28.12.2021
ОТКРЫВАТЬ СОКРЫТОЕ, СОБИРАТЬ РАССЕЯННОЕ…
<2207>
Айдар АМРЕБАЕВ, директор Центра политических исследований ИФПР КН МОН РК
Современное человечество и Казахстан переживают своеоб¬разный период перехода к новому качеству своего развития, когда усугубляются застарелые проблемы, возникают новые вызовы, люди нуждаются в новом осмыслении состоявшегося, будучи пока сами в полной мере несостоявшимися. Следы дисгармонии мы прослеживаем повсюду, куда ни глянь…
Неэффективные государственные системы; бесчеловечные политические режимы; конфронтационный накал противостояния наций; беспросветные социальные и экономические диспропорции; вопиющая, приводящая к оскудению жизненного мира, экологическая ситуация; подмена гуманного человеческого смысла существования техническими и технологическими эрзацами; распад семей как первичной общественной ячейки; бездушный рационализм, с одной стороны, и апология «одичалой» чувственности, с другой; повсеместное игнорирование самоценности и прав личности… Человечество переживает сумерки в своем поступательном развитии. И в этой ситуации, как мне кажется, чрезвычайно возрастает роль философии, как универсального знания, и значение философов как носителей гуманного смысла существования.
Как мы помним из старых учебников по философии, эта область человеческого проявления является смыслообразующей жизнь человека сферой. Она придает значение и вкус всему существованию людей. Сегодня, когда мы наблюдаем беспрецедентное и высокоскоростное развитие наук и технологий, когда меняется современная онтологическая картина мира и актуализируется вопрос о том, как описать происходящие изменения человеческого бытия, сформировать непротиворечивую картину мира современного человека. Перед нашими глазами блестящие подвижнические примеры того, как философы разных эпох и народов в свое время отдали свою жизнь на то, чтобы представить нашему взору образы мира, в котором жили. И они сейчас служат для нас примером и образцом философского видения мира «здесь и теперь».
Думаю, что первейшей задачей философской науки сегодняшнего дня является экспликация новой онтологии современности, конструирование непротиворечивой миросистемы, в которой мы живем. При этом с очевидностью возникает вопрос о должном инструментарии познания, который бы не противостоял человеку, а способствовал его гармоничному развитию и самореализации в различных ипостасях. Несмотря на то, что наука сегодня развивается семимильными шагами, едва ли не ежечасно мы наблюдаем замечательные научные и технологические открытия, делающие нашу жизнь более комфортной и динамичной, все же одновременно с безудержным сциентизмом, мы видим поразительные примеры архаизации сознания, какой-то бессознательной веры в «спасительность» ненаучных форм знания. Пышным цветом на наших глазах расцветают оккультизм, знахарство и различного рода провидения, сулящие непременный крах всего человеческого существования. Думается, в этой связи общество нуждается в профессиональном философском определении существующих в сознании людей «мировоззренческих разломов».
Нужны актуальные разработки в сфере философии науки и техники. К примеру, мы не можем избежать поиска ответов на злобу дня в эпоху расширения информационного общества, его вмешательства в наш мир, формирования «не слишком человеческого» современного существования. Должны быть даны ясные и точные ответы и на вызовы вненаучных форм знания. Развитая когда-то казахстанская философская традиция исследований в области теории познания не должна потеряться в многообразии актуальных и общественно значимых проблем. Все-таки одной из фундаментальных основ и функций философии, определяющих ее доминирующее значение в мировоззрении человека, является онтолого-гносеологическая проблематика. Мы ответственны за формирование и отстаивание современной научной картины мира. И если мир и люди становятся темными и невежественными, то львиная доля вины в этом лежит на философах, которые мало пишут и исследуют проблемы эволюции знания, современной теории познания, онтологии, мало обращают внимание и совсем не интерпретируют современные научные открытия, технологические новации и их влияние на жизненный мир современного человека.
Следующий большой блок вопросов, непосредственно касающийся философов, относится к ценностям и смыслам существования человека, составляющим философскую аксиологию. Одним из вопиющих фактов, обязывающих нас к исследованиям и скорейшему внедрению в жизнь казахстанских научных философских изысканий в этой сфере, является то, что Казахстан занимает сегодня третье место в мире по количеству суицидов на душу населения. Как известно, самоубийство противоречит нашим исконным традиционным светским и религиозным ценностям. И мусульманская, и православная религии не приемлют это страшное явление, однако большое число наших граждан, особенно из числа молодежи и детей решаются на этот роковой шаг. Почему же тогда наши философы не спасают этих людей, решившихся на эти крайние действия? Разве философия уже исчерпала свою душеспасительную функцию в этом «бездушном мире»? Где современное «утешение философией»?
Где духовно-нравственное просвещение, о значении которого в формировании мировоззрения человека писали Лев Толстой, Абай, Шакарим? Почему современные философы «запираются» в свои узкопрофильные «каморки сознания», не проповедуя подлинно гуманистические ценности и смыслы на страницах широкой печати и актуальных социальных сетях? Разве это не является поистине философской миссией наставлять общество на путь, о котором говорили Конфуций и Ходжа Ахмет Яссауи? Сегодня в Казахстане мы говорим о модернизации сознания, изменениях в ментальных предпочтениях народа, национальных ценностях и интересах, но очевидно, что сегодня, как никогда остро встал вопрос о воспитании нравов людей, и не только молодежи. Люди перестали верить и доверять друг другу.
Социальный капитал нации чрезвычайно истончился. Думается, приращение его, раскрытие духовно-нравственного, культурного, интеллектуального потенциала нашего общества являются важной функцией и профессиональной обязанностью философов. Не только созерцать жизнь в ее многообразии, но и способствовать ее гуманизации, «очеловечиванию» жизненного мира современного человека должны сегодня наши философы. Полагаю, что в этом смысле образ философа-отшельника, отрешенного от злободневных вопросов жизни, не соответствует действительному облику философа и его духовной миссии. В обществе сложился затхлый стереотип о философах как людях отвлеченных, бедных и бездеятельных. Считаю, что это совершенно неприемлемый стереотип. Философы должны олицетворять собой счастливых, внутренне целостных, гармоничных и состоятельных людей, способных зажечь в сердцах и душах людей огонь жизни и глубокого смысла, осознанной социальной миссии человека в мире.
Только тогда мы можем с достоинством сказать, что наша жизнь прожита не зря, что мы своим поиском истины и деятельностью продемонстрировали образцы высокоинтеллектуального, духовно насыщенного, полнокровного человеческого существования. «Суть и смысл твоей жизни, – пишет Шакарим, – заключается в том, как ты проживешь ее на этой земле, что ты оставишь после себя». Всегда нужно помнить о смерти, как пределе, которая обрывает жизнь человека. И если «ты не выполнил свою миссию» – уходишь из этого мира «скорбя», писал Абай. Сегодня в условиях пандемии, когда практически каждый на себе, среди своих близких ощутил эту скорбь по ушедшим, разве это не повод для «переоценки ценностей» и для самих философов?
Философия изучает феноменологию духа, то есть то, как человеческий дух сказывается, проявляется в различных культурных явлениях, решает повседневные задачи существования. Опредмечивание реальности, отчуждение человека от своего подлинного существования – актуальные темы исследования для современной философии Казахстана.
Национальный дискурс духовного развития казахстанского общества по истечении 30 лет суверенного развития должен стать предметом особых забот философов, в неменьшей степени, чем политиков и политических исследователей. Куда мы движемся, каков может быть гуманитарный смысл и цели общественного развития? Каковы культурные и духовно-философские инъекции, позволяющие противостоять социальной агрессии и ненависти в обществе, повсеместному наступлению пространства консьюмеризма и стяжательства? Формирование и разработка гармоничной модели социального будущего Казахстана представляется важным направлением деятельности философов. Необходимо чутко воспринимать актуальные общественные нужды и ретранслировать их в адекватные политические решения, принимаемые большинством общества. Концепт «слышащего государства», предложенный нашим Президентом, с моей точки зрения, нуждается в философском обосновании и продвижении на всех уровнях общественного сознания, и на теоретическом, и на эмпирическом уровнях, открывая новые духовные каналы доверия между обществом и государством.
Мы отмечаем 30-летие современного независимого Казахстана. Философы, безусловно, внесли свой вклад в описание и обоснование нашей национальной идентичности. Были сделаны существенные разработки по реконструкции казахской традиционной картины мира, воссозданию форматов кочевой мыслительной традиции. Однако, на мой взгляд, в недостаточной степени были разработаны проблемы сегодняшнего дня нашего казахстанского общества. Нет исследований по ментальной «структуре повседневности» нашего социума. Мы не знаем, чем живет современный гражданин Республики Казахстан, какими ценностями и смыслами он оправдывает свое существование, какими мечтами и надеждами обладает? Каково реальное бытие поликультурного, многоэтничного и поликонфессионального общества Казахстана? Каковы «зоны чувствительности» и допустимой комфортности социального бытия людей разных национальностей, многообразных ценностных миров, жизненных ориентиров и уровней достатка? Я думаю, ответ на эти непростые вопросы может быть достойным вкладом наших философов в гармонизацию жизни на земле.
В кыргызском эпосе «Манас» есть замечательный герой, мудрец Бакай. Он так определял смысл и миссию философа, человека-мудреца: «открывать сокрытое, собирать рассеянное, жаждать хороших дел»… Думаю, что это именно тот путь, который позволит нашим философам реализовать свою профессиональную миссию познания мира, созидания конструктивного мировоззрения и демонстрации достойного поведения в обществе. Кантовская триада вопросов: кто я, что я могу знать и на что я могу надеяться, здесь звучат как никогда актуально. И мы должны вспомнить о том, что философы «ответственны за тех, кого приручили…».
https://mysl.kazgazeta.kz/news/15721