14.01.2022
ОТКЛИК на выступление Главы государства К.К. Токаева на заседании
Мажилиса Парламента республики Казахстан (11 января 2022 года)
Формирование современного правосознания как неотложная задача модернизации общественного сознания
<2251>
Курганская В.Д.
Реформирование казахстанского общества не может обойти стороной особенности развития юридически-правовых отношений и правосознания. Как показали события начала января 2022 года, когда бесчинствующей толпой были отброшены все нормы закона, развитие правосознания становится ключевой задачей всего общества.
«Государство должно гарантировать соблюдение законности и правопо-рядка, защиту прав собственности и безопасности граждан, обеспечивать со-циальные блага и качественные государственные услуги. В свою очередь бизнес и граждане ответственны за соблюдение законодательства и норм общественного поведения, справедливую уплату налогов и прозрачность в трудовых отношениях», - отметил в своем выступлении Президент К.К. Токаев на заседании Мажилиса Парламента Республики Казахстан 11 января 2022 года.
Великий немецкий философ И. Кант писал: «Наилучший строй тот, где власть принадлежит не людям, а законам». Если мы обратимся к классиче-ским социально-философским и политико-юридическим учениям, то в них граждански-правовое состояние общества рассматривалось как высочай¬шая социальная, гуманистическая и метафизическая ценность, несмотря на раз-ные подходы.
Законодательное закрепление правовых норм есть не столько способ внешне-принудительной регламентации поведения, пре¬сечения преступных деяний карательными мерами, сколько культурно-исторически развитая фор-ма само¬оп¬ределе¬ния человека. Отсюда следует, что в тех странах, чей ход развития несколько отличен от ритма западноевропейского исторического времени, в том числе и в Казахстане, необходимо создание своей школы философии права, в задачи которой входило бы осмысление и развитие национального феномена нормативно-правовой регуляции, которые должны быть положены в основу разработки концептуальных основ стратегии социально-политического развития и национально-государственного строительства.
Однако на философском, т.е. мировоззрен¬чески-методологиче¬ском уровне, проблема специ¬фических особенностей правового сознания и тенденций его трансформации в условиях радикальной соци¬ально-политической реформы не ставилась и даже не осоз¬навалась в своем полном объеме и осно¬вопола¬гающем для государст¬венно-правовой теории значении. Сложившейся самостоятельной школы философии права в целом и научной школы по данному направлению ис¬следований в Республике нет.
На наш взгляд, как показывает развитие страны за последние 30 лет, со-здание соответствующей научной школы, отве¬чающей уровню стоящих перед Респуб¬ли¬кой задач законодательного обес¬печения демократических преобразований, крайне необходимо.
В условиях радикального преобразования унаследованных от тоталитар-ной системы форм и оснований социальных взаимодействий значение гуманистических норм и ценностей традиционной культуры, – в том числе и морально-правовых представлений – резко возрастает. Кроме того, следует учитывать, что правосознание казахстанцев формируется в поликультурной и мультиэтнической среде. Таким образом, исследование культурно-исторической динамики изменения правовых представлений, типичных для евразийского типа культурно-цивилизационного развития, должно проводиться в контексте диалектики взаимодействия традиционного и строго юридического типа правосознания и на основе принципов мультикультурализма (диалога политико-правовых культур).
Отметим, что особенно¬сти хозяйственной дея¬тельности и соот-ветствующих ей форм социальной организации, территориально-общинная стра¬ти¬фикация, родоп¬леменная структура общества и прочие черты, прису-щие тради¬ционному казах¬скому обществу, породили такой специфический феномен правосознания, как «обычное право». Нормы «обычного права» де¬термини¬рованы прежде всего экологиче¬ски и эти¬чески.¬ Создание универсального нор¬матив¬ного по¬рядка и его мани¬фестация в нацио¬нальное государство имеют здесь органи¬зующим нача¬лом со¬держательно опре-деленные обязанности инди¬видов по отноше¬нию к эт¬ни¬ческому целому. В силу этатистски-общинной до¬ми¬нанты со¬ци¬альной интеграции идея юридически-пра¬вового госу¬дарства не могла стать сколько-нибудь массовым со¬циальным идеалом. Наи¬более глу¬боким осно¬ва¬нием легитимности власти в степи была ее справедли¬вость, идеал госу¬дарст¬венного устройства вы-ражался в фор¬мулировках эти¬че¬ского прови¬денциа¬лизма, что и показали нынешние протесты.
В современную эпоху развитие государств проходит под знаком глобали-зации – крайне противоречивого феномена, перегруженного идеологическими концепциями, двойными стандартами и парадоксами, эзотерикой и риторикой. Глобализация трактуется – и справедливо – как универсализация и неограниченная экспансия индивидуалистической культуры Запада и соответствующих норм правовой легитимности. Однако не только гуманитарная интеллигенция, но и политический истеблишмент стран «свободного мира» приходит к убеждению в том, что сегодня для Запада, и для Соединенных Штатов в особенности, настало время решения задачи укрепления коллективных ценностей и установления новых пределов индивидуализма.
Поэтому перед разработчиками философии права, задача создания которой становится все более актуальной, очень сложная задача: как увязать принципы либерально-демократического конституционализма и квази-юридические структуры традиционного менталитета. Но решать ее надо в самые короткие сроки.