15.05.2022
Рустем Кадыржанов, главный научный сотрудник ИФПР КН МОН РК,
Доктор философских наук, профессор
Характеризуя получившие название «Новый Казахстан» системные изменения в стране, произошедшие после января 2022 г., Касым-Жомарт Токаев указывает на справедливость как важнейшую его черту. «Новый Казахстан» это справедливый Казахстан заявляет президент страны на своих встречах с гражданами. Достижение социальной справедливости является главной целью трансформации социально-политической системы казахстанского общества, нашедшую свое выражение в конституционной реформе. Всенародный референдум по внесению изменений в Конституцию РК, призванных сформировать правовой фундамент перехода от суперпрезидентского режима к президентской республике с сильным парламентом и судебной системой, назначен на 5 июня нынешнего года.
В социологической теории понятие социальной справедливости тесно связано с понятиями социального равенства и социального неравенства. В самом общем виде неравенство означает такие условия, при которых люди имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть и престиж. Исторический опыт свидетельствует о том, что неравенство неизбежно, оно существует во всех человеческих обществах, даже самых примитивных. По мере роста производительных сил общества возрастают экономические и социальные предпосылки для увеличения неравенства между различными социальными группами. В человеческой истории наибольшие условия для неравенства на массовом уровне складываются в индустриальном обществе с рыночной экономикой.
По мере роста социального неравенства в обществе нарастает протестный потенциал и общая социальная нестабильность. Протестный потенциал накапливается в первую очередь среди бедных слоев населения, но также среди тех, кто воспринимает существующую в обществе ситуацию с доступом к социальным благам и ресурсам как угрозу своему положению. Мировой опыт показывает, что нарастание протестного потенциала грозит обществу различными социальными потрясениями и даже революцией. Поэтому государства стремятся в своей политике не допускать высокого уровня социального неравенства в обществе, видя в этом угрозу социальной стабильности.
Проблема в том, однако, что далеко не всем государствам удается решить проблему социального неравенства и связанной с ней проблемой социальной справедливости. В различных регионах и странах мира мы видим различный уровень социального неравенства и различную политику государств, направленных на решение проблемы неравенства и ее последствий. В развитых западных странах мы видим достаточно высокий уровень социального равенства, тогда как в странах Африки и Латинской Америки наблюдается высокий уровень социального неравенства, сопровождающийся высоким уровнем социальной нестабильности, проявляющейся в частых в этих странах государственных переворотах. Даже среди западных стран наблюдается различный уровень социального неравенства, например, в США уровень неравенства гораздо выше, чем в государствах Европейского Союза. Но даже среди государств ЕС мы видим заметные различия в уровне социального неравенства. Наивысший уровень социального равенства не только в Европе, но и во всем мире наблюдается в странах северной Европы, тогда как в других частях ЕС уровень социального неравенства выше.
Постсоветские страны составляют регион с высоким уровнем социального неравенства. В определенном смысле это удивительно, ведь они вышли из социально-экономической системы, одним из главных смыслов которой утверждалось достижение высокого уровня и даже полного социального равенства. Советская идеология преподносила политику государства по поддержанию социального равенства как свидетельство стремления советской власти к утверждению высшей ценности – социальной справедливости, то есть «советский политический строй – самый справедливый в мире политический строй». Неэффективность плановой экономики стала одной из главных причин невозможности достичь этой цели, в итоге приведя к ее развалу и последовавшим затем распадом самого СССР.
Отказ от плановой экономики и переход в новых независимых государствах к рыночной экономике в условиях распада единой социально-экономической системы и интеграционных связей между советскими республиками привел к появлению в них «дикого» олигархического капитализма с высоким уровнем социального неравенства. К числу постсоветских государств с высоким уровнем социального неравенства относится Казахстан, где, по словам президента Токаева, 162 семьи владели половиной всего национального богатства страны. Этот факт говорит об исключительно высоком уровне социального неравенства в Казахстане, при том, что страна достигла более высокого по сравнению с другими постсоветскими государствами, кроме России, уровня социально-экономического развития.
Одна из главных причин высокого уровня социального неравенства в постсоветских государствах носит политический характер, она связана с политическим режимом суперпрезидентского правления в большинстве этих государств. Суперпрезидентский режим и олигархическая социально-экономическая система тесно между собой связаны, создавая фундамент власть-собственность для такого слияния. Олигархи создают свое богатство благодаря своей связи с президентской властью, образуя так называемую «семью». В Казахстане олигархическая «семья» включала в себя вышеупомянутые 162 семьи, владевшие половиной национального богатства страны. Главная функция политического режима в олигархическо-суперпрезидентской системе состоит в охране монополии на власть и богатство президента и «семьи».
Совершенно закономерно, что растущая социальная поляризация в Казахстане вела к росту социального напряжения и общей нестабильности. Своего пика протестный потенциал достиг в январе 2022 г., когда по всему Казахстану вышли массы людей, призывая к социальной справедливости. Наибольшего размаха протестные выступления достигли в Алматы, где в ряды протестующих влились радикальные и уголовные элементы, что привело к захвату административных зданий, грабежам и мародерству, в результате чего власти вынуждены были ввести режим чрезвычайного положения. По мнению экспертов, на фоне трагических событий января 2022 г. в Алматы в Казахстане произошла смена власти, в результате которой вместо Нурсултана Назарбаева к власти пришел Касым-Жомарт Токаев.
Пытаясь преодолеть причины глубокого социального неравенства в казахстанском обществе, Токаев направил усилия против суперпрезидентского режима и олигархического капитализма. В марте 2022 г. Токаев предложил пакет предложений, направленных на реформу политической системы Казахстана в направлении преодоления суперпрезидентского режима. Эти предложения приобрели форму поправок в Конституцию РК, которые должны быть приняты на референдуме 5 июня 2022 г. Во время визита в Турцию в мае 2022 г. Токаев на встрече с представителями бизнеса Турции и Казахстана заявил: «5 июня в нашей стране произойдет всенародный референдум. Поправки внесены в 33 статьи Конституции. Моя цель – дать больше свободы моему народу, укрепить демократию и верховенство закона. Меня, как президента, не интересуют никакие привилегии и льготы. Я не приемлю этого».
Демократизация политической системы Казахстана создаст условия для преодоления глубокого социального неравенства, утвердившегося в условиях суперпрезидентского режима и олигархической системы. Поправки в Конституцию РК направлены на формирование нового политического режима, главной целью которого будет не поддержание олигархической системы с ее социальным неравенством, но укрепление социального равенства и социальной справедливости. Политическая система, ставящая своей главной целью утверждение социальной справедливости, является более устойчивой и стабильной, чем политический режим, который не может справиться с социальным неравенством и, тем более, охраняет его.
Необходимо отметить, что социальная справедливость не может быть равенством в бедности. Социально-политическая система должна стремиться к тому, чтобы представить своим гражданам достойный уровень жизни. Только в этом случае политическая система будет стабильной и устойчивой. Об этом говорит мировой опыт. Социальная справедливость не означает также действие по принципу «взять и поровну поделить». Во многом этот принцип действовал в советской социально-экономической системе. Сегодня многие с ностальгией вспоминают о советской плановой экономике и ее социальных гарантиях. Не следует при этом забывать, что с ее государственным регулированием и стремлением к равенству в оплате труда нарушала индивидуальные стимулы к стремлению больше зарабатывать за счет отсутствия восприимчивости к экономическим новациям. Это вело к неэффективности экономики, что и послужило одной из главных причин ее развала.
Социальная справедливость означает не равенство в оплате труда, а равенство в доступе к социальным благам и ресурсам. Одним из таких социальных благ является образование, которое создает человеку фундамент для самореализации и достижения социальных высот. Здесь важную роль играет качество образования, поскольку человек, получивший лучшее образование, имеет преимущество перед тем, у кого образование хуже. Однако сегодня в Казахстане мы наблюдаем, что образование в городе, чем на селе. В городе также наблюдается различие в качестве образования, так как в центре города в школах дают лучшее образование, чем на окраине. Социальная справедливость в вопросах образования заключается в том, чтобы поднять его общий уровень, чтобы, например, выпускники сельских школ имели достаточное знание в математике или иностранных языках, чтобы иметь возможность включаться в социальные лифты.
Вопрос качества образования требует взаимодействия государства и гражданского общества, а это означает демократизацию политической системы. Гражданское общество в этом взаимодействии должно проявлять требовательность и изобретательность, а государство проявлять социальную чуткость к запросам общества. Это означает, что государство должно быть «слышащим», о чем призывает Касым-Жомарт Токаев с первых дней своего пребывания в должности президента. Но раньше у него не было полной свободы рук для реализации своих идей, теперь же такая свобода появилась. Для достижения социальной справедливости в Казахстане нужна не только политика государства, но и поддержка общества в реализации этой политики.