Отклик Генерального директора Института философии, политологии и религиоведения КН МОН РК, академика НАН РК Сейдуманова С.Т. на Послание Президента РК К.К. Токаева 01 сентября 2021 года

04.09.2021



Отклик Генерального директора Института философии, политологии и религиоведения КН МОН РК, академика НАН РК Сейдуманова С.Т. на Послание Президента РК К.К. Токаева 01 сентября 2021 года

<1931> Высокий уровень ожидания от Послания Президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Кемелевича Токаева народу Казахстана в 2021 году определила актуальность высказанных тезисов в содержательной части которых прозвучала акцентированная обеспокоенность Главы государства о состоянии в стране и представлены комплексные первоочередные меры по устранению возможных угроз. Из уст Главы государства прозвучала необходимость соблюдения и сохранения достигнутых за годы Независимости достижений страны. Задачи по экономическому развитию в постпандемический период действительно требуют консолидированных усилий государственных институтов развития с предпринимательским сообществом и инвесторами, режим деятельности которых будет находиться под контролем гражданского сектора. Принимая на исполнение прозвучавшие тезисы из Послания, коллектив сотрудников Института философии, политологии и религиоведения поддерживает курс на дальнейшее созидательное развитие страны, избранный Первым Президентов – Елбасы Н.А. Назарбаевым тридцать лет назад и поддержанный народом Казахстана. По словам Главы государства реализация этих целей будет лишена основы без должного внимания к проблеме трансформации национальной системы здравоохранения, которая в период распространения эпидемии короновируса, сумела оперативно перестроить собственную инфраструктуру, перераспределить и направить ресурсы на действенную борьбу с вирусом. Весьма чувствительная тема безопасности и здоровья населения страны побуждает к активному сотрудничеству всех сторон процесса, в том числе из негосударственного сектора. Но во многом ответственность за собственную безопасность и здоровье окружающих возлагается и на граждан страны. Третьим блоком убедительно представлены направления, по которым будет продолжен процесс адаптации системы образования в новых условиях дистанционного удаленного обучения и разработка системных изменений в отраслевое законодательство. Как отметил Глава государства перед казахстанским образованием и наукой стоит масштабная, неотложная задача – не просто поспевать за новыми веяниями, а быть на шаг впереди, генерировать тренды. Качество предоставляемых услуг и уровень ожиданий всех участников образовательного процесса, статус и рейтинговые индикаторы должны быть обеспечены рядом нормативно-правовых актов, которые смогут позволить охватить доступными ресурсами и программными продуктами все уровни школьной и студенческой аудитории, подготовить отечественный педагогический корпус и инфраструктуру образовательных учреждений всех форм собственности к работе в новом формате. Президент поручил обеспечить стабильную и достойную заработную плату ведущим ученым, включив ее в базовое финансирование науки при условии выработки четких и прозрачных правила отбора и финансирования таких научных организаций. Отныне предусматривается прямое финансирование научно-исследовательских институтов, занимающихся фундаментальной наукой и повышается срок грантового финансирования с трех до пяти лет. Одновременно будет изменен регламент работы Национальных научных советов и вводится институт апелляции. Выделяемые значительные государственные средства и четкий мониторинг за их использованием - залог успешного старта и реализации установленных задач по этому направлению. Решению вопросов совершенствования региональной политики, по мнению Главы государства в четвертом блоке Послания должны быть направлены усилия государственного аппарата, которому предстоит осваивать новые системные уровни учета местных интересов населения через институты избранных сельских акимов и интегрировать бюджетные возможности регионов в их предвыборные программы. Но пока эта задача усложняется отсутствием на селе должной коммуникации, профессионального социологического мониторинга и учета его результатов в процессе управления общественными настроениями, демографическими провалами и проблемой экологии, латентной безработицей и недостаточностью инструментов государственного регулирования для сбалансированного учета созидательных гражданских инициатив, которые в условиях правового нигилизма нередко провоцируют нежелательные вспышки напряженности. Следующим направлением Президент изложил свое видение по решению проблем на рынке труда и задачи по формированию его эффективной экосистемы, в которой по прежнему остается актуальным тренд на повышение квалификационных требований и приобретение новых востребованных для работодателей трудовых навыков. Потребительские настроения со стороны некоторых социальных слоев населения оказывают существенную нагрузку на бюджетные программы по массовому предпринимательству и продуктивной занятости. Следует признать негативный фактор сохранения иждивенческих настроений и отсутствие мотивации к созидательному труду. Шестым в Послании Главы государства выделяется направление по политической модернизации и защите прав человека – традиционный комплекс вопросов, для решения которых представлен объемный пакет предложений. В этом числе указаны перспективные разработки серии нормативно-правовых актов, усиливающих роль самого гражданского общества и качественно обновляет функционал государственных регуляторов и отраслевых министерств. Седьмой частью своего Послания К.К. Токаев изложил основное условие успешного достижения всех вышеназванных задач – консолидацию как главный фактор дальнейшего прогресса. Выделяя первостепенным условием сохранения консолидации казахстанского общества и баланса интересов всех его представителей, Президент РК твердо указал на конституционность равноправного применения государственного и русских языков, обеспечивающих принцип «единство в многообразии». Этим условием он особо выделил принципиальную позицию руководства страны и отразил господствующие настроения в обществе, которому всегда были нетерпимы резкие выпады некоторых «деятелей». В этом контексте, особое значение приобретают исследования, научный анализ и выработка рекомендаций в области следующей проблематики государственного регулирования общественной деятельности: место гражданских институтов и неформальных общественных лидеров в политической и конституциональной системах, риски размывания основных регулятивных функций государства, факторы нестабильности из-за неэффективного государственного менеджмента в критические моменты.