07.06.2021
О современной экологии и устойчивом экологическом развитии (УЭР) (К международному Дню Эколога).
<1765>
В международном календаре профессиональных праздников есть День Эколога, который отмечается мировой общественностью 5 июня.
И для этого есть самые серьезные научные и смысложизненные основания. Дело в том, что экология со времен своего основателя Эрнста Геккеля прошла грандиозный путь от скромной дисциплины в цикле биологических наук с не совсем понятным с точки зрения классической науки статусом (предмет, методы, понятийная основа) до мега-теории и вполне обоснованных претензий на серьезный вклад в формирование так называемой Теории Всего.
Кроме того, изменению статуса экологии способствовала предельная актуализация экологической проблематики, которая, ввиду природопокорительского и потребленческого вектора современного мирового развития, стала (с точки зрения современных политических элит) лимитирующим это развитие фактором и приобрела смысложизненный характер.
Предельная актуализация экологических проблем заставляет политическую элиту многих стран предпринимать усилия по включению их (экологических проблем) в повестку дня государственного строительства.
Особенно важна экологическая парадигма в вопросах государственного строительства для государств догоняющего типа, государств «позднего старта» (по А.Гершенкрону), государств «третьей волны демократизации» (по С.Хангтингтону), к коим можно отнести Республику Казахстан наряду практически со всеми постсоветскими республиками.
Экологическая проблематика, выступающая в качестве фактора, лимитирующего социокультурное развитие, в государствах догоняющего типа становится тесно взаимосвязанной с проблемами сохранения национальной идентичности. Однако, как верно отмечают многие исследователи, «ведущим фактором, определяющим развитие экологической угрозы, является дефицит приоритетности экологической проблематики на уровне общественного сознания» (И.Д.Чуринов и другие).
Глобальный экологический кризис способствовал формированию в наиболее развитых странах идеи поддерживаемого, частично контролируемого развития. Эта идея, однако, вызывает неоднозначную реакцию (от положительной - до резко отрицательной) как в самих этих странах, так и за их пределами. В связи с этим стержень дискуссии выглядит так: свобода и экологическая реальность. Отсюда и отношение к УЭР как к концепции, ограничивающей демократические свободы. Но для нашей республики, скорее всего, важны не идеологические подозрения, вызываемые концепцией УЭР, а содержательная критика ее.
После ряда конференций по охране окружающей среды и развитию, проведенных ООН, официально в Декларации и документах КОСР-2 был провозглашен курс ООН на устойчивое развитие, включающее с необходимостью экологическую составляющую.
Таким образом, в конце XX века важнейшей составляющей социокультурного развития в целом стала экологическая проблематика. Поэтому в последнее время при описании мирового развития все чаще применяется понятие «устойчивое экоразвитие». В содержании понятия «устойчивое экоразвитие (УЭР)» основным является признание зависимости дальнейшего улучшения экономического, социального, политико-правового, культурного положения нынешнего поколения людей от состояния окружающей нас природной среды. На практике такое понимание устойчивого экоразвития предполагает постепенное снижение подушевого потребления природных ресурсов (во всех его формах), что реально осуществить будет достаточно сложно в условиях современного общества потребления.
Концепция устойчивого экоразвития (УЭР) уже реализуется в региональных проектах для Нидерландов, Англии, Франции, США и других стран. И наряду с положительной реакцией вызывает сильную отрицательную реакцию, как внутри претворяющих в жизнь концепцию УЭР развитых стран, так и за их пределами. Возникают рассуждения об «экоинтервенционизме», о «диктатуре экологов» (Г.Энгель), проводится параллель между социалистической и экологической моделями мышления.
Что касается Республики Казахстан, то можно отметить положительный вектор в осознании важности экологической проблематики высшим политическим руководством страны. В свою очередь, такое осознание находит отражение в важнейших программных документах государственного строительства РК.
Казахстан предпринимает шаги в направлении ориентации своей национальной политики на международные принципы в области окружающей среды с учетом конкретных естественноисторических условий нашей республики. Так, распоряжением первого Президента РК-Ельбасы Н.А.Назарбаева от 30 апреля 1996 года принята Концепция экологической безопасности Республики Казахстан. В этой концепции экологическая безопасность объявлена «одним из стратегически фундаментальных компонентов национальной безопасности и важнейшим аспектом защиты интересов и приоритетов страны в международных интеграционных процессах».
В «Концепции экологической безопасности Республики Казахстан на 2004 – 2015 годы» отмечалось, что «В новой Концепции предлагаются пути решения нереализованных задач. Среди них: обеспечение опережающего развития научных исследований по важнейшим проблемам экологической безопасности и устойчивого природопользования, в том числе фундаментальных…».
Надо сказать, что такой научный подход не может не радовать. Представляется очень важным то, что в Концепцию включены: 1) принцип «экологической емкости» (раздел 1) – «эколого-экономическая сбалансированность развития и размещения производственных сил»; 2) раздел 3 - «Основные направления обеспечения экологической безопасности», пункт 3.1 - «Экологизация экономики»; 3) раздел 3.1 – «внедрение экологического аудита», там же – «создание фонда экологической информации»; 4) раздел 3.3 – «Экологизация общества».
В соответствии с разделом «Экологизация общества», на наш взгляд, очень важно реализовать внедрение в учебные программы всех уровней изучение и усвоение экологического мировоззрения, экологического мышления. Эти феномены в настоящее время с необходимостью включают в себя духовное развитие, новое понимание духовности как осознание своего единства с окружающим миром, и формирование на основе такого понимания нового поведенческого императива, императива взаимной ответственности, осознания каждым своей важной роли в формировании общего будущего.
В 2007 году первый Президент РК - Ельбасы Н.А. Назарбаев, выступая на сессии Генеральной Ассамблеи ООН, предложил выработать глобальную энергоэкологическую стратегию и обсудить ее на Всемирном саммите по устойчивому развитию в 2012 году.
Стратегия решения энергоэкологической проблемы была изложена в двух книгах первого Президента РК - Ельбасы Н.А. Назарбаева: «Стратегия радикального обновления глобального сообщества и партнерство цивилизаций» (2009) и «Глобальная энергоэкологическая стратегия устойчивого развития в XXI веке» (2011). В этих книгах представлен цикл теоретических и методологических исследований проблем построения глобального энергетически и экологически безопасного развития мира и стран ЕврАзЭС, в которых предлагаются основы энергоэкологической стратегии устойчивого развития в XXI веке с использованием методов построения глобальной энергетики развития.
Энергоэкологическое развитие предполагает переход от так называемой «коричневой экономики» к «зеленой экономике». С 2007 года в Казахстане действует Экологический кодекс. В нашей стране разработаны и утверждены основополагающие документы по переходу к «зеленой экономике», в которых определены цели, задачи и пути достижения нового типа экономики. Первого июня 2013 года Указом первого Президента – Ельбасы нашей страны Н.А. Назарбаевым утверждена Концепция по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике».
В июне 2012 года на саммите «Рио + 20» Казахстан выступил с инициативой «Зеленый мост». Инициатива «Зеленый мост» является практическим механизмом достижения международного перехода к зеленой экономике, путем содействия передаче технологий и опыта управления окружающей средой, а также внедрения улучшенных правовых, экономических и институциональных условий для стимулирования новой волны зеленой промышленности.
Конечной целью концепции «зеленая экономика» и проекта «Энергия будущего», предложенного Казахстаном в качестве основного на «Астана- ЭКСПО-17» (2017), является не просто «устойчивое развитие», а «устойчивое экоразвитие».
Как уже отмечалось ранее, устойчивое экоразвитие (УЭР) предполагает постепенное снижение подушевого потребления природных ресурсов (во всех его формах).
Конечно же, идея оптимизации потребления, являющаяся основополагающей в концепции устойчивого экоразвития и в глобальной энергоэкологической стратегии, не вызывает оптимизма, а иногда и понимания в современном обществе потребления.
В западном общественном сознании идея ограничения потребления на индивидуальном и других уровнях ассоциируется, прежде всего, с ограничением демократических свобод и, в первую очередь, с ограничением одной из основ западного общественного устройства - со свободой частной инициативы. Отсюда берут начало разработки таких концепций, как «золотой миллиард».
Высшее политическое руководство Казахстана в лице Президента РК К. -Ж.Токаева придает важное значение вопросам экологии. Так, в Послании Президента РК К.- Ж.Токаева «Казахстан в новой реальности: время действий» от 1 сентября 2020 года, в разделе VII «Экология и защита биооразнообразия» отмечается, что «охрана окружающей среды и экологическое развитие выходят на первый план казахстанской повестки дня». В соответствии с этим документом разработан новый Экологический кодекс, который вступит в действие 1 июля 2021 года.
Министр экологии, геологии и природных ресурсов РК Магзум Мирзагалиев отметил, что «Есть такой ключевой принцип, что «загрязнитель платит, или загрязнитель платит и исправляет. Это термин был сформулирован странами ОЭСР» (Айтжанова Б. Экологический кодекс: что теперь изменится. TENGRINEWS, 02 января 2021). Так вот, если прежний Экологический кодекс был разработан по принципу «плати и загрязняй», то новый Экологический принцип разработан по принципу «плати и исправляй».
В новом Экологическом кодексе отмечается, что «Задачами кодекса являются: укрепление законности в сфере охраны окружающей среды; внедрение прогрессивных механизмов экологического регулирования на основе международного опыта и технических и экономических возможностей страны; создание условий для привлечения инвестиций в проведение мероприятий по охране окружающей среды» (Кодекс Республики Казахстан от 2 января 2021 года №400-VI «Экологический кодекс Республики Казахстан»).
Вообще, как отмечают многие специалисты, «Экологический кодекс готовили, используя опыт стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и стран Европейского союза». И многое уже делается. Это проекты по очистке воздуха (для чего составлены планы по переводу транспорта на газ), по применению экологически приемлемых стройматериалов, проекты по возрождению знаменитых алматинских реликтовых яблоневых садов, по мусоропереработке и многое другое.
Итак, как уже отмечалось ранее, следует понимать, что социокультурное развитие, в первую очередь, должно быть устойчивым экоразвитием, которое предполагает формирование экологически релевантной (ориентированной) науки, экономики.
Но самое главное заключается в том, что экологически ориентированным должно быть сознание человеческого сообщества, основанное на новом понимании духовности и принципа целостности, что предполагает осознание единства и взаимосвязанности всего окружающего мира. Для этого в школьную программу и программу вузов должна быть встроена полноценная программа экологии, включающая в себя непросто некие статистические данные по состоянию окружающей среды, а программу экологии культуры, включающую такие понятия, как экологическое сознание, экологическое мировоззрение, экологическая ценность и т.д. Это позволит выработать уже в раннем возрасте целостный взгляд на мир и соответствующий такому взгляду поведенческий императив, а также иммунитет к воздействию разного рода антиобщественных, разрушительных движений, религиозных сект и т. д.
Сартаева Раушан Султановна
главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения КН МОН РК, кандидат философских наук, ассоциированный профессор, член-корреспондент РАЕН и ПАНИ