Название научно-исследовательской работы: «Архитектоника исламской толерантности в Казахстане: опыт коммуникации и межконфессионального диалога»
Руководитель проекта: Сейтахметова Н.Л., главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения КН МОН РК, доктор философских наук, профессор, член-корреспондент НАН РК (ORCID ID https://orcid.org/0000-0001-6297-7317, Scopus Author ID: 57193220355).
Исполнители проекта:
Сатершинов Бахытжан Менликбекович (ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-5094-9682, Scopus Author ID: 56705597100)
Забирова Айгуль Тлеубаевна (ORCID ID https://orcid.org/0000-0001-9558-187X, ResearcherID: W-3109-2018, Scopus Author ID: 6506653386)
Бектенова Мадина Кенесарыевна (ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-0697-9673, Scopus Author ID: 57193225386)
Жандосова Шолпан Мулькимановна (ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6151-3788, Scopus Author ID: 57190443733, Researcher ID Web of Science: AAM-8096-2020)
Шағырбай Алмасбек Дүйсенбекұлы (ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9146-1408, Scopus Author ID: 56705538000)
Токтарбекова Л.Н. (ORCID ID https://orcid.org/0000-0003-4063-8255, Author ID в Scopus 57195474504, Researcher ID Web of Science AAW-1510-2020, Researcher ID in Publons AAW-1510-2020).
Коянбаева Гульнара Ромсейтовна
Турганбаева Жанара Жанатовна (Scopus Author ID: 57209857756)
Шаронова Елизавета Михайловна
Актуальность научного исследования: Современные реалии социального поведения, политизации медийного дискурса, идеологизации, даже радикализации тех или иных ценностных ориентиров, заставляют людей обращаться к поиску стабилизирующей сознание духовности. Полифония форм духовности – традиционная для многонационального, мультикультурного Казахстана – актуализирует вопрос религиозной толерантности. Исламская религия, исповедуемая большей частью казахстанцев, обладает большим потенциалом гуманизации, внушительным объемом накопленного интеллектуально-этического, философского багажа, способного вносить лепту в формирование общественного сознания.
Цель проекта – комплексный, междисциплинарный анализ исламской толерантности в Казахстане, направленный на выявление её роли в консолидации общества и межконфессиональном диалоге, её существенных различий от имеющихся мировых моделей исламской толерантности, раскрытие ключевых, онтологических связей с казахскими традициями, формирование предложений по совершенствованию казахстанской модели исламской толерантности.
Задачи на 2023 год: Разработать теоретико-методологические основы исследования исламской толерантности, использовав герменевтический, историко-реконструктивный, логический методы и принципы структуралистского анализа; раскрыть духовные, этнокультурные, ментальные, мировоззренческие особенности исламской толерантности в Казахстане; обосновать рационалистический контекст западной парадигмы толерантности и этический контекст исламской парадигмы толерантности на основе сравнительного анализа известных работ ученых: Дж.Ролз, У.Кимлика, З.Сардар, С.-Х.Наср и др.; проанализировать и дать оценку успешным моделям исламской толерантности в Турции, Малайзии, ОАЭ и странах Центральной Азии, выявив на основе компаративистского анализа их секрет успеха в современных реалиях.
Результаты научного исследования за 2023 год: Разработаны теоретико-методологические основы исследования исламской толерантности для их включения и использования в казахстанском исламоведении, религиоведении. Теоретико-методологические основы изучения исламской толерантности необходимы для создания источниковедческого ресурса по проблемам межконфессионального согласия и консолидации. В ходе работы над задачей были изучены теоретические источники, в которых концептуализирован феномен исламской толерантности, реконструировано понятие «сабр» в традиции исламской культуры, выявлено на основе междисциплинарных методологий значение исламской толерантности в гуманитарном исламском дискурсе. Раскрыты духовные, этнокультурные, ментальные, мировоззренческие особенности исламской толерантности в Казахстане. Исламская толерантность в казахстанском обществе формировалась в контексте социально-политических, культурных традиций Казахстана. Являясь парадигмой диалога религий и культур в средневековом Казахстане, толерантность постепенно превращается в онтологический принцип взаимоотношений людей в обществе и в одну из важных ценностей современного Казахстана. Особенностью исламской толерантности в Казахстане является ее духовно-нравственная составляющая, основанная на традициях тюрков, онтологизирующаяся на исламской традиции ханафитского мазхаба. Толерантизация мышления и сознания в казахстанском обществе является с одной стороны, устойчивым процессом, с другой – динамичным, требующим имплементации толерантности в ценностные парадигмы современного общества. Обоснованы рационалистический и этический контексты западной и исламской парадигмы толерантности. Реалистические и этические контексты западной и исламской парадигмы толерантности различаются по своему уровню рациональности: толерантность в западном гуманитарном дискурсе рассматривались в работах Кимлика, Уолцера, Ролза и многих других, раскрываясь как многогранной феномен, политический, культурный, социальный. Дискуссии о толерантности связаны с проблемой мультикультурализма, плюрализма и с формированием диалогической культуры в обществе. Западный дискурс толерантности выявляет множество проблем, связанных с религиозной толерантностью в контексте миграции и интеграции мусульман в западном обществе. Толерантность как принцип, как способ взаимоотношений Я и Другого в исламском дискурсе, рассмотренная в работах С-Х.Насра, З.Сардара и других, связана с общими, глобальными проблемами для Исламского Мира: имплементацией этического и рационального компонента в светские общества, формированием исламской идентичности мусульман, живущих и интегрирующихся в западно-европейские общества, проблемы сохранения исламской культурной традиции, а также в целом с формированием диалога западных и исламских культурных традиций. Проанализированы успешные модели исламской толерантности в Турции, Малайзии, ОАЭ и странах Центральной Азии, дана оценка, выявлен на основе компаративистского анализа их секрет успеха в современных реалиях. Исследование успешных моделей толерантности в странах с исламским контентом и в странах светских показало, что толерантообразующий принцип в этих странах является основой для формирования форм общественного сознания, таких как, наука, культура, искусство и др. В Центральной Азии исламская толерантность формируется в контексте стратегий и приоритетов, заложенных в религиозной политике, в которой приоритетом является межконфессиональное и межрелигиозное согласие и консолидация. В Турции модель исламской толерантности также исходит из необходимости формирования диалога религии и культур и толерантного исламского сознания. В Турции, Малайзии, ОАЭ и странах Центральной Азии модели исламской толерантности различаются в связи с различиями этноконфессиональными и светским либо религиозным статусом в обществах, но общим для всех моделей являются механизмы достижения устойчивого развития религиозного сознания: это религиозное образование и просвещение, государственная политика в сфере религии и диалогическая консолидация общества.
Публикации исполнителей за 2023 год:
1 Сейтахметова Н.Л., Турганбаева Ж.Ж. Феноменология исламской толерантности в постнормальные времена: опыт Казахстана // Адам әлемi. – 2023. – No3 (97). – С. 156-162.
2 Сейтахметова Н.Л., Токтарбекова Л.Н. Дискурс толерантности в постнормальные времена: философско-политический опыт М.Уолцера // «Глобальная наука и инновация 2023: Центральная Азия», серия «Философские науки». – 2023. – No2 (20). – С. 14-17.
3 Сейтахметова Н.Л., Турганбаева Ж.Ж. Диалектика в междисциплинарных исследованиях исламской толерантности // Сборник материалов Международной научно-теоретической конференции, посвященной 85-летию доктора философских наук, профессора М. Сабита: Казахстанская школа диалектической логики: история и современность. – Алматы: ҚР ҒЖБМ ҒК Философия, саясаттану және дінтану институты, 2023. – С.46-53.
4 Айтымбетов Н.Ы., Шакеева Б.Р. Посткеңестік қоғамдағы саяси мәдениеттің қалыптасуының теориялық негіздері // «Полимәдени қоғам жағдайында ұлтаралық және дінаралық қатынастарды үйлестіру мәселесі» халықаралық ғылыми-тәжірибелік конференция материалдары. – Алматы: Тұран университеті, 2021. – 75-82 б.
5 Айтымбетов Н.И. Влияние цифровизации на мировоззрение современной казахстанской молодежи // Сборник тезисов XXVIII Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». – Москва: Изд-во МГУ, 2021. – С. 1-2
6. Sarsembayev Ruslan, Aitymbetov Nurken, Seraly Tleubayev, Zhanat Abdiyarova. Islamic revival in Kazakhstan: state policy // Journal of Social and Political Studies / CA&C Press AB Sweden. 2021. Vol. 22. Issue 3. P.168-179. ISSN:1404-6091 (Political science and International relations, процентиль 70).
2024 год
Название научно-исследовательской работы: «Архитектоника исламской толерантности в Казахстане: опыт коммуникации и межконфессионального диалога»
Руководитель проекта: Сейтахметова Н.Л., главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения КН МОН РК, доктор философских наук, профессор, член-корреспондент НАН РК (ORCID ID https://orcid.org/0000-0001-6297-7317, Scopus Author ID: 57193220355).
Исполнители проекта:
Сатершинов Бахытжан Менликбекович (ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-5094-9682, Scopus Author ID: 56705597100)
Забирова Айгуль Тлеубаевна (ORCID ID https://orcid.org/0000-0001-9558-187X, ResearcherID: W-3109-2018, Scopus Author ID: 6506653386)
Бектенова Мадина Кенесарыевна (ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-0697-9673, Scopus Author ID: 57193225386)
Жандосова Шолпан Мулькимановна (ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6151-3788, Scopus Author ID: 57190443733, Researcher ID Web of Science: AAM-8096-2020)
Шағырбай Алмасбек Дүйсенбекұлы (ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9146-1408, Scopus Author ID: 56705538000)
Токтарбекова Л.Н. (ORCID ID https://orcid.org/0000-0003-4063-8255, Author ID в Scopus 57195474504, Researcher ID Web of Science AAW-1510-2020, Researcher ID in Publons AAW-1510-2020).
Коянбаева Гульнара Ромсейтовна
Турганбаева Жанара Жанатовна (Scopus Author ID: 57209857756)
Шаронова Елизавета Михайловна
Актуальность научного исследования: Современные реалии социального поведения, политизации медийного дискурса, идеологизации, даже радикализации тех или иных ценностных ориентиров, заставляют людей обращаться к поиску стабилизирующей сознание духовности. Полифония форм духовности – традиционная для многонационального, мультикультурного Казахстана – актуализирует вопрос религиозной толерантности. Исламская религия, исповедуемая большей частью казахстанцев, обладает большим потенциалом гуманизации, внушительным объемом накопленного интеллектуально-этического, философского багажа, способного вносить лепту в формирование общественного сознания.
Цель проекта – комплексный, междисциплинарный анализ исламской толерантности в Казахстане, направленный на выявление её роли в консолидации общества и межконфессиональном диалоге, её существенных различий от имеющихся мировых моделей исламской толерантности, раскрытие ключевых, онтологических связей с казахскими традициями, формирование предложений по совершенствованию казахстанской модели исламской толерантности.
Задачи на 2024 год: Установить взаимосвязь исламской толерантности с институционализацией исламского образования и межконфессиональных отношений в Исламских странах на основе социологической интерпретации данных проекта «Арабский Барометр» (Arab Barometer); обосновать положение о том, что исламская толерантность является ключевой онтологической ценностью исламской традиции и культуры, формирующей культуру толерантности исламского человека в современном мире; раскрыть специфику и уникальность казахстанской модели исламской толерантности, ее коммуникативную, диалогическую сущность, применив исторические подходы, методы диалогизма и феноменологии; обосновать положение об исламской толерантности в Казахстане, как связующем онтологическом компоненте внутриконфессионального и межконфессионального диалога.
Результаты научного исследования за 2024 год: установлена взаимосвязь исламской толерантности с институционализацией исламского образования и межконфессиональных отношений в Исламских странах на основе социологической интерпретации данных проекта «Арабский Барометр» (Arab Barometer); обосновано положение о ключевой роли исламского образования в формировании толерантности. Анализ исламских образовательных моделей показывают, что с институционализацией исламского образования произошло формирование устойчивого исламского толерантного сознания и исламской толерантной культуры мышления; проведен сравнительный анализ данных по разным исламским странам, который выявил различия в степени религиозной терпимости и ее связи с институтами образования и межконфессиональными отношениями; получены эмпирические данные о восприятии и отношении населения исламских стран к таким вопросам, как свобода вероисповедания, права религиозных меньшинств, отношение к нетрадиционным исламским течениям; выявлены социальные и культурные факторы, влияющие на формирование религиозной толерантности и были разработаны рекомендации для укрепления межконфессионального согласия. Проведение сравнительного анализа моделей толерантности в разных странах Исламского Мира и в странах светских, но в которых исламская составляющая является одним из значимых факторов формирования культурной идентичности, показал, что исламская толерантность имеет исторические корни в имплементации ее в общество. Сам концепт «исламская толерантность» интерпретируется как уважительное или нейтральное отношение к иным, другим конфессиям. Исторический характер исламской толерантности обусловлен социально-культурной и духовно-религиозной практикой мусульманского сообщества. Методология, примененная в исследовании исламской толерантности, оказалась весьма успешной, среди методов исследования: историографический, религиоведческий, феноменологический, позволившие раскрыть сущность предмета. Историческая реконструкция выявила, что исламская толерантность формируется с приходом ислама и связана с его концептуализацией из текста Корана и интепретативного ресурса хадисов. Социальные и культурные основания толерантности формируют религиозную идентичность. Интерпретация данных социологического исследования, представленного в «Arab barometer», выявила: исламская толерантность является феноменом историческим, социальным, культурным, образовательным, оказавшим и продолжающим оказывать влияние на конструирование национальной идентичности.
Обосновано положение о том, что исламская толерантность является ключевой онтологической ценностью исламской традиции и культуры, формирующей культуру толерантности исламского человека в современном мире; проанализированы исторические примеры сосуществования и взаимного влияния различных культур и религий в эпоху Арабского халифата, Османской империи и других исламских государств, что свидетельствует о практике религиозной толерантности; выделены основополагающие ценности и принципы ислама - единобожие, милосердие, справедливость, знание, умеренность, которые несут в себе духовный и этический потенциал для воспитания культуры толерантности современного мусульманина. Исламская толерантность, являясь ключевой онтологической ценностью, формирует культуру толерантности в обществе. Культура толерантности является одним из основных способов развития личности и общества. В контексте толерантности возможно снятие проблем отчуждения и неприятия другой культуры и религии, и осуществление диалога и взаимодействия. Диалогический характер исламской толерантности способствует моделированию межконфессиональной культуры поведения. Для казахстанского опыта культурной толерантности исламская традиция толерантности является онтологической, присущей всем формам общественного сознания. Религиозная толерантность обеспечивала право человека на религиозную свободу и религиозное мировоззрение. Опыт исламских стран в историческом развитии феномена толерантности показывает, что его имплементация необходима и в современном обществе для диалогического сосуществования разных культур и религий.
Раскрыты специфика и уникальность казахстанской модели исламской толерантности, ее коммуникативная, диалогическая сущность; выявлена специфика отечественной модели толерантности и ее диалогическая сущность; актуализировано непреходящее значение консолидации культурного и этноконфессионального многообразия казахстанского общества с одной стороны, и реактивность трансформирующихся социокультурных условий постнормального времени – с другой; обосновано, что во-первых, сохранение уникальной модели казахстанской толерантности требует адаптации к условиям постнормальности и их учета при прогнозировании будущего. Во-вторых, этика толерантности, выступающая заслоном от радикалистских проявлений в социуме, предполагает проведение в жизнь таких непреходящих категорий, как смирение и личная ответственность каждого гражданина за моральный облик будущего. В третьих, эти универсальные черты, хабитуализируемые мировыми религиями, в частности, исламом, имеют потенциал «заземления», возвращения общества к привычным, исторически и культурно приемлемым формам социального взаимодействия; обосновано положение об исламской толерантности в Казахстане, как связующем онтологическом компоненте внутриконфессионального и межконфессионального диалога; выявлено, что исламская толерантность представляет собой концепцию, охватывающую различные аспекты отношений между мусульманами и представителями других вероисповеданий, конфессий, а также внутри мусульманской конфессии; раскрыт полисемантический смысл исламской толерантности, требующий обращения к различным источниковедческим ресурсам исламской теологии и исламской гуманитаристики, который показывает онтологическую связь религиозных традиций, их коммуникативный межконфессиональный потенциал; обосновано положение об адабе как одном из ключевых источников исламской толерантности, представляющий собой поликомпонентное явление – результат культуры гуманизма, выражающегося в стремлении к знанию, толерантном взаимодействии с культурным Другим, диалоге. Говоря о толерантности, предполагаемой адабом, следует сделать оговорку, что имеется в виду терпимость не только к представителям других этноконфессиональных и культурных групп, но и в соотношении ислама и современности как категорий традиционности и модернизма. Содержащий в себе философский потенциал, адаб обнаруживает способность исламской культуры к морально-этической рефлексии, самоанализу и выстраиванию соответствующего поведения, вписываемого в различные национальные модели межконфессионального диалога.
Публикации исполнителей за 2024 год:
1 N.L.Seitakhmetova, L.N.Toktarbekova, Sh.B.Bidakhmetova, Y.M.Sharonova. Islamic Tolerance: Conceptuality, Contextuality, Practice // Адам әлемі. – 2024, №1 (99). – P. 172-179.
2 Zabirova A., Seitakhmetova N. After Atheism: a Sociological Examination // Қоғам және дәуір. – 2024, №3 (83). – P. 38-52.
3 Сатершинов Б.М., Белтенов Ж. М. Қазақстандағы дәстүрлі исламның аксиологиялық мәселелері // Әл-Фараби. – 2024, №3 (87). – Б. 100-109.
4 Seitakhmetova N.L., Sharonova Ye.M. National tolerance program of the United Arab Emirates: universal and spiritual values // Вестник Карагандинского университета Серия История. Философия. – 2024, №3 (29). – Б. 392-398.
5 Сатершинов Б.М. Шариғат және исламның құндылықтық сипаты // Сборник международной научной конференции «Дискурс толерантности в традиции и культуре ислама: исторические и современные контексты». – Алматы: ИФПР КН МНВО РК, 2024. – С. 5-12.
6 Забирова А. Т. Эмпирическое измерение социальной и религиозной дистанции в обществе // Сборник международной научной конференции «Дискурс толерантности в традиции и культуре ислама: исторические и современные контексты». – Алматы: ИФПР КН МНВО РК, 2024. – С. 22-31.
7 Бектенова М.К. Возможности исламской толерантности в консолидации казахстанского общества // Сборник международной научной конференции «Дискурс толерантности в традиции и культуре ислама: исторические и современные контексты». – Алматы: ИФПР КН МНВО РК, 2024. – С. 53-61.
8 Сейтахметова Н.Л., Турганбаева Ж.Ж. Роль адаба образования и воспитания в формировании исламской толерантности // Сборник международной научной конференции «Дискурс толерантности в традиции и культуре ислама: исторические и современные контексты». – Алматы: ИФПР КН МНВО РК, 2024. – С. 62-70.
9 Коянбаева Г.Р. Религиозная толерантность в контексте современных социальных проблем // Сборник международной научной конференции «Дискурс толерантности в традиции и культуре ислама: исторические и современные контексты». – Алматы: ИФПР КН МНВО РК, 2024. – С. 79-87.
10 Жандосова Ш.М. Толерантты сананы қалыптастырудағы және қоғамның радикалдануына қарсы тұрудағы исламдық білімнің рөлі // Сборник международной научной конференции «Дискурс толерантности в традиции и культуре ислама: исторические и современные контексты». – Алматы: ИФПР КН МНВО РК, 2024. – С. 88-94.
11 Токтарбекова Л.Н. Қазақ толеранттылық дәстүрінің ислами толеранттылық мәдениетін қалыптастырудағы рөлі // Сборник международной научной конференции «Дискурс толерантности в традиции и культуре ислама: исторические и современные контексты». – Алматы: ИФПР КН МНВО РК, 2024. – С. 95-101.
12 Shakenov D., Sharonova E. Discourse of tolerance and justice in historical and contemporary contexts: islam in focus // Сборник международной научной конференции «Дискурс толерантности в традиции и культуре ислама: исторические и современные контексты». – Алматы: ИФПР КН МНВО РК, 2024. – С. 136-144.
13 Shakenov D.P., Seitakhmetova N. L., Sharonova E.M. Discourse of Ecological Thinking in Sufism // III МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФАРАБИ ФОРУМ СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ Международной научно-практической конференции «АЛЬ-ФАРАБИ И ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ КАЗАХСКОГО НАРОДА», посвященной 90-летию КазНУ им. аль-Фараби. – Алматы, 2024. – С. 164-170.
14 Сейтахметова Н.Л. Модели исламской толерантности: опыт диалога Казахстана и Азербайджана // International Interdisciplinary Scientific Congress on Social Sciences on the Topic "Personality, Society and the State in the XXI Centery: Global Challenges And Development Perspectives"". – Баку, 2024. – С. 50-51.
15 Seitakhmetova N. L. Tolerance and Intercultural Communication in Islamic Culture // XXV World Congress Philosophy Rome 2024. – Rome, 2024.