Формирование современного правосознания как неотложная задача модернизации общественного сознания

14.01.2022



ОТКЛИК на выступление Главы государства К.К. Токаева на заседании Мажилиса Парламента республики Казахстан (11 января 2022 года)

Формирование современного правосознания как неотложная задача модернизации общественного сознания

<2251> Курганская В.Д. Реформирование казахстанского общества не может обойти стороной особенности развития юридически-правовых отношений и правосознания. Как показали события начала января 2022 года, когда бесчинствующей толпой были отброшены все нормы закона, развитие правосознания становится ключевой задачей всего общества. «Государство должно гарантировать соблюдение законности и правопо-рядка, защиту прав собственности и безопасности граждан, обеспечивать со-циальные блага и качественные государственные услуги. В свою очередь бизнес и граждане ответственны за соблюдение законодательства и норм общественного поведения, справедливую уплату налогов и прозрачность в трудовых отношениях», - отметил в своем выступлении Президент К.К. Токаев на заседании Мажилиса Парламента Республики Казахстан 11 января 2022 года. Великий немецкий философ И. Кант писал: «Наилучший строй тот, где власть принадлежит не людям, а законам». Если мы обратимся к классиче-ским социально-философским и политико-юридическим учениям, то в них граждански-правовое состояние общества рассматривалось как высочай¬шая социальная, гуманистическая и метафизическая ценность, несмотря на раз-ные подходы. Законодательное закрепление правовых норм есть не столько способ внешне-принудительной регламентации поведения, пре¬сечения преступных деяний карательными мерами, сколько культурно-исторически развитая фор-ма само¬оп¬ределе¬ния человека. Отсюда следует, что в тех странах, чей ход развития несколько отличен от ритма западноевропейского исторического времени, в том числе и в Казахстане, необходимо создание своей школы философии права, в задачи которой входило бы осмысление и развитие национального феномена нормативно-правовой регуляции, которые должны быть положены в основу разработки концептуальных основ стратегии социально-политического развития и национально-государственного строительства. Однако на философском, т.е. мировоззрен¬чески-методологиче¬ском уровне, проблема специ¬фических особенностей правового сознания и тенденций его трансформации в условиях радикальной соци¬ально-политической реформы не ставилась и даже не осоз¬навалась в своем полном объеме и осно¬вопола¬гающем для государст¬венно-правовой теории значении. Сложившейся самостоятельной школы философии права в целом и научной школы по данному направлению ис¬следований в Республике нет. На наш взгляд, как показывает развитие страны за последние 30 лет, со-здание соответствующей научной школы, отве¬чающей уровню стоящих перед Респуб¬ли¬кой задач законодательного обес¬печения демократических преобразований, крайне необходимо. В условиях радикального преобразования унаследованных от тоталитар-ной системы форм и оснований социальных взаимодействий значение гуманистических норм и ценностей традиционной культуры, – в том числе и морально-правовых представлений – резко возрастает. Кроме того, следует учитывать, что правосознание казахстанцев формируется в поликультурной и мультиэтнической среде. Таким образом, исследование культурно-исторической динамики изменения правовых представлений, типичных для евразийского типа культурно-цивилизационного развития, должно проводиться в контексте диалектики взаимодействия традиционного и строго юридического типа правосознания и на основе принципов мультикультурализма (диалога политико-правовых культур). Отметим, что особенно¬сти хозяйственной дея¬тельности и соот-ветствующих ей форм социальной организации, территориально-общинная стра¬ти¬фикация, родоп¬леменная структура общества и прочие черты, прису-щие тради¬ционному казах¬скому обществу, породили такой специфический феномен правосознания, как «обычное право». Нормы «обычного права» де¬термини¬рованы прежде всего экологиче¬ски и эти¬чески.¬ Создание универсального нор¬матив¬ного по¬рядка и его мани¬фестация в нацио¬нальное государство имеют здесь органи¬зующим нача¬лом со¬держательно опре-деленные обязанности инди¬видов по отноше¬нию к эт¬ни¬ческому целому. В силу этатистски-общинной до¬ми¬нанты со¬ци¬альной интеграции идея юридически-пра¬вового госу¬дарства не могла стать сколько-нибудь массовым со¬циальным идеалом. Наи¬более глу¬боким осно¬ва¬нием легитимности власти в степи была ее справедли¬вость, идеал госу¬дарст¬венного устройства вы-ражался в фор¬мулировках эти¬че¬ского прови¬денциа¬лизма, что и показали нынешние протесты. В современную эпоху развитие государств проходит под знаком глобали-зации – крайне противоречивого феномена, перегруженного идеологическими концепциями, двойными стандартами и парадоксами, эзотерикой и риторикой. Глобализация трактуется – и справедливо – как универсализация и неограниченная экспансия индивидуалистической культуры Запада и соответствующих норм правовой легитимности. Однако не только гуманитарная интеллигенция, но и политический истеблишмент стран «свободного мира» приходит к убеждению в том, что сегодня для Запада, и для Соединенных Штатов в особенности, настало время решения задачи укрепления коллективных ценностей и установления новых пределов индивидуализма. Поэтому перед разработчиками философии права, задача создания которой становится все более актуальной, очень сложная задача: как увязать принципы либерально-демократического конституционализма и квази-юридические структуры традиционного менталитета. Но решать ее надо в самые короткие сроки.