Деятельность Центра фарабиеведения и казахской философии направлена на реализации стратегических задач по модернизации общественного сознания и выработки ценностно-культурных и духовно-мировоззренческих ориентиров по формированию нового качества нации. Планируются проведение исследований вопросов фарабиеведения и казахской философии, разработка философско-мировоззренческого, теоретико-методологического и духовно-ценностного основания осуществления культурного процесса в Казахстане, оказание идеологической поддержки в сфере государственной политики и некоторых сегментов государственного управления.
Данный Центр создан в 2021 г. на базе нескольких отделов института. В 1956–1957 гг. опубликована индивидуальная монография руководителя сектора философии и права АН КазССР, кандидата философских наук, профессора К.Б. Бейсембиева «Мировоззрения Абая Кунанбаева». Издана книга «Из истории общественной мысли Казахстана второй половины ХІХ века» под руководством К.Б. Бейсембиева. В секторе активно работал ныне академик НАН РК, профессор Д.К.Кшибеков.
Отдел фарабиеведения Института имеет свою уникальную историю становления с 60-70-х годов ХХ века. У истоков отечественного фарабиеведения по праву значится имя видного ученого А.Х.Касымжанова. Под его руководством работали такие талантливые ученые, как Б.Я.Ошерович, Е.Д.Харенко, А.С.Иванов, А.У.Уразбеков, А.Кельбуганов и другие. В последующие годы научными сотрудниками отдела были М.С. Бурабаев, К.Х.Таджикова, Г.ККурмангалиева, А.М.Кенесарин, К.У. Альжан, Н.Л.Сейтахметова, Г.Р.Коянбаева, Н.Х.Жолмухамедова и др.
В течение долгих десятилетий выполнены десятки фундаментальных научно-исследовательских проектов, изданы книги и коллективные монографии:
- были опубликованы «Философские трактаты» (1973), «Историко-философские трактаты» (1975), «Логические трактаты» (1975), «Социально-этические трактаты» (1978), «Математические трактаты» (1976), «Естественнонаучные трактаты» (1987) «Трактаты о музыке и поэзии» (1993), «Избранные трактаты» (1994) аль-Фараби;
- Институт философии совместно с Казахским национальным университетом им. аль-Фараби провел I и II Международный симпозиум «Восток – Запад: диалог культур»;
- в 1998 г. опубликована монография «Философия Абу Насра аль-Фараби» (Г.К. Курмангалиева, М.С. Бурабаев, А.М. Кенесарин, Г.Р. Коянбаева, Н.Х. Жолмухамедова и др), кроме того, авторский коллектив издал следующие коллективные монографии: «Проблемы бытия и познания в философии аль-Фараби», «Социально-этические и эстетические взгляды аль-Фараби», «О логическом учении аль-Фараби» и другие
- в 2005 г. изданы коллективные монографии «Аль-Фараби и развитие восточной философии», «Философия аль-Фараби и исламская духовность»;
- в 2005-2009 гг. изданы 10 томов сочинений аль-Фараби – по Государственной программе «Культурное наследие»;
- в 2009 г. опубликована книга «Наследие аль-Фараби и проблемы современного межкультурного диалога» и книга М.С. Бурабаева «Аль-Фараби в Казахстане».
- Курмангалиева Г.К., Нысанбаев А.Н., Соловьева Г.Г., Сейтахметова Н.Л. «Наследие аль-Фараби и современная философия взаимопонимания»;
- Курмангалиева Г.К., Сейтахметова Н.Л., Жолмухамедова Н.Х., Таджикова К.Х., Коянбаева Г.Р., Мансурова А.С. «Наследие аль-Фараби и формирование нового интегрального мировоззрения»;
- «Наследие Абу Насра аль-Фараби в трудах Института философии, политологии и религиоведения КН МОН РК. Библиографический справочник»;
- «Творчество аль-Фараби в социокультурном измерении Востока и Запада: к 10-летию журнала «Аль-Фараби»;
- Курмангалиева Г.К., Сейтахметова Н.С., Бижанов А.Х. Таджикова К.Х. Курманалиева А.Д. «Научное наследие аль-Фараби». Коллективная монография. Алматы: «Қазақ университеті», 2020. – 273 с.
Благодаря непрекращающейся в течение полувека научно-исследовательской работе (С.К. Сатыбекова, А.С. Иванов, Е.Д. Харенко, Б.Я. Ошерович, Н. Караев, К.Х. Таджикова, А.К. Кубесов, К.Б. Жарыкбаев, А.Б. Дербисали, Ж.А. Алтаев, Г.К. Курмангалиева, Н.Л. Сейтахметова и др.) введены в научный оборот трактаты мыслителя, переведенные на казахский и русский языки, осуществлено современное прочтение непреходящих идей аль-Фараби о «добродетельном городе», мире, взаимопонимании, диалоге культур, о значении философии и религии, знании и преодоления невежества в жизни человека и общества и многие другие.
Подвижнический труд ученых Казахстана завершился высоко значимым результатом - имя аль-Фараби стало культурным символом Казахстана, 1150-летие которого отмечался научной общественностью в 2021 году. Два научных центра страны – ИФПР КН МОН РК и КазНУ им. аль-Фараби – длительной и разносторонней исследовательской деятельностью сделали фарабиеведение известным научным направлением казахстанской философии.
В 1991 г. по инициативе А.Н. Нысанбаеве был открыт отдел казахской философии и его первым заведующим стал доктор философских наук, профессор М.С. Орынбеков. Затем его руководство поручается И.Е. Ергалиеву и С.Е. Нурмуратову. Если прежде казахстанская философия не уделяла должного внимания казахской философии, что нашло отражение в отсутствии такового понятия и рассмотрении ее лишь в качестве «общественной мысли», то в настоящее время это направление философии стало ведущим в казахстанской философии. На настоящий период произошло переоткрытие казахской философии и переосмысление ее в новых исторических реалиях. Философской рефлексии подверглось изучение сущности, истоков, содержания, культурно-исторических этапов развития казахской философии. В научный оборот и дискурс казахской философии были введены новые исторические имена и ранее неизвестные или малоизвестные эмпирические материалы, применены обновленные методы исследования.
Казахская философия как квинтэссенция казахского мировидения и миропонимания рассматривался учеными Института (Д.К. Кшибеков, А.Н. Нысанбаев, И.Е. Ергалиев, К.Ш. Нурланова, С. Акатай, С.Е. Нурмуратов, Г.Г. Барлыбаева, К.У. Альжан, К.М. Конырбаева, Ж.Б. Ошакбаева, Б.М. Сатершинов, А.Д. Мейрманов и др.) с новых мировоззренческих и методологических позиций. Примерами являются следующие работы казахстанских философов:
- в 1993 г. изданы книги М.С. Орынбекова – «Предфилософия протоказахов», «Философские воззрения Абая», коллективная монография «Философия и мировоззрение Абая» (на казахском языке);
- в 1995 г. издана книга Сабетказы Акатая «Древние культы и традиционная культура казахского народа».
- четырехтомное исследование «Қазақ даласының ойшылдары» («Мыслители казахской степи»). Алматы, Институт философии МН-АН РК. с 1994 по 2000 гг.;
- пятитомное исследование «Қазақ философиясы тарихы (ежелгі дәуірден қазіргі заманға дейін). («История казахской философии (с древнейших времен до наших дней) – Алматы: ҚР БҒМ ҒК Философия, саясаттану және дінтану Институты. с 2013 по 2017 гг;
- Барлыбаева Г.Г. Философская этика казахов. – Алматы: Институт философии, политологии и религиоведения КН МОН РК, 2018;
- «Әл-Фараби және қазіргі қоғамдағы интеллектуалды мәдениетті жаңғырту мәселелері» атты Халықаралық ғылыми-практикалық конференцияның материалдар жинағы. – Сборник материалов Международной научно-практической конференции: «Аль-Фараби и вопросы модернизации интеллектуальной культуры современного общества». – Алматы: ҚР БҒМ ҒК Философия, саясаттану және дінтану институты, 2020. – 274 б.;
- «Рухани жаңғыру аясындағы Абайдың философиялық және әдеби мұрасы»: дөңгелек үстел материалдар жинағы. – Сборник материалов круглого стола: «Философское и литературное наследие Абая в контексте модернизации общественного сознания». – Алматы: ҚР БҒМ ҒК Философия, саясаттану және дінтану институты, 2020. – 180 б.
Кроме того, сотрудники отдела в 2004-2009 гг. активно участвовали в реализации государственной программы «Культурное наследие». Силами сотрудников отдела и Института были изданы 20 томов из цикла «Мировое философское наследие», 20 томов из цикла «Философское наследие казахского народа», а также 10 томов «Философское наследие аль-Фараби».
В контексте полноценного изучения казахской философии в современной казахстанской философии произошло открытие тюркской философии. С точки зрения проблем региональной интеграции, осознания и понимания своего места в мире исследование тюркской философии как исторической формы самосознания тюркских народов представляется перспективным направлением не только современной философии в Казахстане, но всего комплекса социогуманитарных наук.
В казахстанских исследованиях обосновывается самостоятельный статус тюркской философии, ее влияние на казахскую философию, дается анализ философских воззрений ее представителей, находившихся ранее под прессом идеологического запрета, раскрывается сложная панорама противоречивого культурно-исторического и общественно-политического развития философских идей тюркского мира. Исследования казахстанской философии входят в комплекс исследовательских программ, конференций, проектов тюркоязычных государств, активно исследующих тюркские корни национальной философии.
В настоящее время сотрудники Центра в рамках грантового финансирования за 2021-2022 гг. выполняют следующие научно-исслеовательские проекты: «Қазақстан дамуының қазіргі жаңғыру кезеңіндегі қазақ халқының философиялық-поэтикалық мұрасының рухани-мәдени әлеуеті» (Духовно-культурный потенциал философско-поэтического наследия казахского народа в условиях современного развития Казахстана). Научный руководитель – кандидат философских наук Ж.Б.Ошакбаева), «Абай философиялық іліміндегі «толық адам» тұжырымдамасы және қазіргі заман» (Концепция «целостного человека» в философском учении Абая и современность). Научный руководитель – доктор философских наук Г.Г.Барлыбаева). Научная программа Института в рамках ПЦФ «Қазақстанның тұрақты даму стратегиясы контекстінде қоғамның мәдениеті мен құндылықтарын зерттеу» (Исследование культуры и ценностей общества в контексте стратегии устойчивого развития Казахстана»). 2021-2022 гг. Научные руководители: доктора философских наук С.Е.Нурмуратов и Г.К.Курмангалиева).
Кадровый состав Центра:
1. Директор Центра – дфн, профессор Нурмуратов Серик Есентаевич
2. Заместитель директора Центра – дфн, ГНС Барлыбаева Гаухар Гинаядовна
3. ГНС – академик НАН РК, дфн, профессор Нысанбаев Абдумалик Нысанбаевич
4. ГНС – дфн, доцент Курмангалиева Галия Курмангалиевна
5. ГНС – дфн, профессор Изотов Мухтар Зиядаевич
6. ГНС – кфн Ошакбаева Жазира Бейбутовна
7. ВНС – кфн, доцент Әлжан Қуаныш Узакбаевич
8. ВНС – кфн, доцент Коянбаева Гульнар Ромсеитовна
9. ВНС – кфн Конырбаева Кулсия Магражовна
10. СНС – магистр, докторант Нусипова Гульнар Игенбаевна
11. СНС – магистр Мейрманов Аманжол Досжанович
12. НС – докторант Ержанова Айдана Женисовна
13. НС – докторант Шайдулина Дарья Рустамовна
14. НС – докторант Кельдинова Айман Бауржановна
15. НС – магистрант Киекенова Багдат Базылханкызы