13.12.2021
Стратегия Китая в Центральной Азии - АНАЛИЗ.
<2169>
Как известно, отношения Казахстана и Китая сегодня характеризуются как отношения расширенного и всестороннего вечного партнерства и добрососедства. Мы являемся одними из приоритетных участников для Китая на континентальном треке Евразии при реализации глобальной инициативы «Пояс и путь». В Казахстане реализуется двусторонняя программа индустриального сотрудничества по строительству 55 современных предприятий с китайским участием.
Кроме этого, при поддержке китайских нефтегазовых корпораций осуществлена диверсификация нефтегазовых трубопроводов из нефтеносных регионов западного Казахстана в Китай. Построен казахстанский участок автодорожного транспортного коридора «Западная Европа - Западный Китай». Соединены железнодорожные ветки из Китая через Казахстан, Туркменистан и Иран в Персидский залив. Построены два трансграничных транспортно-логистических центра на востоке на казахстанско-китайской границе Хоргос / Восточные ворота и на западе страны на побережье Каспийского моря в порту Актау. Казахстан предусматривает строительство еще нескольких транграничных хаба по всему периметру границ страны.
Сотрудничество с Китаем реализуется на самом высоком политическом уровне. Казахстан является участником Шанхайской Организации Сотрудничества и инициатором Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, в которых тесно взаимодействует с Китаем. КНР является одним из главных инвесторов Казахстана и технологическим донором. В двусторонних отношениях разрешены все территориальные споры между странами, оставшиеся в наследство от СССР. Казахстанско-китайская граница делемитирована и демаркирована в полном объеме.
Подписаны и ратифицированы соответствующие договора между странами. Наши государства придерживаются общих принципов и подходов относительно незыблемости и приоритета признания национального суверенитета и территориальной целостности государств. В своей стратегии внешней политики Казахстан придерживается политики многовекторности, балансируя между влиянием крупных международных центров силы, - Россией, Китаем, США и мусульманским миром.
К числу серьезных вызовов современной внешней политики Казахстана можно отнести проблемы, связанные с санкционным режимом между Западом и Россией, а также «торговые войны» Китая и США, которые негативно сказываются на устойчивости международного позиционирования нашей страны. Одним из рисков последнего времени следует отнести решение США о выводе войск коалиции из Афганистана и возможность дестабилизации ситуации в этой стране. Казахстан активно выступает против эскалации напряженности между влиятельными силами в регионе Центральной Азии, последовательно борется с религиозным экстремизмом, терроризмом, сепаратизмом и наркотрафиком, - потенциальными вызовами «афганского кризиса».
В этом плане, Казахстан выступает активным сторонником центрально-азиатской и общетюркской интеграции. В двусторонних отношениях с Китаем, особое место занимает проблема самоидентификации казахского этноса на территории Западного Китая. К числу актуальных вопросов современной «повестки дня» двух государств относится проблема регулирования трансграничных водных ресурсов, а также борьба с распространением пандемии коронавируса и постковидное восстановление экономической активности.
Действительно, Центральная Азия сегодня выходит из своего периферийного статуса «land lock area» (континентально замкнутого пространства), открываясь в транспортно-логистическом отношении и, одновременно являясь объектом активной конкуренции различных внешних проектов. В частности, речь идет о некомплиментарности и даже конфликтности интересов различных стратегических векторов, среди которых проекты Евразийского Экономического Союза под патронажем России, китайской инициативы «Пояса и пути», формат сотрудничества стран региона с США «С5+1», Расширенное партнерство ЕС со странами Центральной Азии, Совет Сотрудничества Тюркских Государств, в которых участвует Казахстан. Особое значение для продвижения международной состоятельности и сохранения национального суверенитета государств Центральной Азии имеет стратегия сотрудничества с Китаем как одним из ключевых и ответственных партнеров региона.
В настоящее время следует отметить, что Китай наращивает не только традиционное экономическое присутствие в регионе, но также и набирает политический вес. К «знаковым» событиям последнего времени можно отнести прошедший недавно в Пекине в онлайн режиме Форум политических партий, приуроченный к 100-летию коммунистической партии КНР. Китай становится одним из главных влиятельных «игроков» на глобальном общемировом пространстве, а Центральная Азия является в этом отношении реальным «полигоном» для апробации своеобразной «китайской модели» глобализации и регионализма.
Проходит адаптацию китайская концепция «сообщества единой судьбы человечества». Это серьезный вызов для всей постсоветской Центральной Азии. Наличие конфликтных зон интересов великих держав в регионе, тлеющий уже на протяжении 40 лет кризис в Афганистане, непосредственно примыкающем к Центральной Азии, создают достаточно высокое поле напряжения для устойчивого развития наших стран. Роль Китая в настоящей ситуации является скорее конструктивной на фоне достаточно брутальной региональной стратегии России и «сомнительного выхода» стран Запада и США из «Большой игры» в Центральной Азии. Все это происходит на фоне незавершенного постсоветского транзита практически во всех странах региона.
Директор Центра политических исследований Института философии, политологии и религиоведения КН МОН РК, политический аналитик, Айдар Амребаев специально для Vzglyad.az.
Подготовил Джавад Мурадов
https://vzglyad.az/news/198336