НРАВСТВЕННОСТЬ И ПОЛИТИКА: ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

24.03.2022



НРАВСТВЕННОСТЬ И ПОЛИТИКА: ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

<2481> INBUSINESS.KZ Автор: Айдар Амребаев В условиях глобальной конфронтации России и Запада, братоубийственной войны на уничтожение в Украине, борьбы кланов, групп политических интересов, финансовых олигополий и даже мирно проживавших долгие годы этносов в нашем родном Казахстане сегодня мы наблюдаем кризис традиционной философии мирного разрешения противоречий и поиска путей сотрудничества. В чем же кроется онтологическая причина происходящего и как объяснить эту "новую нормальность"? Об этом размышляет политический философ Айдар Амребаев. Часто говорят, политика – неблагодарное дело… В ней всегда доминируют те или иные интересы и вряд ли возможно найти какое-то объективное, правдивое начало. Можно оправдать любую точку зрения. Достаточно подобрать необходимые аргументы. Макиавеллистский принцип "цель оправдывает средства", кажется, утвердился в политике давно и прочно… Однако в настоящее время особенно человечество нуждается в некоей опорной точке, опираясь на которую можно по-архимедовски "изменить мир". Это то, в чем мы сегодня по-настоящему нуждаемся. Люди находятся в поиске если не истины, то правды в огромном потоке лживой информации, недобросовестной пропаганды, распространяемой во всевозможных, многочисленных ныне средствах ее доставки. В результате этого человечество проживает свою виртуальную, зависимую от интерпретаций жизнь вне реальности, в придуманных и навязанных кем-то фейках и политических проектах. "Врожденные идеи", когда-то изначально, на протяжении всей жизни в процессе воспитания и образования, определявшие мировоззрение человека, сегодня подвергаются атаке и даже "эрозии под воздействием разнообразных бэконовских "идолов", ведущих свое начало от известной "Пещеры Платона", где люди судят о мире через превращенное сознание бликов на ее стене, а не в силу живого человеческого опыта и критического мышления. Можно сказать, что это один из серьезных "смертных грехов" современного человечества по мнению нобелевского лауреата Конрада Лоренца, который одним из первых естествоиспытателей подверг критике индоктринацию сознания. "Заблуждение, будто от человека, подвергнутого надлежащему "кондиционированию", можно потребовать решительно всего, можно сделать из него решительно все, лежит в основе многих смертных грехов цивилизованного человечества против природы, а также против природы человека и человечности. Такие вреднейшие последствия и должны получаться, когда охватившая весь мир идеология, вместе с вытекающей из нее политикой, основана на лжи…" – пишет он. Выстроенная таким образом в современном мире "хитроумная система манипуляции сознанием" все в большей степени препятствует индивидуальному развитию человека, чем в прошлом. Как пишет Конрад Лоренц: "Никогда еще столь большие массы людей не входили в небольшое число этнических групп, никогда еще не было столь действенно массовое внушение, никогда еще манипуляторы не располагали столь развитой, построенной на научных экспериментах рекламной техникой, никогда еще не было у них столь вездесущих "средств массовой информации", как в наши дни". Возникшие благодаря этому "доктринальные истины" или идеологемы превращаются в убеждения огромных масс людей. Как далее пишет ученый: "В наши дни возможности распространения, доставляемые подобному учению так называемыми средствами массовой информации – газетами, радио и телевидением (во время написания материала Конрадом Лоренцом, речь еще не шла об Интернете. – Прим. авт.) – очень легко приводят к тому, что учение, представляющее собой не более чем непроверенную научную гипотезу, становится не только общенаучным, но и просто общественным мнением". При этом, "доктрину защищают с тем же упрямством, с той же горячностью, какие были бы уместны, если бы надо было спасти от гибели испытанную мудрость, просветленное отбором знание старой культуры. Всякого несогласного с ходячим мнением клеймят как еретика, осыпают клеветой и, насколько возможно, дискредитируют. На него обрушивается в высшей степени специфическая реакция "mobbing", общественной ненависти и травли". "Всякий раз, когда встречались между собой люди с противоположными доктринами, – говорит Филип Уайли (американский фантаст – прим. авт.), – с каждой стороны возникало сильнейшее отвращение, каждая сторона была убеждена, что другая погрязла в заблуждении, язычестве, неверии и варварстве, да и вообще состоит из вломившихся разбойников. После чего неизменно начиналась священная война"… Предотвратить эту "доктринальную войну", которая в сегодняшних условиях выплеснулась на улицы и площади городов из головы людей, жертвами которой становятся не отдельные персоны, а целые народы, становится все сложнее, и, пожалуй, невозможно в условиях всеобщего информационного насилия над сознанием людей. Что же может освободить людей и их политику в отношении друг друга, и даже межгосударственные отношения от всеобщего хаоса интерпретаций и непримиримой войны интересов? Думается, только нравственная политика, объективные нормы общечеловеческой морали, совестливости и стыда, если не за содеянное, то за помысленное, а значит, совершенное в собственном сознании. В этом плане, человечеству предстоит осуществить ницшеанскую "переоценку ценностей" на предмет человечности наших поступков и мыслей, прежде, чем они станут действием, определяющим наше нынешнее катастрофическое состояние. Ложь и преднамеренные действия, нацеленные против человека и человечества, не могут стать основой для политики, для конструирования новой, даже доктринально обоснованной реальности, какие бы благие цели она не ставила, если в основе ее лежит уничтожение, убиение в человеке человеческого, отрицания способности сохранить собственное человеческое достоинство. Манипуляция сознанием посредством идеологической обработки масс – это величайший грех, направленный, как против индивидуальности человека как смосознающего существа, так и против коллективной сознательности, как осознанного и ответственного по отношению друг к другу, поведения людей. Примеры этого мы видим как в агрессивной тоталитарной идеологии отдельных стран и народов, так и отчаянном проявлении национализма, апеллирующего к собственной исключительности и избранной миссии. Задача состоит в том, как гармонизировать, стабилизировать существующие потоки социальной энергии, прекратить, легко вспыхивающие сегодня по поводу и без, войны, как между отдельными людьми, так и целыми народами и государствами… Сегодня перед каждым здравомыслящим человеком стоит экзистенциальный выбор не столько принятия той или иной политико-идеологической платформы, но, главным образом, выбор мировоззренческий и гражданский, навстречу свету благоразумия, мира и прогресса. https://inbusiness.kz/ru/author_news/nravstvennost-i-politika-filosofskie-razmyshleniya