Айдар Амребаев, политический аналитик Достижения независимости: «Нур-Султан — новые возможности для казахстанцев»

01.07.2021



Айдар Амребаев, политический аналитик Достижения независимости: «Нур-Султан — новые возможности для казахстанцев».

<1801> Одним из безусловных достижений Независимости нашей страны является определение самим Казахстаном своей столицы, ее полноценное признание мировым сообществом. Если вспомнить предысторию нашей современной государственности, то мы прекрасно помним, что наши столицы в новейшее время определялись метрополией, то в лице Российской империи, то Советским государством. Первой столицей Казахстана в Советский период с 1920 года был город Оренбург (ныне в Российской Федерации). В 1925 году столица Казахстана была перенесена в Кызыл-Орду. Сооружение Турксиба стало основной причиной переноса столицы в Алма-Ату. Юридически это произошло 3 апреля 1927 года, фактически переезд состоялся в 1929 году. Досоветский период характеризовался сочетанием традиционного кочевого уклада и государственно-административного управления с форпостами (крепостями), в которых размещались колониальные административные структуры (генерал-губернаторства) Российской империи. В целом же надо отметить, что «главные города» Великой Степи или «знаковые места» сбора казахских кочевых родов и племен представляли собой своего рода «маркеры наличия государственности» и приоритеты внешнеполитической и хозяйственной деятельности номадов в конкретном месте и времени, актуализируясь в зависимости от важности решаемых политических задач государства казахов. Таковы, к примеру, сакральные места Великой Степи, как Улытау, Ордабасы, города древности, такие как Сарайшык, Туркестан… Они выполняли не совсем типичную для оседлой цивилизации роль объединяющего кочевников, административно-управленческого центра. Вообще, для социальной жизни номадов характерен особый динамизм в организации жизни и понятие центра было весьма подвижным. «Столицы номадов» часто кочевали от места к месту… Но центрирование процесса администрирования жизни разрозненных кочевых племен было важнейшей задачей ханской власти в прежние времена. В период колонизации края в степи сложилась система сочетания принципов традиционного кочевого государственного управления и внешнего управления со стороны колониальных властей. В период формирования Алашской и Туркестанской Автономий была сделана попытка созидания единых центров управления в городах Семее и Ташкенте, имевших столичные статусы данных автономий. Однако, в дальнейшем с уничтожением данных образований Советской властью, задача выбора административного центра (столицы) всей Казахской Степи была возложена на эмиссаров самой Советской власти, которые опирались в основном на идеологические и хозяйственно-экономические основания данного шага. К примеру, выбор Оренбурга в качестве столицы был обусловлен легкостью контроля со стороны центральных органов СССР ситуации в Казахстане. Кызыл-Орда представляла собой «красный форпост» кочевой Центральной Азии. Алма-Ата, находясь на отдаленном от других регионов Казахстана участке, представляла собой в итоге крайнюю точку распространения влияния центральных органов в Кремле на регион. Она стала своеобразной «витриной и лабораторией» успеха «советского проекта» в регионе. Поэтому в этом городе были сосредоточены все интеллектуальные и промышленные силы с многонациональным составом населения. Перед новым руководством суверенного Казахстана во главе с Первым Президентом Казахстана встала задача аккумулирования объединяющих национальных интересов, консолидирующих народ и регионы страны, презентации независимого государства международному сообществу, символическим решением которых стал перенос столицы Казахстана в центр страны. Следует отметить, что данное решение Елбасы стало беспрецедентным мегапроектом на всем постсоветском пространстве и, одновременно, манифестацией Независимости молодой страны. 6 июля 1996 года Правительство РК приняло постановление «О переносе столицы Республики Казахстан», а уже 20 октября 1997 года был опубликован Указ Президента Республики Казахстан об объявлении города Акмолы столицей Республики Казахстан 10 декабря 1997 года, а также назначалось проведение официальной презентации города Акмолы в качестве столицы Республики Казахстан на 10 июня 1998 года. 8 ноября 1997 года в Акмолу были доставлены эталоны государственных символов Республики Казахстан и новая столица заработала в качестве официального административного центра государства. Как показал период с момента принятия решения о переносе столицы, этот шаг имел мультипликативный эффект для всего Казахстана. Он придал новый импульс и динамизм развитию страны. Столица, по всеобщему признанию, является воплощением стратегического мышления Елбасы, его воли и дальновидности как политика международного масштаба. Несмотря на отрицание и скептическое отношение к решению Елбасы о переносе столицы, сейчас мы видим правомерность и значимость этого решения как на макро-уровне, так и в плане модернизации всей инфраструктуры страны, придания динамизма экономическому развитию. За новой столицей «подтянулись» и другие крупные города страны, получившие свой символический «столичный лоск», к числу которых относится «Южная столица» — Алматы, «Нефтяная столица» — Атырау, «Морская столица» — Актау, «Духовная столица» — Туркестан и т.д. Заслугой Лидера Нации в этом процессе является мотивация граждан страны на современную урбанизацию страны, выход ее из состояния агро-сырьевого застоя. Нур-Султан сегодня не только политический центр государства, но и средоточие транспортно-логистических коридоров с Востока на Запад, с Юга на Север, современнейший город, ставший сердцем всего Евразийского континента, местом гармоничного диалога культур и религиозных традиций, средоточием современных технологий и традиционного мировоззрения номадов.
Он отвечает всем критериям столицы, принятым в мировой практике.
1. Символ единства и инструмент контроля. Английское слово «capital» (столица) происходит от латинского capitalis, в основном значении – «касающийся головы». Это означает прямую функцию администрирования пространства. Это город, который возглавляет территорию. Он связан с властью, там находятся главные госучреждения. Месторасположение столицы предполагает самое безопасное место в центре государства. Географическое расположение в центре страны помогает выполнять столице символическую, репрезентативную функцию. Мадрид, например, расположен точно в центре Иберийского полуострова. Абуджа, которая официально стала столицей Нигерии в 1991 году, была построена в центре страны почти «с нуля», чтобы символизировать единство нации, разделенной религиозными конфликтами и расселенной по большой территории. По тому же принципу Бразилия в 1961 году перенесла столицу из перенаселенного портового города Рио-де-Жанейро в расположенный в центральной части страны Бразилиа. 2. Политический компромисс и результат политической воли лидеров. Например, решение о том, что Вашингтон в 1790 году будет столицей США, было плодом политического компромисса. Северные штаты под предводительством Александра Гамильтона хотели, чтобы федеральное правительство взяло на себя часть их долга и пошли ради этого на сделку с Томасом Джефферсоном и Джеймсом Мэдисоном, которые хотели, чтобы столица была на юге. Место на реке Потомак, к югу от линии Мэйсона — Диксона, где потом был построен Вашингтон, выбирал лично Джордж Вашингтон. Парадоксальным было решение о выборе столицы Австралии не в развитых городах Сиднее или Мельбурне, а в «лесной столице» Канберре, выбранной в качестве компромиссного варианта между крупнейшими городами конкурентами. Некоторые историки полагают, что выбор был сделан в силу благоприятного климата, в отличие от прибрежных Сиднея и Мельбурна. «Основным аргументом, с которым были согласны все политики того времени, было то, что белые люди могли процветать только в относительно прохладном климате», — говорил историк Дэвид Хэдон в одном из интервью журналу Australian Geographic. 3. Исторические обстоятельства и преемственность. Таков пример выбора столицей Германии после объединения, традиционного Берлина. Вопрос о новой столице зазвучал вскоре после падения Берлинской стены в 1989 году. Объединенная Германия нуждалась в символическом образе единства немецкого народа. Как известно, в годы холодной войны, когда Германия была разделена, Бонн был столицей Западной части, а Берлин — восточной, ГДР. В настоящий момент Берлин стал олицетворением исторической преемственности и единства нации. Актуальные задачи в развитии города Нур-Султана как столицы нашей страны заключаются не только в строительстве современной социальной инфраструктуры, а в содержательном переустройстве национального восприятия центра государства. Собственно феномен главного города предполагает обретение столицей нового геополитического статуса, который заключается не только в признании зарубежными партнерами Казахстана г.Нур-Султана как центра принятия политических решений, но и принятии всем населением страны значения главного города от которого исходят импульсы созидания, укрепления мощи и значения государства. Другим не менее важным фактором является притяжение и формирование наиболее пассионарного социального капитала в главный город страны. На этом направлении проделана весьма существенная работа. Сегодня город пополняется не только за счет переехавших в столицу жителей разных регионов страны в поисках лучших условий для своей карьеры, бизнес и творческой самореализации, но и за счет собственно нового поколения людей, родившихся в г.Нур-Султане. И именно этой генерации молодежи, которой нет и тридцати лет, еще предстоит сформировать подлинный «столичный лоск» этому городу, особую социальную культуру и традицию столичной жизни. Здесь речь идет о целенаправленной и кропотливой работе не только над качеством сервиса в различных столичных учреждениях и сфере услуг, что само по себе немаловажно, но, главным образом, над культурным содержанием отношений людей друг к другу, их сплоченности, объединении вокруг перспективных ценностей и норм образа жизни, особенности ментального склада, который всегда отражается в мировоззрении столичных жителей любой страны. Посещая разные страны, можно заметить определенные параллели в жизни крупных городов и столиц ведущих стран мира с нашими Нур-Султаном и Алматы, например, Вашингтоном и Нью-Йорком в США, Москвой и Петербургом в России, Пекином и Шанхаем в Китае, Анкарой и Стамбулом в Турции. На самом деле, это сравнение не лишено основания, поскольку крупные города в этих странах обладают особым шармом и неформальным брендом, в отличие от формального статуса столиц. Таковы бренды «Большого Яблока» Нью-Йорка, центра изысканной русской культуры и архитектуры Петербурга, шарма и динамизма Шанхая, космополитизма и древности Стамбула, которые не столько контрастируют со статусом своих столиц, сколько возвеличивают значение государственно-административных центров своих государств в столицах. Мне кажется, именно в этом контексте должен развиваться и развивается «тандем» Алматы и Нур-Султана у нас. Крупные, «раскрученные города» с традициями урбанизма позволяют состояться столицам в качестве средоточия власти и респектабельности, с одной стороны, и объединяющего представителей разных регионов страны, начала. Как в России, Москва — «мать городов русских», так и в Казахстане Нур-Султан должен обрести негласный статус патерналистского центра городов Казахстана, не только оберегающим и решающим их вопросы центром, но и примером успешной модели управления, внимания к приезжающим, образцом передовых социальных технологических решений и стандартов жизни. Таким образом, проект созидания столицы – это не только архитектурное решение, а главным образом, политическая целесообразность глубоко и вдумчиво осознаваемая ответственными политическими элитами государств, одним из ярких примеров которого является столица современного Казахстана город Нур-Султан. https://optimism.kz/2021/06/28/ajdar-amrebaev-politicheskij-analitik-dostizheniya-nezavisimosti-nur-sultan-novye-vozmozhnosti-dlya-kazahstanczev