На пути к чести и достоинству: отклик на трагические события в Казахстане…

11.01.2022



На пути к чести и достоинству: отклик на трагические события в Казахстане…

<2215> Айдар Амребаев, директор Центра политических исследований ИФПР КН МОН РК Год Тигра начался для нашей страны с достаточно агрессивных и трагичных по своей драматичности событий. Казахстан после стабильных трех десятков лет современного независимого существования впервые по-настоящему столкнулся с масштабной дестабилизацией, которую пережили за этот период как вполне себе развитые страны мира, например, стоит вспомнить «американскую историю» с Black lives matter со штурмом Капитолия, так и события возвращения к власти талибов в многострадальном Афганистане… Казахстан на этом фоне казалось бы являл собой образец поступательного и стабильного существования. Хотя ряд отечественных экспертов и высказывал мнения об опасности перехода к третьему этапу своего развития без должного разрешения проблем второго этапа стран с догоняющей моделью модернизации, наличии в государстве скрытых, «латентных» процессов, которые способны взорвать ситуацию изнутри, тем более, если детонатором подобных событий станут активные внешние импульсы и деструктивные силы… К сожалению, эти негативные прогнозы свершились на Западе страны, в нефтеносном регионе Казахстана, где социально-экономические диспропорции вновь вывели на улицы жителей печально известного Жанаозена с требованиями справедливого, по их мнению, ценообразования на газ, добываемый в этих местах. Для населения, которое широко использует газ как в быту, так и на транспорте, вопрос двойного повышения цены на стратегическое для людей сырье оказался жизненно важным, требующим незамедлительного решения. Реальные потребности людей оказались выше расчетов экономистов, которые выводили цену на отечественный газ, исходя из общемировой конъюнктуры, согласно которой казахстанский газ в разы выходил дешевле мировых цен. Макроэкономика противостояла реальным возможностям местного населения, живущего отнюдь не по международным социальным стандартам развития. Таким образом, люди вышли на митинги протеста, не смотря на эйфорию практически непрерывных празднований, от 30-летнего юбилея независимости до традиционных новогодних карнавалов, охвативших многих столичных чиновников. Действительно, под рапортами с регионов об успехах развития за последние годы, на деле скрывались достаточно тревожные данные социологических исследований, статистики и политической аналитики о наличии в стране целого ряда «уязвимостей», среди которых называлось все более разительное расслоение общества на супербогатых и бедных; все большее отдаление власти от народа; «закупорка» социальных лифтов, особенно для молодежи; неспособность госорганов своевременно реагировать на актуальные запросы общества; высокая коррупциногенность в чиновничьей среде; институциональная и цен-ностная незавершенность транзитных процессов в государстве; наличие линий «разломов» как между представителями разных этнических и конфессиональ-ных групп населения, так и внутриэлитные противоречия. О высоких рисках вмешательства в стабильное развитие государства внешних факторов, таких как, конфронтация мировых держав, неспадающая террористическая угроза и радикализация инструментов политического разрешения конфликтов, говорили многие эксперты. Случилось так, что Казахстан на себе уже в первые дни Нового 2022 года ощутил влияние почти всех этих факторов, которые драматичным образом сошлись в одном месте. К тому же злую шутку с нами сыграла безудержная вера многих общественных активистов и блоггеров в «победу западной демократии» любой ценой и необходимость в связи с этим неограниченной свободы отечественного информационного поля. Попытки некоторых аналитиков обратить внимание общественности на пагубность и даже вредоносность гибридного информационного влияния на общественное сознание людей, необходимость оградить, особенно молодежь, от деструктивного идеологического влияния извне, были встречены в отечественном сегменте интернета с особой агрессивностью как посягательство на права человека. К сожалению, политическая история человечества, как и воинский устав, пишется кровью. В результате мы сегодня получили горький и трагичный «урок подобной демократии» на деле. Кровавые события в нашей любимой «Южной столице» стали результатом предательства национальных интересов отдельными представителями политической верхушки страны, вскрывшимися фактами, над которыми предстоит по словам Главы нашего государства Касым-Жомарта Кемелевича Токаева «еще разобраться»; вопиющей безответственности и попустительстве чиновников на местах, особенно в силовых органах, обеспечивающих безопасность жизни населения; неготовность различных институтов гражданского общества, включая политические партии и неправительственные организации к медиаторству в условиях социальных кризисов; увлечение молодежи разнообразными социальными сетями и сервисами без какой-либо критической оценки таковых; отсутствие общественного «ценностного иммунитета» к алчности, стяжательству и лжи, приведшее к проявлениям бесчестия и трусости чиновников, актам малодушия и мародерства на случившейся трагедии среди рядовых граждан… Полагаем, что расслоение общества на тех, кто долгие годы находился «вне закона» и тех, кто мнил себя «над законом» стало условием всеобщего правового нигилизма и неверия в справедливость и неизбежность наказания. Мы наблюдали на определенных этапах трагедии Гоббсовскую «войну всех против всех», которая проявилась в актах ван-дализма в отношении общегосударственной собственности и исключительной жестокости к тем, кто не разделяет твои взгляды. Выяснилось и то, что деструктивные силы обладают значительным потенциалом организованности и мотивации, способной разрушить достижения нашей Независимости. И в этом смысле наш суверенитет нуждается в постоянной защите и укреплении на всех направлениях и каждым гражданином. Обращение Президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Кемеле-вича Токаева к помощи Организации Договора Коллективной Безопасности (ОДКБ) в стабилизации ситуации в нашей стране является своевременным и обоснованным, позволяющим на деле проверить дееспособность этой органи-зации и корректность формата ее деятельности, не ущемляющей, вопреки до-сужим мнениям, национальные интересы стран-участниц Договора. Это уни-кальный и пробный «пилотный проект» использования вооруженных сил стран ОДКБ для охраны стабильности государственности одной из стран-сателлитов. Думается, срок и мандат использования сил ОДКБ будет достаточным, чтобы вооруженные силы и силы специального назначения Казахстана в дальнейшем, после прохождения «горячей фазы конфликта», самостоятельно и в полном объеме справились с возникшим инцидентом. Можно сказать, что данные мероприятия станут своеобразным «стресс-тестом» на правомерность и необходимость участия нашей страны не только в этой организации, но и взаимодействия Казахстана с зарубежными странами в подобных международных проектах в целом. Вместе с тем, эти трагические события в Алматы высветили и позитив-ный потенциал нашего общества. Самоотверженное стремление многих ал-маатинцев к самоорганизации и взаимной бескорыстной поддержке в условиях опасности показало высокий индекс доверия и качество социального капитала в обществе. Не случайно, наш президент отметил высокие человеческие качества ответственности граждан за судьбу страны, и не только в Алматы, но и во многих регионах, недопустивших беспорядков после озвучивания митингующими своих требований. Стоит отметить особо политическую волю и самообладание нашего Президента, который проявил себя зрелым политиком, глубоко порядочным человеком, до конца выполнившим свой гражданский долг и заботящимся о благе людей в эти драматичные часы. Думается, эти трагические для современной истории Казахстана дни требуют еще вдумчивого осмысления произошедшего, своеобразного «разбора полетов» в разных сферах общественной жизни страны, осознания «нестыковок» нашего представления о себе и «объективной реальности» социального бытия государства. Полагаю, что жизни ребят, ставших жертвами произошедшей трагедии отданы не зря. Появилась уверенность, что наша страна станет другой. Она встанет на путь обновления, - путь чести, справедливости и высокой гражданской ответственности людей.