АНАЛИТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
о реализуемых мерах по противодействию коррупции в РГП на ПХВ «Институт философии, политологии и религиоведения» Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан за период 2024 -2025 год.
город Алматы 13 января 2025 года
В целях устранения коррупционных правонарушений и формирования в обществе атмосферы нетерпимости к коррупции в РГП на ПХВ «ИФПР» КН МНВО РК (далее-Институт) на постоянной основе ведется работа по противодействию коррупционным рискам и формированию антикоррупционной культуры.
Так в Институте действуют Правила этики и противодействия коррупционным рискам, утвержденные приказом директора 15 апреля 2020 года.
Приказом № 23-1п от 5 августа 2021 года создана комплаенс-служба.
Действует Положение об антикоррупционной комплаенс-службе и Инструкция по противодействию коррупции приказом от 25 апреля 2023 года №11-1п.
В ходе обсуждения научных вопросов на ученом совете, семинарах, производственно-управленческих и хозяйственных вопросов на дирекции, обращается приоритетное внимание на сторону этичного и антикоррупционного поведения работников и научных сотрудников.
В обязательном порядке каждый научный проект (программа) проходит этическую экспертизу на предмет своевременного выявления научного плагиата или заимствований, направленных на улучшение морального климата и моральной респектабельности Института.
Касательно проведения мер по формированию антикоррупционной культуры и мировоззрения, каждый работник при заключении трудового договора знакомится с антикоррупционной политикой и локальными нормативными актами по противодействию коррупции, действующими в Институте с целью неукоснительного соблюдения принципов и требований данных документов.
Антикоррупционные положения введены в должностные инструкции работников Института.
В коллективе Института периодически проводятся мероприятия в виде презентаций, бесед и лекций по антикоррупционной тематике.
В Институте периодически с разрывом год-полтора проводится внешний аудит с привлечением внешних независимых экспертов при осуществлении хозяйственной деятельности и организации антикоррупционных мер.
При обсуждении проблемы коррупции, комплаенс-службой среди работников Института проводится индивидуальное консультирование работников по вопросам применения (соблюдения) антикоррупционных стандартов и процедур.
По инициативе комплаенс-службы на интернет – ресурсе Института функционирует раздел «Противодействие коррупции», где размещены утвержденный План мероприятий по противодействию коррупции, утвержденный «Антикоррупционный стандарт» Института, Инструкция по противодействию коррупции, нормативные правовые акты в сфере противодействия коррупции (с которыми может ознакомиться каждый из посетителей сайта), а также иная информация, справки по проблемам анализа и предотвращения коррупционных рисков.
Согласно Правилам проведения антикоррупционной экспертизы внутренних актов Института (приказ от 22 января 2021 года №8-2п) в соответствии с Типовыми правилами проведения внутреннего анализа коррупционных рисков, утвержденных приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции от 19 октября 2016 года №12 проведен внутренний анализ коррупционных рисков в деятельности Института.
Период проведения внутреннего анализа коррупционных рисков:
2023 – 2024 год.
Анализируемый период деятельности Института:
апрель 2023 – 2024 года.
Внутренний анализ коррупционных рисков проводился по следующим направлениям:
- выявление коррупционных рисков во внутренних нормативных документах, затрагивающих деятельность Института;
- выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности Института.
2.1. Выявление коррупционных рисков во внутренних нормативных документах, затрагивающих деятельность Института.
Институт осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24 октября 2011 года №487-IV «О науке», Уставом, а также внутренними нормативными документами Института (Правила, инструкции, регламенты, положения о структурных подразделениях и т.д.).
В ходе анализа были изучены Устав и внутренние нормативные документы, регламентирующие деятельность Института и его структурных подразделений.
По результатам анализа составлена представляемая аналитическая таблица:
Наименование документа |
Критерии антикоррупционной экспертизы |
Замечания |
Предложения |
|
Регламент работы Дисциплинарной комиссии «Института философии, политологии и религиоведения» КН МНВО РК |
Широта дискреционных полномочий |
Замечаний не имеется |
- |
|
Определение компетенции по формуле «вправе» |
Замечаний не имеется |
|||
Наличие пробела в регулировании процессов деятельности |
Замечаний не имеется |
_ |
||
Отсутствие или неполнота административных процедур |
Замечаний не имеется |
- |
||
Выборочное изменение объема прав |
Замечаний не имеется |
- |
||
Коллизии внутренних актов |
Замечаний не имеется |
- |
||
Наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права |
Замечаний не имеется |
- |
||
Юридико-лингвистическая неопределенность |
Замечаний не имеется |
- |
||
Другие коррупциогенные факторы |
Замечаний не имеется |
- |
||
Заключение: |
||||
|
|
|||
Наименование документа |
Критерии антикоррупционной экспертизы |
Замечания |
Предложения |
|
Правила этики и противодействия коррупции РГП на ПХВ «Институт философии, политологии и религиоведения» Комитета науки МНВО РК |
Широта дискреционных полномочий |
Замечаний не имеется |
_ |
|
Определение компетенции по формуле «вправе» |
В пункте 5.2. определена компетенция Уполномоченного по этике по формуле вправе: - инициирует проведение процедур по выявлению нарушений Правил как на основании поступивших обращений, так и по собственной инициативе; - обращается лично к работникам, должностным лицам по вопросам несоблюдения Правил; - дает работникам, должностным лицам разъяснения и толкование положений Правил». |
Предлагается пункт 5.2. изложить в следующей редакции: «5.2. Уполномоченный по этике: инициирует проведение процедур по выявлению нарушений Правил как на основании поступивших обращений, так и по собственной инициативе; - обращается лично и по просьбе руководства Института к работникам, должностным лицам по вопросам несоблюдения Правил; - дает работникам, должностным лицам разъяснения и толкование положений Правил совместно с юристом Института».
|
||
Наличие пробела в регулировании процессов деятельности |
Замечаний не имеется |
- |
||
Отсутствие или неполнота административных процедур |
Замечаний не имеется |
- |
||
Выборочное изменение объема прав |
Замечаний не имеется |
- |
||
Коллизии внутренних актов |
Замечаний не имеется |
- |
||
Наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права |
Замечаний не имеется |
- |
||
Юридико-лингвистическая неопределенность |
Замечаний не имеется |
- |
||
Другие коррупциогенные факторы |
Замечаний не имеется |
- |
||
Заключение: |
Следует внести вышеуказанный индикатор коррупционного риска путем изложения пункта 5.2 Правил в корректной редакции . |
|||
Наименование документа |
Критерии антикоррупционной экспертизы |
Замечания |
Предложения |
Положение об оплате труда, премировании, выплате пособия на оздоровление и оказания материальной помощи работникам РГП на ПХВ «Институт философии, политологии и религиоведения» КН МНВО РК |
Широта дискреционных полномочий |
В пункте 14 Положения определено – Основанием для выплаты премии являются «участие в научно-организационных мероприятиях, проводимых за пределами ИФПР». |
Предлагается новая редакция пункта 14: «участие в научно-организационных мероприятиях, проводимых за рубежом и в международных конференциях, организуемых в Республике Казахстан».
|
Определение компетенции по формуле «вправе» |
Замечаний не имеется |
- |
|
Наличие пробела в регулировании процессов деятельности |
Замечаний не имеется |
- |
|
Отсутствие или неполнота административных процедур |
Замечаний не имеется |
- |
|
Выборочное изменение объема прав |
Замечаний не имеется |
- |
|
Коллизии внутренних актов |
Замечаний не имеется |
- |
|
Наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права |
Замечаний не имеется |
- |
|
Юридико-лингвистическая неопределенность |
Замечаний не имеется |
- |
|
Другие коррупциогенного характера факторы |
Замечаний не имеется |
- |
|
Заключение: |
Следует внести вышеуказанное изменение путем изложения пунктов 14 в новой корректной редакции. |
По результатам анализа дискреционных полномочий и положений, способствующих совершению коррупционных правонарушений не выявлено.
2.2. Выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности Института.
В организационно-управленческой деятельности Института за исследуемый период подвергнуты следующие направления деятельности.
1) Управления персоналом, в том числе сменяемость кадров.
Кадровый и стуктурный состав Института.
Генеральный директор, два заместителя генерального директора, академик-секретарь, главный ученый секретарь, ученый секретарь и научные центры – философии, политических исследований и религиоведения, группа продвижения научной периодики и публикаций, организационные центры – информационно-организационной работы, офис по коммерциализации, сотрудничеству и инновациям, кадровой работы и документации, бухгалтерия.
Всего работников в Институте – 66 человек, из них 54 являются научными сотрудниками. В Институте всего 8 подразделений и в работе данных отраслей научной организации факты коррупционного характера не выявлены.
Режим работы Института обычный, т.е. хозяйственно-управленческий персонал работает полном режиме, а научные сотрудники в обычном и дистанционном режиме участвуют во всех мероприятиях. Нарушение режима работы не было обнаружено.
Порядок подбора кадров Института осуществляется в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан.
За отчетный период уволенных по отрицательным мотивам и привлеченных к дисциплинарной ответственности среди работников Института не имеется. Привлечение работников к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения отсутствует, а также совершение работниками Института коррупционных правонарушений уголовного и административного характера не установлено.
За анализируемый период систематически проводились консультации по правовым вопросам, этике поведения и антикоррупционной тематике в режиме онлайн и офлайн.
В Институте, в соответствии с Законом Республики Казахстан «О противодействии коррупции», Антикоррупционной политикой Института и Правилами этики Института регулярно проводится работа, направленная на профилактику коррупционной деятельности среди работников Института, а также повышение эффективности применения антикоррупционного законодательства в деятельности Института.
2) Урегулирование конфликта интересов.
Фактов аффилированности при занятии вакантных должностей, находящихся в непосредственной подчиненности должности, занимаемой близкими родственниками (родителями (родителем), детьми, усыновителями (удочерителями), усыновленными (удочеренными), полнородными и неполнородными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками) или супругом (супругой) не выявлено.
Основными мерами по предотвращению конфликтов интересов являются:
- строгое соблюдение работниками обязанностей, установленных законодательством, Уставом Института, иными внутренними нормативными актами, должностными инструкциями;
- утверждение и поддержание организационной структуры Института, которая четко разграничивает сферы ответственности, полномочия и отчетность
Правилами этики предусмотрено недопущение конфликта интересов. Все работники Института несут ответственность за принятие прозрачных, своевременных и адекватных решений, свободных от конфликтов интересов.
Работник Института любого уровня в целях недопущения конфликтов интересов:
1) не может занимать должности, находящиеся в непосредственной подчиненности должностям, занимаемым его близкими родственниками;
2) не должен пользоваться в своих интересах или для извлечения личной выгоды возможностями, которые ему предоставлены ресурсами Института, его должностным положением или информацией, полученной им вследствие исполнения должностных обязанностей;
3) не должен принимать непосредственного участия в рассмотрении и принятии решений по любым отношениям между Институтом и им самим, любым из его близких родственников или организаций, с которыми он или его близкие родственники связаны;
4) не должен принимать участия в какой-либо деятельности, которая может потенциально привести к конфликту интересов;
5) немедленно сообщать о любой коммерческой или иной заинтересованности (прямой или косвенной) в сделках, договорах, проектах, связанных с Институтом, или в связи с иными вопросами в порядке, предусмотренном внутренними документами Института;
Должен прилагать усилия к разрешению конфликтов в рамках законодательства Республики Казахстан, с учетом законных интересов сторон, вовлеченных в конфликт.
Обращения от физических и юридических лиц по факту проявления коррупции в деятельности Института не поступали.
Заместитель Генерального директора,
Уполномоченный по противодействию
коррупционным рискам Ш.Е.Джаманбалаева