ИПН: когда и зачем хотят ввести прогрессивное налогообложение в Казахстане?
05.09.2024
Сегодня, 06:51,
автор Сауле Исабаева
В недавнем Послании народу Казахстана президент страны много внимания уделил вопросам, связанным с налогообложением и налоговым администрированием. Помимо всего прочего, он предложил установить дифференцированные ставки индивидуального подоходного налога (ИПН), добавив, что необходимость в этом уже давно назрела. Чем вызвана данная инициатива? Кого она коснется? Какой может быть реакция казахстанцев в случае принятия соответствующего решения? Как оно скажется на доходной части бюджета? Найти ответы на эти вопросы мы попытались вместе с главным научным сотрудником Института философии, политологии и религиоведения КН МНВО РК Вячеславом Додоновым.
- Вячеслав Юрьевич, какова, на ваш взгляд, вероятность того, что такое решение примут? И как оно будет воспринято обществом?
- Если уж президент страны так поставил вопрос и тем более внес его в текст Послания, то, очевидно, решение по нему будет положительным. Как его воспримут в обществе? Думаю, без особого интереса, за исключением тех граждан, кого эта мера коснется непосредственно, то есть у кого доходы настолько высоки, что ставка ИПН для них вырастет.
- Скорее всего, власти преследуют две главные цели: во-первых, увеличить доходную часть бюджета, а, во-вторых, продемонстрировать гражданам свое стремление сократить разницу в доходах самых богатых и самых бедных в рамках курса на строительство «Справедливого Казахстана». Насколько и при каких условиях достижимы эти цели? Какие здесь существуют риски?
- Поскольку предложение главы государства прозвучало, как вы отметили, в том числе в рамках курса на строительство «Справедливого Казахстана», то, возможно, будет организована кампания по его информационному сопровождению и разъяснению с акцентом на то, что дифференцированные ставки являются более справедливыми. И если эта кампания будет достаточно масштабной, правильно выстроенной, то, вероятно, удастся достучаться до «общества», часть которого воспримет эту меру как правильную.
В целом же изменение ставок (точнее, их повышение для граждан с более высокими зарплатами) вряд ли приведет к существенному увеличению доходной части бюджета. Да, ИПН считается одним из главных налогов и третьим по объему налоговых поступлений (после налога на добавленную стоимость и корпоративного подоходного налога). В прошлом году он принес 8 процентов доходов государственного бюджета. Но, как мне кажется, повышение ставок все же охватит небольшой объем доходов, и дополнительные сборы не будут заметны в масштабах госбюджета. Хотя и они сейчас крайне важны.
Однако тут есть один нюанс. С республиканским бюджетом сейчас сложная и напряженная ситуация. Тогда как ИПН идет в местные бюджеты, где сегодня никаких особых сложностей нет. Наоборот, поступления в них превышают плановые. Да и в целом они профицитны. Поэтому даже если предположить, что дифференциация ставок приведет к росту налоговых поступлений, то они не отразятся на проблемах республиканского бюджета.
- Не приведет ли такое решение к сокрытию частью казахстанцев своих реальных доходов?
- Изменение ставок не влияет на разницу в доходах, потому как эта разница возникает до налогообложения. Обеспечение большей, чем сейчас, справедливости налоговых изъятий путем дифференциации ставок, конечно, может быть целью такого шага.
Во многих странах действует дифференцированная шкала налогообложения доходов, и это нормальная практика. Раньше она работала и в Казахстане. Но когда осуществлялся переход на так называемую плоскую шкалу, основным аргументом было то, что при низком ее уровне (а 10 процентов — это реально низкий уровень, по мировым меркам) произойдет выход из тени значительной части доходов. Будет ли обратный эффект при введении повышенных ставок для высоких доходов — вопрос открытый.
- Какой вы видите оптимальную схему дифференцированных ставок ИПН, при которой и риски ухода в тень будут минимальными, и социальной справедливости станет больше? Или же это не тот случай, когда надо что-то менять?
- Многое зависит от того, какая схема в итоге будет принята, многих ли она коснется и т.д. Я не готов давать прогноз в этой части, как и предлагать соответствующую схему. Если изменения будут несущественными, например, затронут небольшое количество состоятельных граждан, а ставки будут не слишком высокими (скажем, до 15 процентов), то риски ухода в тень могут быть небольшими.