масштабирование процесса подготовки научных кадров высшей квалификации, как минимум, до уровней, предшествовавших отказу от кандидатских и докторских диссертаций, поскольку в настоящее время количество защищаемых диссертаций на соискание степени доктора философии (PhD) и докторов по профилю в разы ниже количества диссертаций, защищавшихся в конце «нулевых» годов, что негативно отражается как на состоянии кадрового потенциала науки, так и на навыках проведения самостоятельных исследований новых поколений ученых. Наконец, необходимо уделять повышенное внимание подготовке научных кадров в технических науках, от состояния которых во многом зависит как наличие собственных школ НИОКР в ключевых для Казахстана сферах, так и возможность прогресса в передовых отраслях экономики, базирующегося на отечественных разработках.