Социальная политика в контексте новой философии политического управления

04.02.2022



Отклик на выступление Главы государства К.К. Токаева на заседании Мажилиса Парламента республики Казахстан (11 января 2022 года)

<2326> Дунаев В.Ю., доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения Комитета науки МОН РК
Социальная политика в контексте новой философии политического управления
Основная задача социальной политики любого государства заключается в гуманизации социальных условий повседневной жизнедеятельности людей, или, как с недавнего времени принято интерпретировать эту задачу, в социальном конструировании «приемлемого для жизни», «хорошего» общества. Тем самым социальная политика втягивается в орбиту оживленных дискуссий, ведущихся в современной теоретической социологии и социальной философии. Большое место в выступлении Президента Казахстана К.К. Токаева на заседании Мажилиса Парламента РК 11 января 2022 года отведено мерам изменения социальной политики государства. Это вполне закономерно, поскольку отсутствие должного внимания к социальной сфере стало решающим фактором формирования социальной базы протестных настроений. Глава государства К.К. Токаев сказал: «Произошедшие трагические события во многом вызваны серьезными социально-экономическими проблемами и неэффективной, а точнее, провальной деятельностью некоторых государственных органов». Эта констатация верна, и за ней нужно видеть реальный исток социально-экономических проблем: системный кризис, структурно-деструктивный характер социальной политики. Социальная политика это и есть общая стратегия и комплекс мероприятий по выполнению социальных обязательств государства (в число которых входит и выстраивание барьеров на пути нелегитимных, социально безответственных практик финансовых и политических элит), а не благотворительность властей по отношению к представителям «андеркласса» как составная часть стратегии легитимизации господствующего положения истеблишмента. Основная проблема состоит в том, чтобы не поддаться соблазну легких решений, технократических иллюзий о том, что переход к информационно-коммуникативным технологиям управления государственной гиперсистемой способен «автоматически» гуманизировать социальные отношения, направлять их трансформацию в соответствии с духовно-нравственными идеалами. Понятная, нормальная, гуманизированная повседневность есть цель социальной политики. При этом решающее значение имеют степень реального участия гражданского общества в производстве социальных решений, касающихся качества и уровня его жизни. Если эта степень высока, то «великие интересы индивидуальной гуманности, важнейшие опоры общественной и частной деятельности, силы, низвергающие и возвышающие народы, представляются мыслями повседневного обихода, простыми, естественными взглядами на будничные предметы обычной жизни» (Гегель). Но верно и обратное. Именно согласие относительно основных ценностей и норм общежития обеспечивает надежное и стабильное развитие общества, устойчивость основных структур его жизнедеятельности, защиту социальной безопасности граждан. Однако, как отметил Президент К.К. Токаев, созданная в Казахстане система олигополии предопределила формирование такой системы распределения национального богатства, при которой «ключевыми выгодоприобретателями экономического роста стали финансово-олигархические группы» и тесно переплетенные, сросшиеся с ними управленческие структуры. Качество и действенность политического управления является ключевым фактором развития как общества в целом, так и социальной сферы. Институты современного казахстанского общества являются достаточно гибкими, сложно организованными системами, применение к управлению которыми «жестких» методов административного диктата неизбежно влечет за собой деструктивные социальные последствия. Несоответствие между инертным и бюрократизированным функционированием государственных институтов и потребностями государственного регулирования многообразных социальных процессов является серьезным препятствием для социальной направленности реформ и формирования новой социальной политики. Поэтому столь актуальна и необходима новая философия политического управления, органически синтезирующая рационально-технологические методы и гуманистические принципы, что открывает реальную возможность повысить рациональность, научную обоснованность, эффективность, и вместе с тем обеспечить социальную направленность политического управления. Социальное государство – это категория, отражающая не просто ориентацию на повышение уровня и качества жизни людей и заинтересованность политического субъекта в решении социальных проблем, а раскрывающая качественно новую систему взаимодействий между экономикой и политикой, государством, бизнесом и гражданским обществом в их отношении к человеку газета SILK ROAD TODAY от 21.01.2022 / №2 (151)